МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Татьяна Кирьянова
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

Задачи:

Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему „Народы Поволжья“» размещена в разделах

Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа: Чтение народных сказок, былин, песенок. Заучивание стихов, частушек, загадок. Слушание песен, музыки. Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья. Сбор, рассматривание предметов быта. Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.

Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Ход занятия:

Звучит отрывок песни «Родина моя» :

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей

Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше

занятие?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о

дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим

родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого

нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как

можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край.

У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле,

везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна - потому

что она родина. Ребята, а что такое Родина?

Дети: - это страна, в которой мы родились и живем;

- это поля, леса и реки;

-это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка,

сестренки и братишки.

-это место, где стоит наш детсад.

-это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.

- это самое дорогое, что есть у человека

Воспитатель: Тема занятия так и звучит – «Народы Поволжья», и сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.

Перед Волгой путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной.

А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия (проводится физкультминутка).

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки, какие народы на них изображены?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно, это татары и мордва, марийцы и башкиры А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм, давайте рассмотрим его. «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды».

Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь отгадать загадки

Загадка №1

Что выше леса, краше света, без огня горит?

Загадка №2

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вместе с вами произнесем эти слова на разных языках

Солнце:

«кече» – марийский,

«хевеле» – чувашский,

«кояш» – татарский.

«чипай» - эрзянский

Дерево:

«пушенге» – марийский,

«еивсе» – чувашский,

«агач» – татарский.

«чувто» - эрзянский

Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково. Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь дружба – наша главная сила.

Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»

- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

- Вот так народы соединились (взяться за руки)

- Вот так народы объединились (обняли друг другу)

С тех пор наши народы живут в мире и согласии.

Воспитатель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?

Ответы детей:

Воспитатель: А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на мордовский танец «Луганяса келуня»

(Все танцуют под фонограмму)

Воспитатель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру «Тимербай»

Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Воспитатель: Ребята, а скажите мне в какой республике живем мы?

Ответы детей:

Воспитатель: Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет о нашем Мордовском крае (чтение отрывка из произведения Якова Пинясова «Моя Мордовия»)

Мордовский край! Родимая Отчизна!

Мне близок сердцу каждый уголок,

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов.

Мордовский край! Любимая Отчизна!

Твоя краса мне очень дорога,

Знакомая тропинка к дому

Знакомый пруд, крутые берега.

Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью

Овраг, ручей с прозрачною водой,

И где-то вдали, журчит совсем неслышно,

Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек.

Какими выразить словами

Всю красоту, что вижу я.

Тебе, любимая Мордовия.

Пою я гимн, любовь моя.

Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка.

Дети рассматривают вещи украшенные мордовским орнаментом.

Воспитатель: Назовите : какие цвета используют в мордовской вышивке? (Крест, зубчик, гармошка, фонарик) А цвета красный и черный.

Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи, панар, покай, передники, рукава, пояс, головные уборы (сорка, панго).

Сейчас и мы с вами разукрасим полотенце мордовскими узорами.

Дети садятся за столы и выполняют работу. В конце занятия проходит выставка детских работ.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги.

Ответы детей:

Воспитатель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе, в этом наша сила!».

Публикации по теме:

Конспект занятия «Такие разные народы мира» Сегодня мы с вами познакомимся с народами мира. Мы будем рассказывать о народах в прошедшем времени, потому что в наше время жизнь многих.

Конспект занятия «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов. Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни,.

Конспект подгруппового занятия в старшей группе на тему «Цветы» 1. Лексическая тема: "Цветы" 2. Грамматическая тема: Согласование существительных с числительными. 3. Логопедическая тема: Развитие фонематического.

Конспект занятия НОД на тему «Космос» в старшей группе Конспект занятия НОД на тему «Космос» в старшей группе. Программные задачи: • вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Птицы перелетные и зимующие» Цель: закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах Задачи: --Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц,.

Конспект занятия в старшей группе по конструированию на тему: «Мухомор»Конспект занятия в старшей группе по конструированию на тему: «Мухомор» Конспект занятия в старшей группе по конструированию на тему: «Мухомор» Цель: Продолжать знакомить детей с грибов (мухомор). Учить детей.

Конспект занятия в старшей группе в старшей группе на тему: «Золотая хохлома» Тема: "Золотая хохлома". Программные задачи: Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской.

Праздник «Народы Поволжья» Цель: Познакомить детей с культурой, обычаями и традициями других народов, проживающих в Поволжье. Задачи: • Расширить и углубить знания.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы» КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе Тема: «Зима. Зимние забавы». Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Обобщить и уточнить знания.

Технологическая карта старшей группы «Дружат народы нашей страны» Ересек топа арналан йымдасап оу ызметіні технологиялы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Опубликовано: 24 декабря 2016 в 19:27
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД