МААМ-картинки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»

Султанова Эльвира
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»

МАДОУ Детский сад №6 ’’ Солнышко’’ г. Дюртюли.

Занятие по образовательной деятельности

’’Познавательное развитие’’

опытно – экспериментальная деятельность

в старшей группе на тему

Лаборатория чудес

’’Удивительные камни’’

Подготовила и провела воспитатель

Султанова Э. В.

2023 год

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные камни“» размещена в разделах

’’ Удивительные камни’’

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

Познакомить с разными свойствами камней.

Учить выделять существенные признаки камней.

Знакомство с особенностями морских,речных и драгоценных и полудрагоценных камней.

Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию.

Формировать умение делать открытия и выводы.

Развивающие:

Развивать экспериментальную деятельность.

Развивать речь детей.

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику.

Развивать внимание, мышление, память.

Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к объектам неживой природы.

Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия.

Воспитывать умение слушать друг друга, доброжелательность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

Проблемно-поисковый метод активные действия ребенка по обследованию объектов.

Наблюдения за объектом.

Просмотр иллюстраций

Беседа с элементами дискуссии

Познавательный рассказ воспитателя

Чтение художественной литературы, просмотр мультфильма.

Проведение опыта, эксперимента.

Материалы и оборудование: волшебная коробочка ощущений, набор карточек рисунков, магнитная доска; камни на тарелочке,емкость с водой,вата, фартуки, лупы, полудрагоценные камни с отверствием, шнурочек на каждого ребёнка.

Словарная работа: лаборатория, лупа, шероховатый, морской, речной,драгоценный, полудрагоценный, горная порода.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте мы с вами поприветствуем гостей. Здравствуйте!

Ребята,мы с вами утром нашли письмо,от кого оно было, о чем было написано в письме?

Ответы детей - От профессора Почемучки, попросил поработать в лаборатории.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель:А что сегодня мы будем исследовать нам поможет узнать волшебная коробочка ощущений. Сейчас кто то из вас нащупает предмет в ящике ощущений,но нам не скажет что там лежит даже если узнает его. Мы попробуем с вами догадаться задавая вопросы.

Вопросы детей ; Это живое или не живое?

Твердое или мягкое?

Тяжелое или легкое?

Холодное или теплое?

Гладкий или шершавый?

Воспитатель- Ребята, Он может быть мелкий-в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто может предмет по приметам узнать.

Как вы думаете что это? (камень)

Правильно!Камень это горная порода. Она образуется в результате разрушения гор.

Где мы можем с вами увидеть камни? –ответы детей (море, пруд, реки, горы, дороги). Показ слайда.

Большое количество разнообразных камней можно увидеть в музеях. Слайд.

Для чего нам нужны камни? Ответы детей. -Камни используются в строительстве дорог, домов.

Воспитатель-А еще из камней вырезают фигуры. Не далеко от нашего города в село Кушнаренково есть парк каменных фигур. Показ слайды фотографии фигур.

Сейчас мы с вами приступим к исследованию камня в лаборатории.

Воспитатель: Но для работы в лаборатории, нам нужно вспомнить правила. Ответы детей. -Необходимо надеть специальную одежду, вести себя аккуратно, без разрешения ничего не трогать, быть внимательными, ничего не брать в рот.

Воспитатель - А сейчас я вас приглашаю в лабораторию, пройдите пожалуйста к столам.

Мои юные исследователи перед вами на тарелочке лежат камни, внимательно рассмотрите камни и скажите какие они цвету и по форме на какую геометрическую фигуру они похожи? Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

— Все ли камни одинакового размера?

— Покажите мне самый большой ваш камень.

- Покажите мне самый маленький камень.

— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

— Какие бывают камни по размеру?

Ребята, какими свойствами камней мы с вами познакомились?

-Камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

(На магнитную доску вывешивается первая схема).

Молодцы ребята, сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики.

Погладьте каждый камешек и скажите поверхность у камней одинаковая или разная?

Ответы детей.

Воспитатель-Ребята, покажите самый гладкий камень. Видите у него нет острых углов. Гладкие камни- это морские камни. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится круглым.

- Скажите пожалуйста все ли камни гладкие? Какие они?

Ответы детей –шершавые.

--Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы посмотрим на них через лупу.

— Для чего же нам нужна лупа? (Увеличивать изображение.)

— Что интересного вы увидели? – полоски, узоры, дырочки.

— Молодцы, вы очень внимательные! Вот мы узнали еще одно свойство камня. Камни бывают гладкими,шероховатыми и ребристыми.

(На магнитную доску вывешивается вторая схема)

Физминутка. Посмотрите, вот какие-эти камешки большие,

А шершавые какие.

В руки камешки возьмем

И в руках мы их сожмем

Тук да тук, тук да тук

Вот какой веселый звук.

-Что мы услышали?

-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

Мы познакомились еще с одним свойством камней.

(Вывешивается третья схема).

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание.

Возьмите камень в руку, какой он теплый или холодный?

Как можно сделать так чтобы камень стал теплым?

(Зажать в ладонях, поднести к щеке)

— Как можно согреть холодный камень?

-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика: Дети берут камень, кладут его на ладони.

Делаем глубокий вдох через нос и медленно выдыхаем теплый воздух(3раза)

Итак,ученые к какому выводу мы пришли?

Вывод: камни имеют разную температуру.

(Вывешивается четвертая схема)

— А теперь возьмите самый маленький камень и опустите в емкость с водой. Что случилось с камнем? Наблюдают. (Камень утонул, цвет изменился, стал более ярким.). Как вы думаете почему камень утонул?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

(Вывешивается пятая схема).

Воспитатель – А теперь положите оставшие камни на тарелочку и уберите в сторону.

Для следующего эксперимента нам потребуется корзиночка где лежит вата и камень.

- В одну руку возьмите камешек, а в другую вату. Сожмите обе ладони.

— Что произошло с ватой? Почему?

— А с камнем? Почему?

— Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

(Вывешивается шестая схема).

Уважаемые ученые вы много экспериментировали. Я вам предлагаю отдохнуть. Давайте выйдем на середину и встанем в круг.

Физминутка

По дорожке мы шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли

Присели, собрали, дальше пошли,

Пестрых камешков нашли,

С собой в садик принесли.

Звучит музыка из репертуара «Щелкунчик» входит Хозяйка Медной горы.

ХМГ: «Здравствуйте ребята, я слышала, что в этом детском саду самые умные детки?» Это лаборатория чудес? Я правильно попала?

А вы знаете кто я?

Ответ детей: Да. Вы правильно попали по адресу. Вы Хозяйка Медной горы.

ХМГ: «Дорогие ребята я вам хочу показать фильм о камнях. Внимание все на экран».

Показ видеоролика о разновидностях камней.

ХМГ: -«Вот теперь вы знаете, что камни бывают драгоценные и полудрагоценные»

Вывешивается схема. Камни бывают драгоценные и полудрагоценные.

ХМГ: «А что это у вас? Схема? Кто поможет мне ее расшифровать?

Ответ детей: «Камни бывают гладкими и шершавыми, речными и морскими, твердыми …

И сегодня в моем волшебном сундучке есть для вас необыкновенный сюрприз:

-«Посмотрите дети, что это?»

Ответ детей: «Это камни»

ХМГ: Правильно, камни. Полудрагоценные. А вы знаете, что такое амулет-талисман?

Ответ детей: «Это подвеска на шнурке, которая оберегает человека» и очень дорога, ценна для человека.

Посмотрите на тарелочки. Перед каждым из вас лежат камни с отверстием и шнурочек. Вденьте в камень шнурок. Завяжите. Что у нас получилось?

Ответ детей: подвеска.

ХМГ: Эти амулеты-талисманчики, вам дорогие мои, подарок от МЕДНОЙ ГОРЫ за хорошие знания о камнях.

А теперь мне пора прощаться! Всего хорошего Вам! До новых встреч!

Ребята,куда нас пригласил профессор Почемучка, где мы с вами сегодня занимались?

Итог. – какой предмет мы исследовали? –камни

- о каком свойстве камней вы узнали впервые?

- что нам помогло узнать о свойствах камня?

Ребята вы сегодня все молодцы вы были внимательными проводили опыты, делали выводы, с помощью схем составили рассказ.

На этом наше занятие закончилось, ребята, благодарю вас за активное участие. А теперь нам пора возвращаться в группу.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Тема: "Удивительные камни" Цель: Систематизирование и закрепление знаний у детей о разнообразном мире камней и их свойствах. Задачи: Обучающие:.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-магнит» в младшей группе Тема: «Чудо-магнит». Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни»
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 09:53
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД