Наташа Москалева
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звук [а], буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [а], буква А.
Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- познакомить детей со звуком [а], его характеристикой.
- дать понятие о местонахождении звука в слове;
- познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;
- повторить чем отличается звука от буквы;
- учить выделять звук из ряда гласных звуков;
- закрепить знания детей о осени, деревьях осенью;
Коррекционно – развивающие:
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Звук [а], буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое внимание,
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: картинка с изображением деревьев, листья деревьев настоящие (гербарий). Символ звука [а] – красный большой круг, красные ленточки разной длинны, карточка с буквой А. Индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Костылевой «200 занимательных упражнений с буквами и звуками» для детей 5-6 лет, Рабочая тетрадь автор Нищева, красный и простой карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, названия каких деревьев вы знаете?
- Молодцы ребята!
Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас давайте выполним упражнения для губ и язычка. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.
- «Улыбка» – «трубочка», «Качели», «Часики», «Лопаточка», «Иголочка», «Лошадка», «Грибочек».
- Молодцы. Отложите зеркала в сторону.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Ася. Она приготовила для вас задание:
Послушайте и назовите первый звук в словах :
Логопед показывает картинки : арбуз, автобус, аист, ананас, акула.
- Правильно, во всех словах слышится звук [а].
Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.
- Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].
2. Уточнение артикуляции звука.
- Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.
- Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.
3. Задания из тетради Костылевой стр. 5.
Ребята, я вам сейчас буду читать стихотворение, а вы как услышите слово со звуком [а] хлопните в ладоши.
4. Игра «Длинный – короткий»
Л. : У меня есть две ленточки: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.
5. Пальчиковая гимнастика.
- Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Источник: https://womanadvice.ru/palchikovaya-gimnastika-na-temu-osen
6. Работа на раздаточном материале по Костылевой.
- Ребята, Ася принесла для вас еще одно интересное задания. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].
- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].
7. Знакомство с буквой А.
- Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
- Найдите букву А на своем листочке в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и выполните штриховку простым карандашом. А в левом углу раскрасьте кружок в красный цвет, ведь вы теперь знаете что звук [а] обозначается красным цветом. Запомните это!
- Послушайте правило отличия звука от буквы : звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.
- Давайте попробуем выложить букву А из мозаики.
- А теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.
8. А теперь ребята нужно посмотреть на картинки, назвать их, определить место звука в слове и раскрасить нужный кружок красным цветом. (задания по Костылевой стр 5).
9. И последнее задание, которое Ася просит вас выполнит. (задание по тетради Нищевой стр 1.).
Ася просит помочь ей обвести кленовый лист по контуру оранжевым карандашом, а потом раскрасить его. Затем обвести дубовый листочек желтым карандашем.
III. Итог занятия.
- Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Ася)
- Назовите первый звук в имени куклы А – а – аси (звук [а])
- Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].
- А с какой буквой мы познакомились?
- Каким цветом обозначается звук [а]?
- Что мы с вами сегодня делали на занятии?
- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
- Давайте попрощаемся с куклой Асей.
- Наше занятие окончено.