Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»

Ирина Пластинина
Конспект занятия в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему :

«Незнайка и удивительный мир рыб»

Воспитатель Пластинина И. В.

Цель:

уточнять и расширять знания детей о рыбах.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Физическое развитие».

Задачи:

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Незнайка и удивительный мир рыб“» размещена в разделах

«Познавательное развитие» - уточнить и закрепить знания о рыбах, их видах по месту обитания (речные, морские, аквариумные); закреплять представление о строении рыб, внешнем виде, способе передвижения, дыхании. Закреплять понятие о различных видах водоемов. Воспитывать экологическую грамотность. Расширять знания детей о взаимосвязях в природе. Развивать мышление, любознательность.

«Речевое развитие» - развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах; активизировать и обогащать словарь ребёнка, упражнять в образовании однокоренных прилагательных. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Ввести в активный словарь детей следующие слова: «водоем, плавники, мальки, чешуя, аквариум, жабры, сом, щука, карась, ёрш, икра».

«Социально-коммуникативное развитие» - дать представление о значении рыбных запасов для человека и животных на всей планете, воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле. Учить отгадывать загадки. Продолжать учить составлять мнемотаблицу, использовать приемы мнемотехники для составления рассказа.

«Физическое развитие» - формировать потребность в двигательной активности через использование физкультминутки, развивать мелкую мускулатуру рук с помощью пальчиковой гимнастики.

Используемая литература:

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Большая книга о животных. Москва, Белый Город, 2010.

Интернет-ресурсы:

https://books.google.ru

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe

https://yandex.ru/search

https://www.youtube.com

Предварительная работа:

чтение: Н. Носов «Карасик», русская народная сказка «По щучьему велению», просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением разных видов рыб, просмотр видеороликов «Рыбки в аквариуме», «Красота подводного мира», «Уроки тетушки Совы», беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов, о влиянии деятельности человека на окружающую среду.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация к занятию, выполненная в программе Мicrosoft PowerPoint, листы с незаполненной таблицей, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, хотите знать, о чем мы будем говорить сегодня? Отгадайте мои загадки! СЛАЙД № 2

1. Блещет спинкой чистой

В речке серебристой.

2. Живет под мостиком,

Виляет хвостиком.

Правильно, ответ на эти загадки один – это рыба.

- Ребята, посмотрите, нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, от кого оно. Да это же Незнайка из Цветочного города прислал нам письмо! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте, дорогие ребята из группы «Непоседы»! Я очень прошу вас мне помочь. Мы с нашим профессором Знайкой как-то пошли на рыбалку и Знайка сказал, что я ничего, совсем ничего не знаю о рыбах. А я не знаю, знаю я или нет. Я составил о рыбах такой рассказ. Проверьте его, и если я не прав, исправьте его, пожалуйста, и напишите мне ответ. Ваш Незнайка.

«Рыбы живут везде, в воде и на земле. СЛАЙД № 3

В болоте тоже могут жить.

Любят кушать все сладкое.

Рыбы бывают большие и маленькие.

Тело у них покрыто шерстью.

У мам-рыбок рождаются маленькие живые рыбки.

У рыбок есть ножки, они помогают двигаться».

- Ребята, вы согласны с таким рассказом? По-моему, Незнайка действительно ничего не знает о рыбах. Давайте по порядку вспомним, что мы знаем о рыбах, и напишем ответ. Скажите, пожалуйста, где живут рыбы? (Ответы детей). Правильно, только в воде, в различных водоемах. Какие водоемы вы знаете? (Ответы – море, река, пруд, озеро, океан). А как можно назвать рыб, обитающих в реке? Правильно, это речные рыбы. СЛАЙД №4

А если рыбы живут в океане или море, как их можно назвать? Да, это морские рыбы. СЛАЙД № 5

Правильно, молодцы! А где еще можно увидеть рыб? Да, конечно, в аквариуме. Что такое аквариум? Для чего люди устанавливают их дома? (Ответы детей). Как можно назвать всех рыбок, обитающих в аквариуме? (Ответы детей – аквариумные рыбки). СЛАЙД № 6

- Ребята, а чем питаются рыбы? Да, они употребляют в пищу водные растения, маленьких водных ракообразных, червей, личинок насекомых, других маленьких рыбок. А чем мы кормим рыбок в аквариуме, чтобы они были здоровыми и активными? (Ответы детей – специальным кормом).

Давайте сразу начнем писать Незнайке ответ. Возьмите лист, на нем есть таблица. Это и будет наше письмо с ответом. Итак, в первой графе мы нарисуем знак, обозначающий воду. Как можно это изобразить? Да, вот так. (Дети рисуют по образцу воспитателя). СЛАЙД № 7

-Во второй графе мы обозначим, что едят рыбы. (По образцу).

- А сейчас давайте вспомним строение рыбы, какие части тела у нее есть. Рассмотрим на примере рыбки красноперки. СЛАЙД № 8

Эта рыба речная или морская? Правильно, речная. Может быть, вы поняли, почему она так называется? (Ответы детей). Да, у нее плавники окрашены в красный цвет.

- Давайте рассмотрим строение рыбы. СЛАЙД № 9

(Рассматриваем изображение, называем части тела – туловище, голова, плавники, хвост, жабры).

- Ребята, отгадайте мою следующую загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток». СЛАЙД № 10

- Правильно, это чешуя, ей покрыто все тело рыбы. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. Я открою вам тайну - по колечкам, широким и узким, можно узнать ее возраст, сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. СЛАЙД № 11

Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница, мы хотим тебя поймать!

Рыбка хвостиком махнула, крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком вильнула, рыбка быстро уплыла!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-А сейчас я предлагаю поиграть. Если я назову рыбку, вы прыгаете, если назову птицу – машете руками. (Называю по 5 названий рыб и птиц).

- А я предлагаю продолжить письмо Незнайке. СЛАЙД № 12

В третьей графе мы нарисуем знак, что тело у рыбы обтекаемое, немного похоже на овал. (Рисуем по образцу). В четвертой графе нарисуем знак, обозначающий, чем покрыто тело. В пятой и шестой графе мы нарисуем то, что помогает рыбе двигаться (хвост, плавники).

- Ребята, а как рыбы дышат? Ведь они не могут дышать, как мы с вами. (Ответы детей).

Правильно, рыбы дышат под водой. А какой орган им помогает? (Ответы детей). СЛАЙД № 13

- Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.

-А мы пишем наше письмо. СЛАЙД № 14

В следующей графе (№ 7) мы рисуем знак, обозначающий жабры. (Рисование по образцу).

- Ребята, а как размножаются рыбы? (Ответы детей). Почти все рыбы мечут икру. СЛАЙД № 15

- Затем из икринок появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Давайте зарисуем это в следующей графе (№ 8).

СЛАЙД № 16

- Ребята, а рыбы умеют говорить или издавать какие-либо звуки? (Ответы детей). Правильно, и мы рисуем следующий знак, (графа № 9, обозначающий, что рыбы говорить не могут.

- Ребята, Незнайка просит ему помочь отгадать загадки.

1. Опасней всех в реке она, СЛАЙД № 17

Хитра, прожорлива, сильна! (щука)

2. От зубастой щуки скрылся, СЛАЙД № 18

В зарослях он притаился.

Выплыл с тины, серебрясь.

Подскажите, кто?. (карась)

3. Он в самом омуте живет, СЛАЙД № 19

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (сом)

- Ребята, а что мы знаем про сома, чем он отличается от других рыб? (Ответы детей). Правильно, у него нет чешуи. Тело его покрыто толстой кожей.

4. Мастер шубу себе сшил, СЛАЙД № 20

Иглы вынуть позабыл! (ерш)

- Ребята, эти загадки о каких рыбах? Правильно, это речные рыбы.

- А как вы думаете, рыбы живут в болоте? Конечно, нет, там вода очень грязная, рыбам невозможно ни дышать, ни плавать.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны рыбы? СЛАЙД № 21

Рыбы служат пищей для других рыб, птиц, животных и человека. Рыба – это очень ценный и полезный продукт питания, в ней много витаминов и минералов. А что можно приготовить из рыбы? (Ответы детей). Поэтому наши рыбные богатства нужно охранять.

Посмотрите на эту картинку. СЛАЙД № 22

Что вы можете сказать? Правильно, здесь очень грязный берег. А кто разбросал мусор? Конечно, люди. Как можно назвать такой поступок? (Ответы детей – плохой, безответственный). Как вы думаете, как чувствуют себя рыбы и другие морские обитатели в такой воде? (Ответы детей). Даже если рыба выживет в такой воде, можно ли ее употреблять в пищу? Что могут сделать люди, чтобы вода во всех водоемах была чистая? (Ответы – не бросать мусор, очищать воду, которая после производства сливается в реки).

Давайте посмотрим и полюбуемся красотой и чистотой природы на этих картинках… СЛАЙД № 23

- Ну вот, наше письмо Незнайке готово, и сегодня мы отправим его в Цветочный город. СЛАЙД № 24

Как вы думаете, узнает ли Незнайка что-то новое о рыбах? А сумеет ли он прочитать наше письмо? А что нового узнали сегодня вы? Что вам понравилось больше всего, о чем хочется рассказать дома своим мамам и папам? А мне сегодня очень понравилось, как вы занимались, вы старались, были очень внимательны.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Удивительный мир песка» Возрастная группа – первая младшая Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Художественное.

Конспект занятия «Этот удивительный мир театра» Цель: Способствовать становлению личности ребенка через эмоционально - творческое развитие детей и вовлечения в театральную игру, накапливание.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию в старшей группе «Удивительный мир движения» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Жемчужинка» г. Волгодонска Конспект непосредственно-образовательной.

Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе. Коллективная работа «Удивительный мир рыб»Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе. Коллективная работа «Удивительный мир рыб» Цель: закрепить знания детей о морских рыбах. Задачи: - учить создавать образ морской рыбы, использую технику обрывной аппликации; - побуждать.

Конспект познавательного занятия «Удивительный мир птиц» с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе Цель: Закреплять и систематизировать знания о птицах. Задачи:Образовательные: продолжать знакомить детей с удивительными загадками и тайнами.

Конспект занятия по рисованию «Удивительный подводный мир» (подготовительная группа) Основное направление: художественно – эстетическое Интегрируемые образовательные области: «Художественно – эстетическая», «Познавательная»,.

Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный мир природы»Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный мир природы» Цель: Закрепить с детьми знания о жизни диких животных в осеннем лесу. Сформировать умения выделять и охарактеризовать особенности внешнего.

Конспект занятия в старшей группе «Этот удивительный подводный мир». Цель: пополнить и систематизировать знания детей о характерных особенностях и жизнедеятельности морских обитателей; расширить словарный.

Конспект занятия «Путешествие в удивительный мир кошек — страну Мурляндию» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования детей "Центр детского творчества" с. Михайловка МЕТОДИЧЕСКАЯ.

Конспект занятия «Удивительный мир насекомых» 1 слайд Удивительный мир насекомых. 2 слайд Насекомые (лат. Inscta) — класс беспозвоночных членистоногих животных. Согласно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»
Опубликовано: 3 июля 2017 в 16:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пластинина (УИ 296868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД