Наталья Кошкина
Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми «Забочусь о своем здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-7-го года жизни «Забочусь о своем здоровье»
Вид занятия:
Интегрированное занятие
Цель: расширение представлений детей о важных компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье.
Задачи
Развивающие:
- Развивать умение договариваться между собой, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, делать выводы.
- Развивать умение наблюдать, видеть причинно-следственные связи.
Публикация «Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми „Забочусь о своем здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
- Расширять представления детей о микробах, их многообразии.
- Развивать творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
- Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к здоровому образу жизни, желание быть здоровым, сохранять и укреплять здоровье.
- Укреплять интерес к совместной деятельности со сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
- Стимулировать детей на: - проявление инициативности и самостоятельности в общении со и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;
- Закреплять навыки самомассажа, правила личной гигиены, представления о значимости витаминов для организма человека.
Обучающие:
- Формировать познавательный интерес к окружающему миру.
- Формировать представления о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер, разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.
- Формировать умение наблюдать, видеть причинно-следственные связи. Развивать умение договариваться между собой, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, делать выводы.
Задачи с учё том индивидуальных особенностей воспитанников:
Предложить Злате и Ксюше выбрать стихи для предварительного заучивания.
Методы и приемы: вставание в круг; «полет» на воздушных шариках; опыт с вареным яйцом; самомассаж «Мыло»; просмотр видеоряда на проекторе; выполнение движений зарядки; закаливание ладошек льдом и теплой водой; слушание аудиозаписи; рассматривание слайдов; ответы на вопросы; стихотворения; выводы.
Планируемый результат:
используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:
- проявление интереса к здоровому образу жизни, желании быть здоровым, сохрании и укреплении своего здоровья.
- самостоятельность в проведении эксперимента:
- активность, творчество в выполненинии различных видов деятельности;
- инициативность в общении со сверстниками;
- способность эмоционально сопереживать герою сюжета;
В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности : игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения).
Последовательность Деятельность педагога Деятельность детей Оборудование и материалы Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность
Актуализация знаний детей
Приветствие:
Ребята, здравствуйте! Давайте поздороваемся!
А мы ведь не просто поздоровались, а пожелали друг другу здоровья. Ребята, а что нужно делать, чтобы быть здоровыми?
Вы все правильно сказали, молодцы, много знаете о сохранении здоровья.
Вот нам сейчас (имя ребенка) прочитает стихотворение о здоровье.
Дети здороваются с педагогом и с друг другом
Ответы детей
Что такое здравствуйте?
Лучшее из слов.
Потому что, здравствуйте,
Значит, будь здоров.
Правило запомни, знаешь – повтори,
Взрослым это слово первым говори.
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Уточнить представления детей об укреплении и сохранении здоровья
Чтение стихотворения наизусть
Игровая ситуация, побуждающая интерес
детей к закреплению ранее полученных знаний
Включение детей в целеполагание
Побуждение к мыслительной деятельности, эмоциональный настрой
Раздается звонок телефона. Воспитатель поднимает трубку над ширмой, из нее появляется игрушка Фиксика (звучит песня из мультфильма). Он кашляет и чихает (звучит песня из мультфильма).
-Ой, ребята, посмотрите, кто это?
-Ребята, как вы думаете, что случилось с Фиксиком?
Фиксик (аудиозапись или помощник за ширмой) :
-Со мной приключилась большая беда:
Мороженое ел я помногу всегда.
И вот какая картина:
Ко мне привязалась ангина,
И кашель, и насморк меня одолели.
Если б вы знали, как они надоели.
-Фиксик, да ты серьезно заболел! Ребята, нужно спасать Фиксика, а как мы сможем помочь ему?
-Ребята, вы правы: давайте наденем Фиксику согревающий шарф и дадим выпить теплое молоко с медом.
Воспитатель подвязывает шарф на Фиксика, передает ему стакан молока.
-ответы детей: Фиксик
-ответы детей: наверно он заболел, простудился
Примерные ответы детей: дать лекарство, уложить в постель, вызвать врача и т. д.
Телефонная трубка, ширма, игрушка Фиксика,
Аудиозапись заставки из мультфильма, запись голоса персонажа.
Шарф, стакан с молоком
Способность эмоционально сопереживать герою сюжета.
Обобщение знаний детей о первых мерах при заболевании
Актуализация знаний детей
Активизация словарного запаса (микроб, микроскоп, простудные заболевания, вирус?
Побуждение к деятельности, поддержание эмоционального настроя
Включение детей в совместную деятельность Вы знаете, что в организме человека есть полезные микробы и вредные, полезных больше, конечно, но Фиксик простудился, и в его организме плохих микробов стало больше. А вы видели когда-нибудь микробов? Конечно, нет, ведь они настолько маленькие, что их можно увидеть только в микроскоп. Сейчас (имя ребенка) попробует описать микроб.
- Вот и попал наш Фиксик в королевство микробов.
Показ слайдов с изображением микробов под микроскопом.
- А микробов там видимо-невидимо и самые-самые разные: есть микробы, которые любят грязь, есть микробы, которые летают по воздуху и передают простудные заболевания.
- Я знаю, что помочь Фиксику может волшебный цветок – Цветок Здоровья. Но за ним нам нужно отправиться в волшебную страну. Ребята, вы хотите помочь Фиксику найти волшебный цветок?
-Тогда давайте, скорее, отправимся в волшебную страну. Как вы думаете, с чего начинается любое путешествие?
-Правильно, любое путешествие начинается со сбора рюкзака, что нам нужно взять с собой?
Обратить внимание детей на стоящий сундук.
-Это не простой сундук, а волшебный, он то нам и поможет собрать рюкзак.
Открываем сундук и достаем: мыло, зубную щетку, зубную пасту полотенце, расческу).
- Ребята, для чего нужно мыло?
- Когда мы моем руки?
-Для чего нужны полотенца?
- Для чего нужна расческа?
- Для чего нужна зубная щетка и зубная паста?
- А сколько раз в день нужно чистить зубы?
- Для чего нужно чистить зубы?
-Ребята, как можно назвать одним словом все эти вещи? (если дети затрудняются- помочь)
- Правильно, «предметы личной гигиены».
- А как вы думаете почему они так называются?
-Ребята, вы все хорошо справились с первым заданием, посмотрите что у нас на дне сундука?
- Теперь мы готовы к путешествию.
Раздается голос:
«Прошу устроиться поудобнее на нашем «ковре самолете», и приготовиться к полету!»
- Раз, два, три,
В страну волшебную лети!В путь!
Включается «Космическая музыка», показывается слайд с изображением звездного неба. Ширма с Фиксиком убирается.
- Вот и прибыли мы с вами в волшебную страну. Посмотрите, как тут красиво!
Показывает слайд с изображением волшебной страны.
Воспитатель обращает внимание на следующий слайд с изображением короля микробов.
Король микробов (аудиозапись) : Мы – микробы – существа могущественные, хоть и невидимые. Стоит нам пробраться в тело человека, сразу начинаем разбойничать и размножаться внутри. Нас становится все больше и больше, а человеку все хуже и хуже: он заболевает, его трясет, колотит, начинается чихание и кашель, поднимается температура. Вот и ваш друг Фиксик попал в наше королевство.
Ответ детей: нет
Ребенок:
Не будь он таким вертлявым и малым,
Я бы его для вас поймала.
И вы бы увидали сами
Микробью мордочку с усами.
Узор пятнистый вдоль хребта,
Шесть быстрых ног и три хвоста.
Таков микроб, невидимый злодей,
Враг честных и простых людей.
Просмотр слайдов микробов под микроскопом
Ответ детей: Да
Ответ детей: собрать вещи
Ответ детей
Ответ детей: это сундук
Дети находят рюкзак и предлагают в него все и собрать.
Дети: мыло
Дети: Чтобы мыть руки
Дети: (варианты, после прогулки, перед едой, после рисования и лепки, когда погладили животных, ведь на их шерсти много микробов.
Дети: чтобы вытираться
Дети: чтобы расчесываться
Дети: чтобы чистить зубы
Дети: два раза в день, утром и вечером
Дети: чтобы вычистить из зубов остатки пищи и сохранить зубы здоровыми.
Дети: Предметы личной гигиены.
Ответы детей: У каждого человека они должны быть своими личными
Дети усаживаются на ковер, под музыку смотрят слайды с изображением звездного неба.
Прослушивание аудиозаписи
Проектор, экран, слайды с изобржение микробов под микроскопом.
Сундук в котором: рюкзак, мыло, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа.
Аудиозапись космической музыки, проектор, картинки звездного неба.
Аудиозапись короля микробов Расширять представление детей о мире микробов, и их многообразии
Чтение стихотворения наизусть
Расширение знаний о микробах и их многообразии
Проявляют сопереживания герою сюжета.
Высказывают предположения.
Дети работают вместе, собирают рюкзак, отвечают на вопросы.
Включение детей в экспериментальную деятельность : опыт с вареным яйцом.
Самомассаж
Проблемная ситуация
- Ребята, а как же микробы попадают внутрь человека?
- Правильно, ребята! Посмотрите, эти микробы любят грязь. Как вы думаете, руки у вас чистые? Мы же с вами в волшебной стране, давайте проведем небольшой опыт и проверим.
- Посмотрите, это волшебное яйцо. Передайте это яйцо друг другу.
- Каким стало яйцо? Почему?
- Как вы считаете, как можно справиться с микробами, которые любят грязь?
Молодцы, ребята! Такие микробы очень боятся воды и мыла. Давайте сделаем самомассаж «Мыло» :
Каждый день я мыло мою
Под горячею водою,
И в ладонях поутру
Сильно, сильно мыло тру.
Мойся, мыло, не ленись!
Не выскальзывай! Не злись!
- От простой воды и мыла у микробов тают силы.
- А как вы считаете, если рядом нет воды и мыла, как сделать руки чистыми.
Посмотрите в волшебной стране есть волшебные влажные салфетки, вытрите ими руки.
- А как же нам справиться с королем микробов, чтобы мы могли пройти дальше и найти волшебный цветок?
Король микробов исчезает, снова появляется слайд с волшебной страной. Примерные ответы детей: когда не моешь руки, когда ешь немытые овощи или фрукты, когда находишься рядом с больным человеком и т. д.
Дети передают яйцо друг другу по кругу.
Примерные ответы детей: яйцо стало грязным, потому что руки были грязными, на них могут быть микробы.
Примерные ответы детей: нужно мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета и т. д.
Дети повторяют слова, выполняют движения самомассажа: раздвинув пальцы, хлопают в ладошки; неплотно сжимают в руках пальцы одной руки и трут о ладонь другой.
Дети предлагают свои варианты.
Дети вытирают руки влажными салфетками.
Примерные ответы детей: его нужно помыть с мылом.
На экране проектора один ребенок «вытирает салфеткой» короля микробов
Белое вареное яйцо
Влажные салфетки
Включение детей в обследовательскую деятельность, высказывание своих суждений.
Эмоциональная разрядка
Готовность детей к самостоятельному принятию решения.
Подвижная игра «Наполни баночку витаминами»
Физминутка - Ребята, посмотрите, король микробов исчез. Да мы просто волшебники. А у меня для вас есть сюрприз, который также помогает избавиться от плохих микробов. Ведь, чтобы быть здоровым нужно не только соблюдать гигиену, но и употреблять витамины, которые находятся в продуктах.
-Перед вами две баночки, в которых живут витамины. Чтобы нам пройти дальше, нужно наполнить баночки витаминами.
- Мы не случайно вспомнили про лук и чеснок. В народе говорят: «Чеснок и лук от семи недуг». Они убивают микробов. А витамины и фрукты укрепляют организм и помогают бороться с микробами.
- Ребята, а вы знаете, что микробы спасаются бегством от тех, кто делает зарядку и занимается спортом. Какими видами спорта вы любите заниматься?
- Чтоб не болеть и не простужаться,
Зарядкой надо по утрам всем людям заниматься.
Показ слайда с изображением выполнения зарядки.
Рассчитайтесь по порядку – выходите на зарядку.
- Встаньте в две колонны, выполним с вами зарядку.
Мы шагаем на зарядку –
Раз, два, три, раз, два, три.
Можем мы присесть и встать –
Посмотри, посмотри!
Руки вверх поднимем вместе —
Раз, два, три, раз, два, три.
А теперь прыжки на месте –
Раз, два, три, раз, два, три!
Дети делятся на 2 команды, каждая из команд «заполняет» баночки «витаминами».
Ребенок читает стихотворение:
Вот витамины и дары
В корзинки собраны они.
И морковка, и капуста,
Яблоки, лимоны – вкусно.
Эти овощи и фрукты –
Очень важные продукты.
Лук, чеснок употребляйте
И здоровье укрепляйте.
Ешьте, не болейте,
Все болезни одолеете.
Примерные ответы детей: кататься на лыжах, коньках, санках, велосипеде, играть в хоккей, футбол, баскетбол и т. д.
Дети строятся в две колонны, выполняют движения под музыку.
2 «банки», картинки с изображение фруктов и овощей
Слайд с изображением выполнения зарядки
Чтение стихотворения наизусть
эмоциональная разрядка
Совместная деятельность
Молодцы, ребята! Присаживайтесь за столики. Посмотрите на картинку и скажите, что еще помогает нам справиться с микробами.
Показывает слайд с закаливанием детей.
Если хочешь быть здоров,
Купайся, загорай и закаляйся,
Прохладной водой начинай обливаться,
И будут тебя все микробы бояться.
-Посмотрите, перед вами лежит волшебный секрет под салфеткой, пусть ваши руки отгадают, что это?
- Давайте с вами будем закаливать наши ручки.
Молодцы, вытирайте ручки салфетками.
На доске появляется слайд с изображением цветка, на лепестках изображены: на первом – мыло и кран с водой; на втором – мытье овощей и фруктов; на третьем – витамины, чеснок и фрукты; на четвертом – велосипед и скакалка; на пятом – солнце и обливание водой.
- А вот и наш с вами волшебный цветок Здоровья. Теперь мы можем вернуться в детский сад и помочьФиксику выздороветь.
Включается снова «Комическая музыка»
Примерные ответы детей: закаливание солнцем, водой, воздухом
Дети опускают руки под салфетку, под которой стоят две емкости: одна со льдом, другая с теплой водой.
Дети: Убирают салфетки, попеременно опускают руку сначала в емкость с теплой водой, затем со льдом, водят льдинкой по ладоням, проговаривая стихотворение:
Мы научимся ледок
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
Дети усаживаются на ковер и под «Космическую музыку» «возвращаются» в детский сад.
Слайд с закаливанием детей.
Стол, две емкости: одна со льдом (льдинок по колличеству детей, другая с теплой водой, накрыто солфеткой.
аудиозапись космической музыки, проектор, изображения звездного неба.
Готовность к совместной деятельности.
Закаливающие процедуры
Открытость – ориентированность на совместную деятельность детей и х родителей -Вот и вернулись мы к Фиксику, давайте подарим ему волшебный цветок и вместе напомним правила здоровья, которые помогают бороться с микробами.
Фиксик: -Спасибо, ребята, я выздоровел! Как здорово быть здоровым!
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
Вот тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомните: здоровье
В магазине не купить.
Я приготовил вам подарок (раскраски овощей и фруктов, вы сможете, дома раскрасить их, и рассказать родителям о пользе витаминов, которые живут в этих овощах и фруктах. А мне надо возвращаться. До новых встреч!
Фиксик исчезает за ширмой, звучит музыка из мультфильма. Дети смотрят на цветок и вспоминают правила: мыть руки с мылом, тщательно мыть овощи и фрукты, правильно питаться и употреблять витамины, делать зарядку и заниматься спортом, закаляться.
Дети прощаются с Фиксиком.
Слайд с изображение цветка.
Раскраски овощей и фруктов по количеству детей Активизация памяти
Детям предоставляется возможность поделиться впечатлениями о произошедшем с ними путешествии. Дома с родителями.
Рефлексия
- Ура! Мы справились! Я хочу вам сказать спасибо за то, что у нас всё получилось, а главное, что сделали это вы вместе и дружно.
-Ребята, вам понравилось помогать Фиксику, победить микробов?
(Педагог побуждает детей к речевой активности)
Какие чудеса вы совершили сегодня?
А что вам понравилось больше всего?
Чему сегодня научились?
Что новое узнали?
Что для вас было самым трудным?
Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.
Готовность дети к общению со взрослыми, к высказыванию своих впечатлений.