ирина солдатенко
Консультация для родителей «Звук [И] и буква И»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. Тема № 3. Звук и буква И
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка внимательно слушать и различать неречевые звуки.
2. Продолжать учить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела», вы-полняя соответствующие инструкции.
3. Научить четко произносить звук [И].
4. Научить выделять звук [И] в начале и в конце слов в ударной позиции.
5. Научить анализировать звуковой ряд из трех элементов.
Публикация «Консультация для родителей „Звук [И] и буква И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Задание 1. Дидактическое упражнение «Что ты слышишь?» (развитие слухового внимания).
Во время прогулки взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно по-слушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листь-ев.).
Задание 2. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать и выполнить инструкции:
— Указательным пальцем левой руки покажи свой левый глаз.
— Указательным пальцем правой руки покажи свое левое ухо.
Задание 3. Знакомство со звуком [И].
Взрослый загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [И] : когда мы произносим звук [И], то:
— губки — «в улыбке»;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
— горлышко «работает» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).
Ребенок правильно произносит звук [И] перед зеркалом, затем воспроизводит ар-тикуляцию звука без голоса.
Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его обозначения используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [И] : ослик кричит: ИИИ. (см. цветную вклейку).
Задание 4. Фонетическое упражнение.
Жеребенок «поет» песенку: ИИИИИИИИ. (произнести на плавном длительном выдохе вслед за взрослым).
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук [И] :
и, п, м, и, и, в, и.
Задание 6. Взрослый называет слова, голосом выделяя звук [И]. Ребенок называет первый звук каждого из этих слов, определяет место звука [И] в них и обозначает положение звука [И] в словах с помощью карточки и красного кружка:
иволга, игры, ивушка, Ира, имя.
Задание 7. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в образо-вании множественного числа имен существительных).
Утюг — утюги, сапог —. , носок —. , паук —. , чулок —. , замок —. , комок —.
Взрослый предлагает ребенку назвать последний звук в каждом из этих слов, выделив его голосом, обозначить место звука [И] в каждом слове с помощью карточки и красного кружка.
Задание 8. Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и мальчиков, начинаю-щиеся со звука [И] :
Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.
Задание 9. Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить ряд слов. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Ира, индюк, игрушки, ива.
Задание 10. Отгадать загадки, назвать первый звук в слове-отгадке.
Всех на свете обшивает,
Что сошьет — не надевает. (Иголка)
Что у елки вместо листьев? (Иголки)
Задание 11. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются со звука [И].
Задание 12. Выучить чистоговорки:
И-и-и — ротик к ушкам растяни;
И-и-и — хорошо сиди;
И-и-и — песенку тяни.
Задание 13. Прослушать стихотворение. Какой звук часто слышится в стихотво-рении? (Взрослый голосом выделяет звук [И].) Провести пальчиковую гимнастику.
Индюк из города идет, Пальчиками обеих рук «идут» по столу.
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая —
Игрушка расписная.
Задание 14. Упражнение для развития координации речи с движениями (сначала ребенок хлопает в ладошки, затем поднимает руки) :
И раз, и два, и три — руки подними!
Задание 15. Знакомство с буквой И.
Буква И — как три иголки.
Три иголки очень тонки.
На что еще похожа буква И?
Игры с буквой.
Задание 16. Анализ звуко-буквенных рядов : АИУ, УИА, ИУА, УАИ, АУИ.
Взрослый произносит звуковой ряд и просит ребенка ответить на вопросы: какой звук стоит в ряду первым, последним, в середине? После этого ребенку предлагается вы-ложить схему звукового ряда из красных кружков, а затем выложить ряд из букв разрез-ной азбуки, прочитать, списать, написать печатными буквами под диктовку взрослого.