МААМ-картинки

Конспект занятия по приобщению к русской национальной культуре «Там, где сказка живет» в старшей группе

Елена Ковалева
Конспект занятия по приобщению к русской национальной культуре «Там, где сказка живет» в старшей группе

МБДОУ «Детский сад № 104»

Конспект – сценарий

занятия по познавательному развитию в старшей группе (ознакомление с окружающим)

«Там, где сказка живет»

составила воспитатель высшей квалификационной категории Ковалева Елена Анатольевна

Рязань

Цель:

Приобщение дошкольников к народной культуре

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по приобщению к русской национальной культуре „Там, где сказка живет“ в старшей группе» размещена в разделах

• знакомство с особенностями русского старинного быта;

• • развитие и обогащение речи: изба, горница, веретено, прялка, ухват, коромысло;

• развитие эстетического восприятия детей посредством народной музыки;

• развитие умения самостоятельно драматизировать сказки, предавая характерные особенности персонажей;

• воспитание интереса к русской культуре, истории своего народа.

Предварительная работа:

1) беседы и чтение о русском народе;

2) знакомство детей с русскими народными сказками, загадками, считалками, скороговорками;

3) слушание аудио записей русских народных сказок, песен;

4) экскурсия в музей детского сада «Русская изба».

Материал, оборудование: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть, самовар, деревянная и глиняная посуда, деревянные ложки; русские народные костюмы; прялка, веретена, ухват, коромысло.

Сценарий занятия

Воспитатель рассказывает стихотворение о Родине

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над Кремлем!

- Ребята, о чем это стихотворение? (о Родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу нашей России? (Москва)

- В каком городе мы живем? (в Рязани)

В: Да ребята, мы с вами живем в современном городе, в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере.

А вам интересно узнать, как жили раньше русские люди, во что одевались, чем занимались, как отдыхали? (ответы детей)

В: Тогда, я приглашаю вас в путешествие во времени, хотите? Но нам нужно переодеться в другую одежду, в какой раньше на Руси ходили.

(Дети переодеваются в русские рубахи)

В: У меня в руках волшебный клубочек. Куда он покатится, туда мы и отправимся.

В: Ты катись, катись, клубок.

С овражка на мосток.

Ты клубочек не спеши,

Нам дорогу покажи.

(Клубочек прикатился в музыкальный зал)

В:Ребята, посмотрите, сколько гостей здесь собралось. Давайте с ними поздороваемся, как здоровались раньше на Руси.

Низкий поклон Вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет.

Кто за веселье здесь нас осудит?

Нету веселья – и жизни нет.

Над головою чистого неба,

Нам бы хотелось Вам пожелать.

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

В: Ребята, влево, вправо повернитесь,

Вокруг себя вы покружитесь,

В избе русской очутитесь!

В: Ребята, где это мы с вами очутились? русской избе)

В: Смотрите, никого нет.

Вот в печи огонь горит,

На печи горшок стоит.

Каша тут в горшке варилась, (смотрит в горшок)

А хозяйка отлучилась.

Мы на лавочку пойдем,

И хозяйку подождем.

Дети садятся на 2 лавочки.

Слышится песня

Рано утром по воду,

Я на реченьку пойду.

Принесу ведро водицы,

И умыться, и напиться.

Входит хозяйка: (снимает ведра с коромысла)

Х: Здравствуйте, гости, дорогие, добрые молодцы и красные девицы! Меня зовут хозяюшка – Марьюшка.

Д: Здравствуй, хозяюшка!

М: Гость на пороге – хозяину радость! С чем пожаловали?

В: В гости мы пришли сюда,

Для того, чтобы спросить,

Как же в прежние года,

Люди жили на Руси.

М: Милости прошу в мою русскую избу!

Сядем рядком, поговорим ладком.

М: Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

М: Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Раньше русские люди строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называется горница, здесь я принимаю гостей (показывает руками)

М: А вы знаете, что главное в избе? (ответы детей) Да, печка, она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Ой, ты печка сударушка,

Помоги нам боярушка:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

В: Хозяюшка-Марьюшка, наши дети тоже умеют сдавить русскую печь.

Р: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

М: Молодцы, ребятушки, а теперь давайте пройдем вот сюда. Кто мне скажет что это?

Дети подходят к столу, на столе скатерть (ответы детей)

Х: А что стоит на столе? (посуда) А какая это посуда? (ответы детей) Из чего сделана эта посуда?

В: Посмотрите, какие красивые ложки есть у хозяюшки-Марьюшки.

Эти ложки непростые, золотые, расписные!

Этими ложками можно не только есть, на них еще можно играть, правда, Марьюшка!

М: Правда, ребятушки. А вы умеете на ложках играть?

Динамическая пауза

(игра на ложках под русскую народную музыку)

В: Раньше в избе все делалось своими руками. Долгими зимними вечерами вырезали ложки, миски, плели лапти, вязали, вышивали. А еще пели песни. сочиняли загадки и сказки.

М: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достает шкатулку с загадками)

1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают глотает. (печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает (ухват)

3. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там в печке уголек,

Кашу сварит… (чугунок)

4. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник (самовар)

5. Воду я ношу с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит ведра (коромысло)

6. Сама не ест.

А людей кормит (ложка)

7. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею (веретено)

8. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали (прялка)

М: Молодцы, ребятки, добры молодцы и красны девицы. А сказки вы любите? (ответы детей)

В: А какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей)

М: А сами сказки рассказывать умеете?

В: А давайте вместе с хозяюшкой Марьюшкой покажем новую сказку?

САЗКА

М:Очень рано, по утру, две сороки, здесь в лесу

Растрещались очень громко, обсуждая все подряд.

Мы послушаем немного, что сороки говорят.

С1. В чаще леса, на опушке, в старой маленькой избушке,

Рядом – ступа и метла, жила бабушка Яга.

С2. А вдали, за косогором, жила бабушка Федора.

Далеко старушки жили и ни капли не дружили.

С1. Как-то утром Самовар до Федоры добежал,

Постучался и стоит, речь такую говорит:

Самовар: Ты, Федора, не серчай и меня не прогоняй!

Я так больше не могу, от Яги я убегу!

А за мной бежит посуда, у Яги нам было худо!

Ты любить посуду стала, а Яга нас обижала!

Нас, Федора не гони и к себе скорей прими!

С2. За посудой, вот дела, спешит бабушка Яга!

На метле своей летит, очень злится и кричит:

Яга: Не пойму тебя, соседка! Хоть и видимся мы редко.

Я тебя не обижала, ты ж посуду всю украла!

Федора: Ты, Ягуся, не кричи! И метлою не стучи!

Ты посуду обижала, и она сама сбежала!

Чугун: Посмотри на грязный бок, Ну, какой я чугунок!

Не помыв меня ни разу, ты сварить хотела кашу!

Я хочу лишь чистым стать и со всех боков блистать!

Ухват:Я – ухват, я самый ловкий! Я тружусь без остановки!

Но Яга меня забыла и работы всей лишила!

Я в углу стою, скучаю, паутиной обрастаю!

Кувшин: Посмотрите, я-кувшин, и остался я один!

Нас Яга совсем не мыла, всех нас просто перебила!

От нее, повесив нос, еле ноги я унес!

Ложки: Мы –подружки ложки, грязные немножко.

Загрязнились, закоптились, от Яги в бега пустились!

Сито: Я, ребята, сито. Я давно не мыто!

Сею, сею я муку, быть я грязным не могу!

Корыто: Я же грязное корыто! Не умыто и разбито!

Помоги, Федора, мне! И возьми меня к себе!

Яга: Ой, посуда, ты посуда! Как же без тебя я буду?

Мне и кашу не сварить! Мне и чаю не попить!

Как же быть мне? Ой, ой, ой! Как одной идти домой -O-

Федора: Ты, Яга, не плачь, не ной! А посуду ты помой!

Ты, Ягуся, не ленись и посудою займись!

Я сама была такою, а теперь посуду мою!

И она блестит, сияет, настроенье поднимает!

Яга: Вы, меня, друзья, простите! На меня зла не держите!

Обещаю вас любить и водою чистой мыть!

Дайте вас я обниму, ведь без вас я не могу!

В: С той поры Яга чистюля: моет, чистит все всегда,

И не мытою посуду не оставит никогда!

И с Федорою подружки проживают очень дружно!

В: Молодцы, ребята! А теперь отдохнем, хоровод водить пойдем.

Давайте покажем хозяйке-Марьюшке и нашим гостям, как мы умеем водить хоровод.

Динамическая пауза (хоровод)

М: Молодцы, ребятушки, очень мне понравился ваш хоровод.

А еще, ребятки, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку, и увидим, как жили люди на Руси.

Садитесь на лавочки, будем смотреть.

Просмотр презентации

В: Хозяюшка-Марьюшка, нам пора домой, в детский сад.

Х: Ну, ребятушки, прощайте,

На дорожку угощайтесь (достает поднос с баранками)

Вот вам, ребятушки,

Баранки да сушки!

В и дети: Спасибо!

Мы и сами поедим,

Людей добрых угостим (ребенок несет на подносе угощение гостям).

В: До свидания, Марьюшка!

Спасибо тебе за хлеб-соль,

Отправляемся домой!

Дети и воспитатель уходят.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуреФотоотчёт о занятиях по приобщению детей к русской народной культуре В настоящее время всё больше внимания уделяется воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории и традициям русского народа.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по физической культуре в младшей группе по сюжету русской народной сказки «Теремок» Конспект занятия по физической культуре (по сюжету русской народной сказки «Теремок») Программное содержание: *вызвать у детей эмоциональный.

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе Конспект занятия по физической культуре в старшей группе. (для молодых специалистов) Время проведения – 25 минут. Программное содержание:.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Месячник по национальной культуре для детей старшей группы 1 неделя 1. «Хорошо у нас в саду»- Беседа, экскурсия, рассматривание фотографий; 2. Рассматривание кукол в мордовской, татарской и русской.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению к русской национальной культуре «Там, где сказка живет» в старшей группе
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 22:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД