Романова Наталья Сергеевна
Открытое занятие «Понятия звук [п]-[п’], буква п, звонкий и глухой звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Понятия звук П, звук Пь, буква П, звонкий и глухой звук»
Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].
Задачи:
1. Образовательные:
• уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];
• совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
• учить определять позицию звука в словах;
• познакомить детей с графическим образом буквы П;
• учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.
2. Развивающие:
Публикация «Открытое занятие „Понятия звук [п]-[п’], буква п, звонкий и глухой звук“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• развивать слуховую память, внимание и восприятие;
• развивать умение концентрировать внимание;
• развивать умение контролировать импульсивные действия;
• учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).
3. Воспитательные:
• воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | Пь|;
• воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Оборудование: предметные картинки (почтальон, поросенок, петух); сигнальные карточки); конверты с заданиями;
Методы и приемы работы с детьми:
- демонстрация (рассматривание)
Практические методы:
- упражнение;
Игровые методы:
- воображаемая ситуация в развернутом виде;
- игра «Хлопни в ладоши»
Словесные методы:
-рассказ воспитателя;
- беседа.
План занятия :
1. Организационный момент
2. Сообщение темы занятия
3. Характеристика звуков «П», «Пь»
4. Работа с учебником
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
7. Подведение итогов занятия
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу).
Изобразите ссорящихся петухов.
Изобразите поросят, которые испугались волка.
Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково (После этого дети садятся).
II. Сообщение темы занятия.
(Педагог предлагает детям отгадать загадки)
1. По квартирам и домам
Много писем, телеграмм
Он приносит адресатам.
Как зовут его, ребята? (Почтальон)
2. Розовая спинка,
А на ней щетинка,
Свинки ребенок
Звать его… (Поросенок)
3. Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (Петух)
4. Из – за тридяветь земель
Мчит бумажный Журавель
Мог бы он лететь и дальше
Но нырнул в почтовы ящик (Письмо)
- Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П)
- Какой первый звук вы услышали в слове «петух»? (Звук [Пь])
- Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О звуках [П], [Пь])
III. Характеристика звуков [П |. [Пь|.
• Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются и создают преграду воздуху)
• Попробуйте пропеть звук [П].
• Получается? (Нет)
• Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).
• В какой домик мы его поселим? (В синий) (Демонстрируется синий домик)
• Положите руку на горло, произнесите звук [II]. Голос спит или звенит? (Спит)
• Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой)
• Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|)
• Каким цветом мы обозначает твердый звук? (Синим)
• А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко)
• Каким цветом мы обозначаем мягкий звук? (Зеленым)
• Какой первый звук в слове почтальон? Твердый звук [П]
• Какой первый звук в слове «петух»? [Пь]
• Назовите первый звук в слове «поросенок» [П]?
• Назовите первый звук в слове «письмо» [Пь]
А теперь скажите, какой звук [П]? (Согласный, твердый, глухой).
IV. Работа с учебником.
• Послушайте, какие звуки произносят звукоежки : «П», «Пь». Произнесите и вы их. Они гласные или согласные? (Согласные). Слева какой звук? (Твердый, каким цветом мы его обозначим? (Синим). Справа какой звук? (Мягкий, каким цветом мы его обозначим? (Зеленым). Ребята, Грамотейка моет посуду. Назови, что он уже вымыл? (Половник, пиалу). Давайте обведем эти предметы по контору и дорисуем схемы. Какой первый звук в слове «половник»? [ П], каким цветом мы обозначим его на схеме? (Синим). Какой первый звук в слове «пиала»? [Пь], каким цветом обозначается на схеме? Познакомьтесь с буквой П. Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.
Буква П на мост похожа,
По мосту идет прохожий.
А внизу через проход
Проплывает пароход.
Ребята, из скольки палочек состоит буква «П»? (Из трех). Возьмите три карандаша и выложите эту буку у себя на парте. Звуки П и Пь обозначаются этой буквой. Давайте напишем эту букву. Рассмотрите рисунок. Прочитайте, что пропищала мышь, увидев кота? [ПИ]. Что сделал кот? Прочитайте. [АП]. Напишите эти слова. Сколько звуков в каждом слове? (два). Какой первый звук в слове «Пи»? [Пь] (Мягкий). Каким цветом обозначим? (Зеленым). Какой второй звук? [И]. Каким цветом обозначим? (Красным). Раскрасьте схему под словом «Ап» самостоятельно.
V. Физкультминутка.
- А сейчас отдохнем.
Раз - поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
- Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем руки вверх: плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [П]
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привез товар.
Он его развесил на осинке:
«Кто из вас желает паутинки?»
VI. Закрепление изученного материала
Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия). Я буду называть звуки [П] [Пь], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.
Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.
-А сейчас, ребята, я предлагаю вам повторить слоги : ПА, ПЯ, ПО, ПЁ, ПЫ, ПИ, ПУ, ПЮ, ПЭ, ПЕ, МА. Скажите мне, какой слог лишний? (МА).
- Ребята перед вами лежат листки с буквами. Я попрошу вас подчеркнуть только буквы «П». А П У О П И Э Ы П М Ю П Ё Я П
VII. Подведение итогов занятия. Оценка работы детей. Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня изучали? ([П], [Пь]) Назовите по одному слову со звуком [П].