Ясуркаева Зарема
Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [с] и [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• Продолжить учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].
• Закреплять навыки звукового анализа.
• Развивать фонематический слух.
• Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.
Материал: паззлы «Незнайка», карточки со звуками [с] и [ш], маленькие зеркала, карточки для игры «Определи место звука в слове».
Дети здороваются с гостями.
Публикация «Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в подготовительной группе „Дифференциация звуков [с] и [ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Дети, у вас хорошее настроение? Давайте настроимся на занятие.
Повторим все вместе:
Каждый день, всегда, везде,
на занятиях, в игре -
говорим всё чётко, внятно,
чтобы было всем понятно.
- Замечательно, я думаю, что вы сегодня будете хорошо заниматься, и все у вас получится. Посмотрите, какой замечательный у меня мяч, он так и просится поиграть с вами.
Игра “Цепочка слов”. (Дети передают мяч по кругу, называя слово. Началом следующего слова служит последний звук предыдущего. Например: шум – мост – танк – каша – автобус –
Раздается стук в дверь.
- Кажется, кто-то стучит, давайте посмотрим кто там.
Заносят письмо.
- Давайте откроем и прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Пишу я вам с просьбой о помощи. Мои друзья дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю».
От кого же письмо? Тут есть маленькая приписка: нам предлагают собрать паззлы, и тогда мы узнаем, от кого получили письмо.
Дети собирают паззлы (на каждом столе) и узнают, от кого письмо.
- Вы согласны помочь Незнайке? Тогда беремся за дело! Для начала мы с вами сделаем гимнастику для язычка и губ.
Выполняется дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Упражнения для артикуляционного аппарата:
“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
“Трубочка” - вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.
Упражнение на активизацию мышц языка:
“Чашечка”- кончик и стороны языка подняты вверх.
“Вкусное варенье” - языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.
“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
“Чистим зубы” - кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
- Теперь мы с вами разберемся, что же это за звуки такие.
Сравнение [С] и [Ш] по артикуляционным и акустическим признакам:
[С] - Губы в улыбке, язык – за нижними резцами, воздух изо рта – холодный. Звук [С] - согласный, глухой.
А теперь поиграем: «Сдуем шарик» : вдыхаем через носик, а затем растягиваем губы в улыбке, язычок прячем за нижними зубками и медленно и выразительно выдыхаем, произнося звук [С].
- А сейчас давайте повторИм скороговорку
«У ДуСи – Синие буСы». (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее).
[Ш] - Губы – трубочкой, язык поднят вверх “чашечкой”, воздух изо рта – тёплый. Звук [Ш] - согласный, глухой. А сейчас поиграем: изобразим с вами «Море». Вдыхаем воздух, губки складываем трубочкой, язык поднимаем вверх «чашечкой» и произносим звук [Ш].
- Теперь повторИм скороговорку
«Наша Маша выше вашей» (Сначала тихо и медленно, потом громче и быстрее).
- Теперь, чтобы закрепить эти звуки мы с вами поиграем :
1. Узнать звуки [С] и [Ш] по беззвучной артикуляции (по движению губ). Смотрите внимательно на меня и попробуйте догадаться, какие звуки я произношу. На кого я укажу, тот скажет, какой звук я произнесла.
звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки. Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ, ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС, КОНТРАБАС, КОСМОС, ШОССЕ.
Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем,
Мы Незнайку выручаем.
Руки вверх мы поднимаем,
А теперь их опускаем.
Приседаем и встаем
И опять вперед идем.
Затем проводится игра «Запомни и повтори». Сначала хором, затем по одному.
СА- СО- СА, СА- СО- СО, СУ- СЫ -СУ, СУ- СА- СЫ, ША- ШО- ШО, ША- ШУ-ШИ, ШО- ША –ШУ, ШУ-ШУ-ША, ШУ-ШИ-ШУ.
После выполнения задания учим скороговорку
«У сынишки – пустышка».
Затем проводится игра «Определи место звука в слове».
- Молодцы! Справились со всеми заданиями. И Незнайке все объяснили про звуки [С] и [Ш].
ИТОГ: С какими звуками мы сейчас работали? Давайте, вспомним, как произносятся эти звуки.