Ирина Пластинина
Конспект занятия в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему :
«Незнайка и удивительный мир рыб»
Воспитатель Пластинина И. В.
Цель:
уточнять и расширять знания детей о рыбах.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Физическое развитие».
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Незнайка и удивительный мир рыб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
«Познавательное развитие» - уточнить и закрепить знания о рыбах, их видах по месту обитания (речные, морские, аквариумные); закреплять представление о строении рыб, внешнем виде, способе передвижения, дыхании. Закреплять понятие о различных видах водоемов. Воспитывать экологическую грамотность. Расширять знания детей о взаимосвязях в природе. Развивать мышление, любознательность.
«Речевое развитие» - развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах; активизировать и обогащать словарь ребёнка, упражнять в образовании однокоренных прилагательных. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Ввести в активный словарь детей следующие слова: «водоем, плавники, мальки, чешуя, аквариум, жабры, сом, щука, карась, ёрш, икра».
«Социально-коммуникативное развитие» - дать представление о значении рыбных запасов для человека и животных на всей планете, воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле. Учить отгадывать загадки. Продолжать учить составлять мнемотаблицу, использовать приемы мнемотехники для составления рассказа.
«Физическое развитие» - формировать потребность в двигательной активности через использование физкультминутки, развивать мелкую мускулатуру рук с помощью пальчиковой гимнастики.
Используемая литература:
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Большая книга о животных. Москва, Белый Город, 2010.
Интернет-ресурсы:
https://books.google.ru
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe
https://yandex.ru/search
https://www.youtube.com
Предварительная работа:
чтение: Н. Носов «Карасик», русская народная сказка «По щучьему велению», просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением разных видов рыб, просмотр видеороликов «Рыбки в аквариуме», «Красота подводного мира», «Уроки тетушки Совы», беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов, о влиянии деятельности человека на окружающую среду.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация к занятию, выполненная в программе Мicrosoft PowerPoint, листы с незаполненной таблицей, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, хотите знать, о чем мы будем говорить сегодня? Отгадайте мои загадки! СЛАЙД № 2
1. Блещет спинкой чистой
В речке серебристой.
2. Живет под мостиком,
Виляет хвостиком.
Правильно, ответ на эти загадки один – это рыба.
- Ребята, посмотрите, нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, от кого оно. Да это же Незнайка из Цветочного города прислал нам письмо! Давайте прочитаем!
«Здравствуйте, дорогие ребята из группы «Непоседы»! Я очень прошу вас мне помочь. Мы с нашим профессором Знайкой как-то пошли на рыбалку и Знайка сказал, что я ничего, совсем ничего не знаю о рыбах. А я не знаю, знаю я или нет. Я составил о рыбах такой рассказ. Проверьте его, и если я не прав, исправьте его, пожалуйста, и напишите мне ответ. Ваш Незнайка.
«Рыбы живут везде, в воде и на земле. СЛАЙД № 3
В болоте тоже могут жить.
Любят кушать все сладкое.
Рыбы бывают большие и маленькие.
Тело у них покрыто шерстью.
У мам-рыбок рождаются маленькие живые рыбки.
У рыбок есть ножки, они помогают двигаться».
- Ребята, вы согласны с таким рассказом? По-моему, Незнайка действительно ничего не знает о рыбах. Давайте по порядку вспомним, что мы знаем о рыбах, и напишем ответ. Скажите, пожалуйста, где живут рыбы? (Ответы детей). Правильно, только в воде, в различных водоемах. Какие водоемы вы знаете? (Ответы – море, река, пруд, озеро, океан). А как можно назвать рыб, обитающих в реке? Правильно, это речные рыбы. СЛАЙД №4
А если рыбы живут в океане или море, как их можно назвать? Да, это морские рыбы. СЛАЙД № 5
Правильно, молодцы! А где еще можно увидеть рыб? Да, конечно, в аквариуме. Что такое аквариум? Для чего люди устанавливают их дома? (Ответы детей). Как можно назвать всех рыбок, обитающих в аквариуме? (Ответы детей – аквариумные рыбки). СЛАЙД № 6
- Ребята, а чем питаются рыбы? Да, они употребляют в пищу водные растения, маленьких водных ракообразных, червей, личинок насекомых, других маленьких рыбок. А чем мы кормим рыбок в аквариуме, чтобы они были здоровыми и активными? (Ответы детей – специальным кормом).
Давайте сразу начнем писать Незнайке ответ. Возьмите лист, на нем есть таблица. Это и будет наше письмо с ответом. Итак, в первой графе мы нарисуем знак, обозначающий воду. Как можно это изобразить? Да, вот так. (Дети рисуют по образцу воспитателя). СЛАЙД № 7
-Во второй графе мы обозначим, что едят рыбы. (По образцу).
- А сейчас давайте вспомним строение рыбы, какие части тела у нее есть. Рассмотрим на примере рыбки красноперки. СЛАЙД № 8
Эта рыба речная или морская? Правильно, речная. Может быть, вы поняли, почему она так называется? (Ответы детей). Да, у нее плавники окрашены в красный цвет.
- Давайте рассмотрим строение рыбы. СЛАЙД № 9
(Рассматриваем изображение, называем части тела – туловище, голова, плавники, хвост, жабры).
- Ребята, отгадайте мою следующую загадку.
«У родителей и деток вся одежда из монеток». СЛАЙД № 10
- Правильно, это чешуя, ей покрыто все тело рыбы. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. Я открою вам тайну - по колечкам, широким и узким, можно узнать ее возраст, сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. СЛАЙД № 11
Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница, мы хотим тебя поймать!
Рыбка хвостиком махнула, крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком вильнула, рыбка быстро уплыла!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-А сейчас я предлагаю поиграть. Если я назову рыбку, вы прыгаете, если назову птицу – машете руками. (Называю по 5 названий рыб и птиц).
- А я предлагаю продолжить письмо Незнайке. СЛАЙД № 12
В третьей графе мы нарисуем знак, что тело у рыбы обтекаемое, немного похоже на овал. (Рисуем по образцу). В четвертой графе нарисуем знак, обозначающий, чем покрыто тело. В пятой и шестой графе мы нарисуем то, что помогает рыбе двигаться (хвост, плавники).
- Ребята, а как рыбы дышат? Ведь они не могут дышать, как мы с вами. (Ответы детей).
Правильно, рыбы дышат под водой. А какой орган им помогает? (Ответы детей). СЛАЙД № 13
- Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.
-А мы пишем наше письмо. СЛАЙД № 14
В следующей графе (№ 7) мы рисуем знак, обозначающий жабры. (Рисование по образцу).
- Ребята, а как размножаются рыбы? (Ответы детей). Почти все рыбы мечут икру. СЛАЙД № 15
- Затем из икринок появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Давайте зарисуем это в следующей графе (№ 8).
СЛАЙД № 16
- Ребята, а рыбы умеют говорить или издавать какие-либо звуки? (Ответы детей). Правильно, и мы рисуем следующий знак, (графа № 9, обозначающий, что рыбы говорить не могут.
- Ребята, Незнайка просит ему помочь отгадать загадки.
1. Опасней всех в реке она, СЛАЙД № 17
Хитра, прожорлива, сильна! (щука)
2. От зубастой щуки скрылся, СЛАЙД № 18
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины, серебрясь.
Подскажите, кто?. (карась)
3. Он в самом омуте живет, СЛАЙД № 19
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (сом)
- Ребята, а что мы знаем про сома, чем он отличается от других рыб? (Ответы детей). Правильно, у него нет чешуи. Тело его покрыто толстой кожей.
4. Мастер шубу себе сшил, СЛАЙД № 20
Иглы вынуть позабыл! (ерш)
- Ребята, эти загадки о каких рыбах? Правильно, это речные рыбы.
- А как вы думаете, рыбы живут в болоте? Конечно, нет, там вода очень грязная, рыбам невозможно ни дышать, ни плавать.
- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны рыбы? СЛАЙД № 21
Рыбы служат пищей для других рыб, птиц, животных и человека. Рыба – это очень ценный и полезный продукт питания, в ней много витаминов и минералов. А что можно приготовить из рыбы? (Ответы детей). Поэтому наши рыбные богатства нужно охранять.
Посмотрите на эту картинку. СЛАЙД № 22
Что вы можете сказать? Правильно, здесь очень грязный берег. А кто разбросал мусор? Конечно, люди. Как можно назвать такой поступок? (Ответы детей – плохой, безответственный). Как вы думаете, как чувствуют себя рыбы и другие морские обитатели в такой воде? (Ответы детей). Даже если рыба выживет в такой воде, можно ли ее употреблять в пищу? Что могут сделать люди, чтобы вода во всех водоемах была чистая? (Ответы – не бросать мусор, очищать воду, которая после производства сливается в реки).
Давайте посмотрим и полюбуемся красотой и чистотой природы на этих картинках… СЛАЙД № 23
- Ну вот, наше письмо Незнайке готово, и сегодня мы отправим его в Цветочный город. СЛАЙД № 24
Как вы думаете, узнает ли Незнайка что-то новое о рыбах? А сумеет ли он прочитать наше письмо? А что нового узнали сегодня вы? Что вам понравилось больше всего, о чем хочется рассказать дома своим мамам и папам? А мне сегодня очень понравилось, как вы занимались, вы старались, были очень внимательны.