МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Х» (1 фото)

Богачёва Елена
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Х»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Х»

Тема занятия. Звук и буква Х.

Цель занятия. Познакомить детей со звуком и буквой Х. Четко произносить твердый и мягкий звук Х в слогах, словах и предложениях. Дифференциация звуков Х и К. Анализ и синтеза закрытого слога типа АХ. Чтении односложных и двусложных слов с буквой Х. упражнения в написании буквы Х, слогов и коротких слов с буквой Х в тетрадях.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук и буква Х“» размещена в разделах

Оборудование. Предметные и сюжетные картинки. Слова, написанные на полосках, буквы, мел, карточки с пропущенными буквами и слогами. Логопедический букварь. Тетради и карандаши.

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются и садятся на места.

Повторение пройденного.

1. Какие бывают звуки? (Гласные и согласные.) Назовите гласные звуки, найдите буквы в большой кассе и поставьте их на доску на верхнюю полоску. Почему эти звуки мы называем гласными? (Эти звуки можно петь и тянуть.) Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.) назовите звонкие согласные звуки, найдите буквы и поставьте на доску на нижнюю полоску. Почему мы называем их звонкими согласными? (Звонкие согласные мы произносим с голосом.) Назовите глухие согласные звуки, найдите буквы и поставьте их тоже на нижнюю полоску. Почему мы называем их глухими? (Глухие согласные мы произносим без голоса.)

На доске стоят пройденные буквы: на верхней полоске гласные а, о, у, и, э, ы, и, на нижней полоске согласные м, л, т, к.

2. Работа у доски. Предложить детям: одному – написать мелом на доске слово ток, другому – выложить это слово буквами из большой азбуки. Что можно сделать, чтобы получилось другое слово? (Можно переставить и буква буквы: дети переставляют согласные получается кот). Предлагается другое слово лак – гласную а поменяем на у. Какое слово получится? (Лук.)

3. Логопед предлагает выложить на доске слог ма, затем добавить к нему пройденные буквы, чтобы получилось слово. Вызванный ребенок добавляет одну или две буквы, остальные дети читают. Могут быть следующие варианты: ма + л + о, ма + л + а, ма + к + и, ма + ма и др. аналогично проводится работа с выложенным на доске слогом ко – ко + т + ы, ко + л + ы, ко + м.

4. Логопед раздает детям по одной букве и предлагает составить из них слова. Проводится в виде игры «Найди свое место» выходят дети с буквами и строят слово пол. Как произносится в этом слове звук п? (Твердо.) Предложить детям заменить гласную о на и. Как слово получилось? (Пил.) А как звучит звук п в слове пил? (Мягко.) Почему? (Потому что после нее стоит гласный и, он смягчает все согласные звуки, после которых стоит.) Если к слову пил добавить буква а, то какое слово получится? Дети читают – пила. Сколько слогов в слове пил? (Один.) А в слове пила (Два.)

Закрепить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Основная часть. Звук и буква х.

А) Логопед предлагает детям самим определить, какой новый звук они будут учить.

Выставляются картинки – хлеб, халат, хорек, хлопок, хлопушка, мука, петух, горох. Какой звук вы слышите в начале всех этих слов? (Звук х.) Может звучать не только в начале, но и в середине и в конце слова: муха, кухня, мох, дух, пух, мех, петух.

Б) Показать детям артикуляцию звука х, рассказать, как он образуется. Логопед обращает внимание детей на то, что этот звук произносится с усилием и без голоса, значит он тоже согласный глухой. Звук х в слове может звучать твердо и мягко (хобот, духи). Отдельные дети произносят звук х.

В) Произнесение прямых слогов со звуком х. дети должны повторить ряды слогов со звуком х, соблюдая ту же последовательность (ха-хо-ху-хи, которую задавал логопед.

Г) Анализ и синтез обратных слогов. Сначала проанализировать слоги – ап, ок, ут. Затем слоги ах, ух, ох, имеющие смысловое значение. Логопед выражает образно то восклицание – ах, то усталость – ух, то досаду – эх, то боль – ох.

Задание. Определить количество последовательность звуков в них.

Д) Упражнение на различение звуков х и к. дети должны внимательно слушать и повторять ряды слогов – ха-ка, ка-ха, ха-ка-ха, ку-ху-ку и т. д.

Е) выделение гласных из середины слова. Примерные слова: мох, пух, бах.

Ж) сравнение слов, отличающих одним звуком. Заменить звук к и х (на слох). Какое слово получится? Слова для сравнения: бак-бах, сук-сух, мука-муха.

Произнесение предложений со словами на звук х повести как игру «Кому что надо».

Выставить на доске картинки, на которых изображены: хлеб, халат, хлопушка, петух. Сейчас вы услышите маленькие рассказы. К каждому рассказу должна подходить одна из этих картинок. Вы угадаете и назовете их. Например: «стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что? (хлопушку)». «Пришел доктор к больному ребенку и что он надел? (халат)». И т. д.

Физкультминутка. 1. «Вот свернулся еж в клубок». 2. «Ванька-встанька». 3. «Делай то, сто говорю, а не то, что показываю».

Чтение рассказов из книги «Букваренок». Логопед читает рассказ, в котором много слов со звуком х. Перед чтением он внимательно предлагает детям внимательно слушать, запомнит, а потом назвать слова со звуком х. Дети называют. Прочитать рассказ о хвостах – кому и для чего он нужен. О чем мы прочитали? (О хвостах.) Сколько звуков х в слове хвостах? Как звучит звук х в слове горох? (Твердо.) а в начале хижина? (Мягко.)

Вывод. Звук х может звучать мягко и твердо и быть в слове в начале, середине и конце.

Знакомство с буквой х.

А) логопед показывает букву х. На то что эта буква? (На верхушке.)

Б) Предложить детям рассмотреть страницу из «Веселых картинок» и прочитать стихи:

Хороша моя верхушка!

Хватит хвастаться, болтушка!

Хлеб

Радо солнцу небушко

Полюшко – подсолнушку.

Рада скатерть – хлебушку:

Он пахнет, как солнышко.

Загадка

Что за дом

Со шнуром,

Даже летом стружка в нем?

(Холодильник.)

После прочтения каждого стихотворения дети называют слова со звуком х, определяют его место в этих словах.

В) Предложить детям изобразить букву х. Дети встают, расставляют ноги шире плеч, руки поднимают вверх и разводят их в стороны. (показывать картинку из книги «Язык родной, дружи со мной».)

Г) Чтение слогов с буквой х по таблице:

А И

У Е

Х О Х Ё

Э Ю

Ы Я

Получаются варианты: прямой открытый слог ха (хи, обратный закрытый слог ах (их, слог из 3-х букв ахи (мха).

Д0 Работа с карточками – вставить пропущенную букву х и прочитать слово: у. а – уху, у. о – ухо.

Упражнение в написание буквы х

А) логопед объявляет, что сейчас на доске будет написано слово, а дети должны подсказывать, какую букву за какой нужно писать: пух, мох, хата.

Б) Предлагает детям написать эти слова карандашом в тетради. Тетрадь (с образцами новой буквы, слова в начале каждой строчки) лежат перед каждым ребенком.

Итог. Какой звук и буквы вы сегодня узнали? Какие слова со звуком х вы запомнили?

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Х»
Опубликовано: 25 мая 2022 в 15:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД