«Загадки на грядке». Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в творческом объединении «Малышкина школа»

Светлана Голубева
«Загадки на грядке». Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в творческом объединении «Малышкина школа»

МОУ ДОД Дом детского творчества

Антроповского муниципального района Костромской области

Конспект занятия

по развитию речи и обучению грамоте

«ЗАГАДКИ НА ГРЯДКЕ»

Педагог дополнительного образования

С. Н. Голубева

п. Антропово

октябрь 2011 г.

Образовательные задачи:

Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;

упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;

учить детей понимать образный смысл загадок;

учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

продолжать учить выделять звук «Р» в начале, середине и конце слова;

упражнять в умении составлять схему слова;

закреплять правильное произношение звука «Р»;

Развивающие задачи:

Активизировать названия овощей. Закрепить обобщающее понятие «овощи»;

Развивать навык творческого рассказывания, умения строить предложение из 4-6 слов;

Воспитательные задачи:

Воспитывать товарищеские чувства – внимательно слушать друг друга, не перебивать.

Формировать навык активного контроля и результатов своей деятельности.

Материалы для занятия

Картинки с изображением различных овощей и фруктов

Муляжи овощей

Собака из театра бибабо

Игрушка-бабушка из театра бибабо

Конверты с фишками красного, синего и зеленого цветов для выкладывания схемы слова;

Демонстрационный материал для выкладывания схемы слова;

Кастрюльки, горшочки и вазочки из картона с нарисованными на обратной стороне овощами и фруктами.

Ход занятия:

Часть 1

Введение в занятие

Педагог. Ребята, сегодня нас ждут интересные встречи и увлекательные игры. А начать наше занятие я хочу со стихотворения Я. Бжехвы. Стихотворение я вам прочту, а вот название для него вы придумаете сами. Прошу вас мне помочь, вставляя нужные слова, когда я сделаю паузу.

Во время чтения стихотворения педагог вместо называния овощей показывает картинки:

В огороде… помидор

Взгромоздился на забор:

Притворяется негодник,

Будто сам он огородник!

Возмутилась тетя … репа:

«Это глупо и нелепо!»

Крикнул дядя…огурец:

«Безобразник! Сорванец!»

Огорчился старый. лук:

«Не терплю подобных штук!»

Покраснел сорванец,

Устыдился наконец,-

И скатился чин по чину

К огороднику в корзину».

Педагог. Какое название вы дали бы этому стихотворению? («Овощи», «Разговор овощей»). Ян Бжехва назвал его «Овощи». Вот и наше занятие сегодня посвящено овощам. Я предлагаю устроить настоящий овощной праздник. Где же нам найти овощи? Правильно, отправимся в огород. У меня есть знакомая бабушка Клава, у нее прекрасный участок, где растет много овощей.

Часть 2

Разговор с Барбосом

Педагог. Дом и огород бабушки Клавы сторожит пес Барбос. Он вовсе не злой, а очень добродушный и любит играть с детьми. А вы хотите поиграть с Барбосом?

Барбос (игрушка бибабо): Ребята, я не только дом и огород умею сторожить, я еще умею считать. Вот спросите меня: «Барбос, сколько у тебя хвостов?» - и я отвечу.

Педагог. Барбос, сколько у тебя хвостов?

Барбос. У меня один хвост. А теперь спросите про нос.

Педагог предлагает спросить одному из детей. Далее детям предлагается спросить про уши, про брови, глаза, рот, щеки, лапы, носки, ботинки и т. п. Барбос не отвечает на вопрос до тех пор, пока ребенок не образует правильную форму.

Часть 3

Загадки бабушки Клавы

Педагог. Теперь давайте познакомимся с бабушкой Клавой. (Педагог показывает детям игрушку «бабушка» из театра бибабо и далее разговаривает от лица бабушки Клавы).

Б. Клава. Здравствуйте, ребятки, зачем же вы ко мне пожаловали? За овощами? Что ж, тогда отгадайте мои загадки.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла,

Ты посоли ее немножко.

Ведь, правда, вкусная?. (Картошка)

Педагог. А как вы догадались, что загадка о картошке? О каком еще овоще говорят, что он рассыпчатый? Конечно, только о картошке.

Летом в огороде свежие, зеленые,

А зимою в банке хрустящие, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (Огурцы)

Микробов он сбивает с ног.

Ну а зовут его… (Чеснок)

Нарядилася Алена

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо.

Узнаешь ее?. (Капуста)

Педагог. Какие образные выражения используются в этой для описания капусты?

Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Для урожая нового

Красавица бордовая. (Свекла)

Педагог. Как вы поняли, что загадка о свекле? Какой еще овощ имеет бордовый цвет? (Редис) Из каких еще овощей, кроме свеклы, делают винегрет?

Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий,

Тоже держится за плеть.

Приходите посмотреть! (Кабачок)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Когда ни приду,

Всех до слез доведу. (Лук)

Педагог. По каким признакам мы узнали в этой загадке лук?

Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары.

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары. (Помидоры)

Педагог. Какие слова, сравнения позволили вам быстро разгадать загадку?

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Динамическая пауза «Огородники»

Играет музыка, дети совместно с педагогом «готовят» грядку к посадке, сажают семена, поливают, растения всходят, тянутся к солнышку. Все слова сопровождаются действием, обыгрываются.

Часть 4

Звук «Р»

Педагог. А теперь внимательно слушайте: «помидор-р-р», «р-р-редис», «кар-р-р-тошка». Какой звук я выделила в названии овощей? Правильно, это звук «Р». Какой это звук, согласный или гласный? Правильно, согласный, в его произнесении участвует не только голос, но еще и зубы и губы.

(Педагог демонстрирует и объясняет правильную артикуляцию звука «р»).

Дети показывают фишку синего цвета.

Педагог. Давайте посмотрим, в названии каких овощей есть звук «р».

На наборном полотне выставляются картинки с изображением овощей: помидора, гороха, моркови, укропа, петрушки, редиса, репы, редьки, перца, а также овощи, в названии которых нет заданного звука. Дети выбирают и называют нужные овощи, дошкольники старшей подгруппы определяют также и положение звука в слове (начало, середина, конец слова)

Педагог. А теперь старшие ребята покажут бабушке Клаве, что мы умеем каждое слово не только произносить, но и выкладывать с помощью фишек разного цвета. Я предлагаю составить схему слова «горох».

Детям младшей подгруппы в это время предлагается выбрать из предложенных картинок любой овощ и аккуратно раскрасить его.

Дети старшей подгруппы составляют схему слова, определяют, что в слове три согласных и два гласных звука.

Дети работают в парах, выкладывают схему на своем рабочем месте, один у доски.

Бабушка Клава. Вот так чудеса! Я и не знала, что слова можно вот так изображать. Ну что ж, и загадки разгадали быстро, и овощи на картинках узнали. Теперь очередь за мной. Я приготовила вкусное угощение из овощей и фруктов.

Часть 5

Обед из овощей и фруктов

Бабушка Клава. Усаживайтесь за стол. Разбирайте кастрюльки. В них я приготовила суп. Скажите, какой суп в ваших кастрюльках?

Педагог (показывает образец): У меня в кастрюльке нарисован горох. Значит, в кастрюле суп из гороха – гороховый суп.

Дети образуют прилагательные: суп из картофеля – картофельный суп, суп из свеклы – свекольный, суп из капусты – капустный суп, суп из лука – луковый суп, суп из помидоров, или томатов – томатный суп, суп из овощей – овощной суп.

Бабушка Клава. А теперь принимайтесь за второе. В горшочках – рагу из овощей. Скажите, какое вы будете есть рагу?

Рагу из моркови – морковное рагу, рагу из свеклы – свекольное, рагу из картофеля – картофельное, рагу из кабачков – кабачковое, рагу из капусты – кпустное, рагу из тыквы – тыквенное, рагу из гороха – гороховое, рагу из овощей – овощное.

Бабушка Клава. А на сладкое – пастила из фруктов. Она в вазочках. Угощайтесь! Какая у вас пастила?

Пастила из яблок – яблочная пастила, пастила из груш – грушевая, пастила из вишни – вишневая, пастила из слив – сливовая, пастила из клубники – клубничная, пастила из смородины – смородиновая. Пастила из черной смородины – черносмородиновая и т. п.

Педагог. Дорогие ребята, вы все сделали правильно, нам остается поблагодарить бабушку Клаву и вернуться в Малышкину школу.

Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики

Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням.

Репка – соединены ненапряженные пальцы.

Свекла – напряженные пальцы.

Морковь – максимально напряженные пальцы.

Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением (репка – свекла – морковь - свекла и т. д.)

Эй, ребята, не зевай!

Собираем урожай!

С этой грядки – репку,

С этой грядки – свеклу,

Здесь возьмем морковку.

Положили? И опять

Начинаем собирать.

Здесь возьмем морковку,

За морковкой – свеклу,

А теперь и репку,

Что сидит так крепко.

Положили? И опять

Начинаем собирать.

Хоть и пальчики устали,

Урожай мы весь собрали.

Упражнение повторяется несколько раз.

Часть 6

Заключительная часть

Рассказы из личного опыта детей

Педагог. Знаете, ребята, после нашего путешествия, мне вдруг вспомнился свой огород, где я тоже выращивала со своей дочкой овощи. Я расскажу вам.

Около дома у нас большой огород. В огороде есть грядки с капустой, свеклой, кабачками, огурцами. Моя дочка сделала маленькую грядку и посадила на нее морковь. Все лето мы ухаживали за овощами, поливали их, пропалывали, рыхлили. Дочка тоже с удовольствием трудилась, ухаживала за своей грядкой. Поэтому осенью мы собрали богатый урожай овощей. Дочь очень радовалась, что морковь на ее грядке выросла крупная, сочная.

Она пригласила своих друзей и приготовила для них картофельное пюре и морковные котлеты. Гостям очень понравилось угощение!

- Расскажите и вы про свой огород. Сначала расскажите, какие овощи растут на вашем огороде. Потом расскажите, кто за ними ухаживает и как, помогаете ли вы своим родителям. Закончите рассказ тем, какой был урожай в этом году, блюда из каких овощей или фруктов вы пробовали.

Выслушиваются рассказы 2-3 детей, остальные дети рассказывают в свободное время.

Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание. Программное содержание. Обобщить знания детей по обучению грамоте.

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие от А до Я» Цели и задачи: 1. Обобщить и закрепить у детей знания, полученные ранее: умение проводить звуковой анализ слова, составлять предложения.

Конспект итоговой ОД по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе Тема: «Задания доброй Феи. Звук, слог, слово, предложение». Программное содержание: закрепление и обобщение полученных детьми знаний..

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте и развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Весёлая прогулка» Цель: выявить уровень знаний детей за учебный год. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о составе речи (звук, слог, слово,.

Конспект ООД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логогруппе «Звук [П]» Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической.

Конспект занятия НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Автор: Блажеева Екатерина Цель: Закрепление ранее полученных.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Автор: Блажеева Екатерина Владимировна, МАДОУ ЦРР д/с N 105 г. Калининград Цель: Закрепление ранее полученных знаний. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Путешествие в волшебную страну «Азбуки» «Путешествие в волшебную страну «Азбуки». Цель: Актуализация словаря по изучаемой теме. Развитие связной речи. Совершенствование звукового.

Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) «Знакомство с буквой «Л» и звуком [Л]» Тема: Знакомство с буквой и звуком «Л». Цели: Познакомить детей со звуком «л», «ль», буквой «л», научить характеризовать звук «Л» Закреплять.

Методическая разработка итогового занятия за год по развитию речи. Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год в подготовительной к школе группе по развитию речи. Раздел: Подготовка.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Загадки на грядке». Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в творческом объединении «Малышкина школа»
Опубликовано: 18 октября 2016 в 14:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну»
Развлечение в подготовительной группе на тему: Путешествие в волшебную страну Задачи: • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми • Воспитывать...
Фотоотчет «Святочные гулянья. Колядки»
Святки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Чайный сервиз»
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Чайный серв из»[/i] Цель: вызывать у детей положительные эмоции. Задачи: Продолжать расширять...
Предметно-развивающая среда в подготовительной группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы хотим Вам продемонстрировать развивающую предметно - пространственную среду в нашей группе "Солнышко". Предметно -...
Презентация «В гостях у зимующих птиц» для детей старшего дошкольного возраста
В зимнее время очень актуальной является тема помощи зимующим птицам. В старшей группе мы знакомимся с птицами, зимующими в нашей деревне. За ними мы можем...