Папки-передвижки

Конспект занятия «Тайны снега и льда»

Марина Пилипчук
Конспект занятия «Тайны снега и льда»

Конспект занятия

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через проведение опытов со льдом и снегом.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с физическими свойствами снега и льда, научить детей решать познавательные задачи и делать выводы;

Развивающие: способствовать развитию наблюдательности, интереса к экспериментальной деятельности, развитию связной монологической и диалогической речи, побуждать к рассуждению;

Воспитывающие: воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.

Публикация «Конспект занятия „Тайны снега и льда“» размещена в разделах

Приемы руководства деятельностью детей на занятии :

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия : беседа, создание проблемной ситуации, создание развивающей среды, анализ и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей: дидактические игры, речевые игры, физкультминутка.

4. Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов деятельности, физкультурная пауза, ситуация выбора, музыкальное сопровождение.

5. Приемы оценки и самооценки: взаимопомощь детей, поощрение, похвала.

Создание среды для организации и проведения занятия : создание сказочной атмосферы, музыкальное сопровождение.

Оборудование: ведёрки со снегом, ведёрко со льдом, салфетка, белый лист, полоски бумаги красного и синего цвета, прозрачная пленка (целлофан, ножницы, фонарик, карточки трёх цветов (зелёный, желтый и красный).

Виды детской деятельности на занятии :

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Музыкально-художественная

Двигательная

Планируемые результаты:

• Проявление эмоциональной отзывчивости и деятельности в общении со взрослыми и сверстниками;

• Активное участие в деятельности;

• Умение действовать самостоятельно, при выполнении поставленной задачи

• Развитие двигательной активности

• Активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности на занятии :

Проявление самостоятельности

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Активность

Оказание своей помощи другим

Эмоциональное реагирование

Выполнение инструкции взрослого при выполнении задания

Аргументирование своих ответов

Области Формы работы Решаемые задачи

Познавательное развитие Опыт №1. Сравнение свойств снега и льда.

Опыт № 2. “Почему снег хрустит?”

Закрепить знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Развивать познавательную активность, мышление.

Социально-коммуникативное развитие Беседа, ответы на поставленные вопросы, объяснения, ситуативный разговор Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.

Художественно-эстетическое развитие музыка Чайковского «Времена года. Январь». Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности.

Речевое развитие Пальчиковая гимнастика «Снежинка» Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый);

Физическое развитие Физминутка

План занятия :

1. Вводная часть 3 минуты

Создание проблемной ситуации

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

2. Основная часть 10 минут

Заключительная часть 2 минуты

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

3. Длительность занятия 15 минут

1. Вводная часть Создание проблемной ситуации

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Воспитатель: Ребята сегодня я проверяла электронную почту и нашла письмо. Хотите узнать от кого?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте его прочтём.

Дети читают текст письма с воспитателем.

Электронное письмо от Фиксиков

«Привет, дорогие ребята. Это письмо от Фиксиков, Симки и Нолика. Мы хотим попросить вас помочь разобраться нам в одном вопросе.

Мы живём во всех электронных приборах и никогда не видели настоящего снега и льда. Мы поспорили, что снег не белый, а голубой или может быть фиолетовый. А ещё мы не знаем, какого цвета лёд?

Мы поссорились и решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё объяснили.»

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Фиксикам разобраться в этом вопросе?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда для того, чтобы помочь Симке и Нолику, пройдите в нашу лабораторию для проведения экспериментов.

Познавательное

развитие,

Социально-

Коммуникативное, развитие

художественно-эстетическое развитие

2. Основная часть На столе воспитателя стоят 2 ведёрка, одно со снегом, другое со льдом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе? (ведёрки)

Чтобы узнать, что лежит в ведёрках, вы должны отгадать загадки.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло

Скользко, весело, светло (лед)

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет (снег)

Воспитатель: Вы правильно отгадали все загадки, а теперь посмотрите на снег и лед. Расскажите мне, какой снег?

Дети: Белый, пушистый, мягкий, холодный.

Воспитатель: Теперь посмотрите на лед, - какой он?

Дети: Гладкий, твердый, холодный, прозрачный.

Воспитатель: Чем похожи снег и лед?

Дети Они в тепле тают, появились из воды и т. д.

Воспитатель: Чем снег и лед отличаются?

Дети: Лед тает дольше, лед прозрачный и т. д.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему снег белый, а не розовый или оранжевый?

Дети высказывают предположения

Воспитатель: Из чего состоят снежные сугробы на улице?

Дети: Из снежинок.

Воспитатель: А какие вы видели снежинки? Опишите мне их.

Дети: Маленькие, красивые и т. д.

Воспитатель: На что были похожи снежинки?

Дети: На звездочки, на тоненькие льдинки.

Пальчиковая гимнастика «Снежинка»

Стою и снежинки в ладошку ловлю,

Я зиму, и снег, и снежинки люблю

Но, где же снежинки?

В ладошке вода?

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки – лучи

Как видно, ладошки мои горячи.

Воспитатель: Если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, незаметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Мы сейчас проведём эксперимент. Только опыт поможет нам найти ответ. Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. А мы сможем его использовать в теплой комнате?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему не можем?

Дети: Растает.

Воспитатель: Тогда нужно его чем-нибудь заменить похожим на лёд.

Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие у него на столе.

Воспитатель: Посмотрите на эти предметы, которые лежат на столе и выберите подходящий.

Дети выбирают из трех предметов - салфетку, пленку, белый лист.

Воспитатель: Чем пленка похожа на лед?

Дети: Гладкая, прозрачная.

Воспитатель: Давайте посмотрим на вещи через плёнку. Видно? А теперь положите ее на цветную бумагу. Вам хорошо видно пленку на цветном листе?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Она прозрачная.

Воспитатель: А теперь давайте сложим нашу «льдинку» в несколько слоев. Для этого мы разрежем ее ножницами и сложим. Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? Попробуйте приложить к цветной бумаге.

Дети: Она стала не совсем прозрачной.

Воспитатель: Но всё же, через нее видно цвет бумаги.

Если снежинки маленькие, надо и нашу «льдинку» нужно разделить на много маленьких снежинок. Как это можно сделать?

Дети: Разрезать на мелкие кусочки.

Воспитатель: Берите ножницы и нарезайте пленку на цветную бумагу. Теперь полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).

Посмотрите, что произошло?

Дети: Появился белый цвет.

Воспитатель берет пинцетом один кусочек пленки.

Воспитатель: Посмотрите на этот маленький кусочек пленки. Он белый?

Дети: Нет.

Воспитатель: А какой он?

Дети: Прозрачный.

Воспитатель: Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале нашего опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым. Ребята, как вы думаете, каким образом появился белый цвет у нашего «снега»?

Дети высказывают предположения

Воспитатель: Сейчас я расскажу в чём секрет. Большой лист прозрачной пленки пропускает через себя много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие кусочки сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.

Днем, когда светло, мы видим снег белым, но снег может отражать любой свет. Если посветить красным фонарем, то снег будет казаться розовым. Хотите, я вам покажу, и вы сами все увидите.

Воспитатель освещает снег в ведёрке разным светом (фонариком).

Воспитатель: Давайте немного отдохнём и устроим физкультминутку. Становитесь в кружок.

«Снежная баба»

Мы бабу снежную лепили,

(Изображают в воздухе

последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.

(Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,

(Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали

(Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.

(Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.

(Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.

(Приседают.)

А третьим – голова была

(Показывают на голову.)

И очереди своей ждала.

(Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,

(На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.

(Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,

(Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.

(Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,

(Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.

(Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка

(Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!

(Скрещивают пальцы рук в замок.) Познавательное

развитие,

Социально-

Коммуникативное развитие,

художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие

3. Заключительная часть. Ребята, вам понравились наши эксперименты?

Как вы считаете, помогли мы Симке и Нолику? А что они хотели узнать, ребята?

Ответы детей: Какой настоящий цвет снега.

Воспитатель: Так какой же настоящий цвет у снега и льда?

Ответы детей: Снег- белый, лёд- прозрачный.

Воспитатель: Предлагаю после прогулки написать письмо, о наших опытах и отослать его Фиксикам.

А сейчас я хочу узнать, понравилось ли вам сегодня заниматься. Вы подойдёте к столу, там есть карточки разного цвета и выберете одну карточку. Если вам всё понравилось и вам было интересно, то возьмите карточку зелёного цвета. Если понравилось, но не всё было интересно, то возьмите карточку жёлтого цвета. А если не понравилось, то возьмите карточку красного цвета.

Дети берут карточки.

Воспитатель: Внимание! Раз-два-три, руку подними!

Дети показывают выбранные карточки. Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении ООД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ООД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Фотоотчёт.

Комплексно-тематическое планирование «Арктика и Антарктика — царство льда и снега» для детей старшего дошкольного возрастаКомплексно-тематическое планирование «Арктика и Антарктика — царство льда и снега» для детей старшего дошкольного возраста Мир, который окружает человека, удивителен, прекрасен и разнообразен и, конечно, каждому хочется познать неизведанное. Особенно нас поражает.

Конспект ОД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает»Конспект занятия по изобразительной деятельности «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает» Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования – ватными палочками (пуантилизм) «Из-под снега расцветает,.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Тайны подводного царства.»Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Тайны подводного царства.» Цель: Научить детей рисовать рыб, подводный мир. Задачи: Обобщить знания детей о подводном царстве. Учить изображать рыбок, плавающих в.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Прогулка «Наблюдение за таянием льда и снега»Прогулка «Наблюдение за таянием льда и снега» Прогулка. Наблюдение за таянием льда и снега. Цель: формировать представления о типичных весенних явлениях в природе; учить анализировать.

Экспериментальная деятельность на прогулке «Изучаем свойства снега и льда»Экспериментальная деятельность на прогулке «Изучаем свойства снега и льда» Цель: - продолжать формировать у детей интерес к явлениям природы, к экспериментальной деятельности; - поддерживать стремления детей.

Занятие-экскурсия «В царство снега и льда» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Экскурсия «В царство снега и льда»Задачи:раскрыть перед детьми новые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Тайны снега и льда»
Опубликовано: 11 апреля 2021 в 17:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД