Лучший педагог года

Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Наталья Плешко
Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

«Организация работы в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

Мир «особого» ребёнка –

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Организация работы в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)“» размещена в разделах

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояния здоровья которых препятствует освоению основной образовательной программы вне специальных условий обучения и воспитания.

Многие семьи узнают о том, что у их ребенка ОВЗ только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется родителям (законным представителям) спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим.

В детском саду обнаруживаются новые трудности для ребенка дошкольного возраста. Новый режим дня, игровая и образовательная деятельность, а необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с ОВЗ. И если дома родители (законные представители) привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям ДОУ.

Услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь своему ребенку. Поэтому, работа с родителями (законными представителями) этой категории детей, выходит на первый план. Необходимо познакомить их с особенностями развития детей с ОВЗ. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы, которые отражаются в индивидуальном образовательном маршруте ребенка.

Для успешной адаптации к социуму, условиям детского сада педагогам ДОУ необходимо разработать систему работы с такими детьми. Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении должно быть направлено на улучшение психического и физического здоровья ребенка с ОВЗ, на создание благоприятных условий пребывания в группе сверстников, способствовать развитию способностей ребенка.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, комплексный подход и интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

-формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность не смотря на возраст малышей;

педагогического характера :

-рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация психических процессов память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение, развития через коммуникацию и имитацию.

Целью работы с детьми с ОВЗ является обеспечение условий для развития эмоционально - личностной сферы дошкольника.

Задачи сопровождения детей с ОВЗ:

- создать толерантную среду для субъектов воспитательно - образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.

- обеспечить успешность детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.

- укрепить здоровье и предупредить появления вторичных нарушений физического и психического развития;

- создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, обогатить его социальный опыт для гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

Взаимодействие с детьми в непосредственно- образовательной деятельности, должно носить системный и конструктивный характер, реализовываться через различные формы работы : интегрированные игры-занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые, игры (дидактические, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.).

В рамках проводимой образовательной деятельности, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста необходимо обращать внимание на формирование умений у детей работать в паре, учить слушать и слышать.

При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается три задачи: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей. Необходимо использовать в работе с детьми с ОВЗ элементы здоровьесберегающих технологий, образовательно-воспитательный процесс направить на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития. Важно вовлечь ребенка в совместную деятельность. В процессе осуществления психолого-педагогической поддержки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями рекомендовано использовать нетрадиционные формы работы.

Известно, что использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей с ОВЗ.

- Сказкотерапия - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку ОВЗ развиваться в социуме как личности. Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка.

- Творчество - работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.

- Взаимодействие со сверстниками и взрослыми - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивают уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.

Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками. Учитывая возраст детей работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ОВЗ в систему социальных отношений, рекомендуется осуществлять по нескольким направлениям:

- в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

- в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

- в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневна и органично включается во все виды деятельности.

В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формировать культурно-гигиенические навыки, развивать первоначальные представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка ребенка с ОВЗ. Правильно организованная система профессиональной деятельности, воспитателя группы, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов, правильно подобранные методы, формы и приемы создадут условия для успешного воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, позволят ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствовать социализации.

Задача всех и каждого для успешной социализации детей с ОВЗ в общество осуществлять поиск наиболее правильных путей, средств, форм и методов воспитания и обучения. Ведь наполнить черно-белый мир маленького, особенного ребенка яркими и светлыми красками можно только совместными усилиями.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Опубликовано: 15 сентября 2020 в 11:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД