Матвеева Екатерина
Консультация для педагогов «Основные направления коррекционной работы детей с задержкой психического развития (ЗПР)»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.
При ведущей роли учителя – дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя – дефектолога.
Публикация «Консультация для педагогов „Основные направления коррекционной работы детей с задержкой психического развития (ЗПР)“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выделяют:
• развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении;
• развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
• совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей;
• автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;
• уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
• закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;
• формирование диалогической и монологической речи;
• закрепление умений звуко – слогового анализа и синтеза;
• подготовка детей к письму, формирование графических умений;
• устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;
• закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя – дефектолога;
• сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи;
• формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения;
• обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.
Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня.
Обязательными его компонентами являются:
• артикуляционная гимнастика;
• дыхательные упражнения – по рекомендации учителя-дефектолога;
• дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте;
• дидактические игры по развитию элементарных математических представлений;
• развитие мелкой моторики пальцев рук.
Выделяют следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы :
Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей, введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т. д.
Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.
Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование, учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении