Получи документы

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ»

Альбина Пигур
Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Правильным звукопроизношением ребенок овладевает по подражанию, причем, ориентируясь, как считает Л. Г. Парамонова, в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. Внешний вид артикуляции в этом процессе тоже важен, но он может играть здесь лишь вспомогательную роль.

Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям, начиная с двухлетнего возраста. Уже в этом возрасте ребенок может правильно показать понятные ему по содержанию красочные картинки, названия которых отличаются только одним звуком (крыша и крыса).

Л. Г. Парамонова считает, что коррекционно-профилактическая работа по развитию слуховой дифференциации звуков должна осуществляться с опорой на более сохранные функции.

Неразличение речевых звуков на слух ребенком школьного возраста есть несомненная предпосылка акустической дисграфии.

Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.

Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки, самым сложным для детей является фонематический анализ слов.

Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение письму и чтению так же предполагает как обязательное условие развитие фонематических процессов.

В работах В. К. Орфинской, Н. Х. Швачкиной,Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой и др. указывается на необходимость развития фонематических процессов у школьников с ОВЗ и дается характеристика этих процессов.

Что же мы достигаем, формируя фонематическое восприятие?

1. Простановка звуков идет быстрее и качественнее.

2. Автоматизация звука не вызывает трудностей, сокращается время автоматизации.

3. Достаточная сформированность основ фонематического восприятия позволяет ребенку делать анализ и синтез звуков, слогов, слов, т. е. мысленно расчленять на составные элементы (Фонемы).

4. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование слоговой структуры слов.

5. При плановой работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают : окончания слов, приставки, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

6. Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического восприятия дети с системными нарушениями речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Работа по преодолению фонематических нарушений.

Коррекционный процесс по формированию фонематического восприятия требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей, поэтому я стараюсь разнообразить занятия, вносить в них элементы игры, это облегчает детям работу, делает занятия менее утомительными и более привлекательными.

Работу по преодолению фонематических нарушений рекомендуется строить постепенно. Предлагаемые игры и упражнения использую в подгрупповой и индивидуальной работе с учетом лексических тем. Для подгрупповой работы дети были объединены по однородности речевого дефекта и задания подбирались с тем звуком, над которым в данный момент велась работа.

1 этап. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.

Задачами этого этапа являются:

развитие распознавания звуков речи, т. е. восприятие устной речи на сенсомоторном уровне;

• формирование четкого слухового образца звука;

• формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;

• создание благоприятных условий для создания последующего формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводилась по двум направлениям:

• формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов, слов и подбора слов – паронимов;

• формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.

2 этап. Формирование восприятия устой речи на фонологическом уровне.

Задачи этого этапа:

развитие фонематического восприятия,

фонематического анализа и синтеза;

развитие фонематических представлений.

Заключение.

Таким образом, дифференцированный подход в развитии фонематических процессов у школьников с ОВЗ способствует полному устранению затруднений в различении сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком, в анализе услышанного и его воспроизведении (на уровне слога, слова, фразы).

Проводимые игры и упражнения развивают у детей слуховое внимание и слуховую память, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи.

Правильное развитие фонематического слуха, восприятия и представлений лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ»
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 12:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Пигур (УИ 680503) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД