Логопедическое занятие для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква Ц»

Ольга Савкина
Логопедическое занятие для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква Ц»

Цель:

- ознакомление со звуком [Ц] и буквой Ц.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Весна», «Цветы», «Птицы», «Дикие животные», расширять кругозор;

- закреплять правильное произношение звука [Ц];

- продолжать учить подбирать слова с заданным звуком и слогом;

- отрабатывать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове;

- упражнять навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза слов, чтению по слогам.

Развивающие:

- развивать речевое внимание, память, воображение, мышление;

- продолжать развивать языковое чутье и фонематический слух;

- формировать коммуникативные умения в процессе взаимодействия;

- создавать положительный эмоциональный настрой;

- развивать общую моторику.

Воспитательная:

Воспитывать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: искусственный цветок или изображение цветка; предметные картинки, в названии которых встречается согласный звук [Ц], касса букв, фишки для обозначения звуков.

Ход занятия

1. Организационный момент

Психогимнастика

Логопед: - Дети,отгадайте загадку: «Первым вылез из темницы на лесной проталинке. Он мороза не боится, хоть и очень маленький». Что это? (Подснежник.)

Логопед: - Ребята, изобразите подснежник, сидящий в земле. Покажите,как он вылезает из земли: сначала появляется стебелек, потом – молодые листочки, затем бутон, который постепенно начинает распускаться.

2. Сообщение темы занятия

Логопед: - Ребята, а что такое подснежник?

Дети: - Это первый весенний цветок.

Логопед: - Правильно. Выделить первый звук в слове цветок ([Ц]).

- Сегодня мы будем слушать и произносить звук [Ц] и сочинять сказку о цветке.

3. Характеристика звука [Ц]

Логопед: - При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается.Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подается на передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони. Струя воздуха холодная и трется о передние зубы, так как есть преграда.

- Звук [Ц] – согласный, всегда твердый, обозначаем фишкой синего цвета и при этом глухой.

4. Произношение звука [Ц] в слогах

Логопед: - Возле озера на лесной опушке распустился цветок,посмотрел вокруг и услышал: «Цвок – цвок – цвок!» Увидел птиц, сидящих на деревьях,которые продолжали петь: «Цвок – цвок – цвок!» Цветок узнал весеннюю песенку скворцов и улыбнулся.

Выразить мимикой радость.

5. Произношение звука [Ц] в словах. Звуко-слоговой анализ и синтез

Выставляются предметные картинки: цапля с птенцами, солнце.

Произносить слова с пропущенным звуком [Ц] - …апля, птен … ы, солн … е.

Логопед: - На озере стояла … апля (цапля) с птен … ами (птенцами) и ловила своим клювом рыбу. Погода стояла чудесная, светило яркое солн … е (солнце). Повторите названия этих слов и добавьте пропущенный звук, поделите слова на слоги (цап - ля, птен - цы, солн - це).

Игра «Дом»

Логопед: - А теперь определите местоположение звука [Ц] в словах (в начале, в середине, в конце) с помощью звукового дома с тремя окошками. Нужно поставить данные картинки в то окно (1, 2, 3, где находится заданный звук [Ц] в названии картинки.

Логопед: - А теперь выполним звуковой разбор слова цапля с помощью сигналов, обозначающих звуки.

с к с з к

Логопед: - Ребята, с какого слога начинается слово цапля? (ЦА.) Придумайте слова, в названии которых встречался бы слог ЦА (синица, куница, гусеница, больница, волчица, верблюдица, дверца, львица, медведица, улица, птица, рыцарь, царь, царство и т. д.)

6. Словотворчество детей

Логопед: - Сочиним чистоговорки вместе со мной, используя слова цапля, птенцы, солнце, скворец, цветы.

Ты – ты - ты – в лесу выросли … (цветы).

Ля – ля – ля – в озере стояла … (цапля).

Цы – цы – цы – вместе с ней еще … (птенцы).

Ец – ец – ец – жил на дереве … (скворец).

Ец – ец – ец – вот и сказочке … (конец).

Физминутка

Инструкция логопеда Выполняемые движения

Спал цветок и вдруг проснулся, Туловище вправо, влево.

Больше спать не захотел, Туловище вперед, назад.

Шевельнулся, потянулся, Руки вверх, потянуться.

Взвился вверх и полетел. Руки вверх, вправо, влево.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. Покружиться.

Повторение детьми стихотворения, слов со звуком [Ц] (цветок, солнце).

7. Анализ словесного состава предложения.

Выставляются картинки с изображением цветка, цапли, гусеницы, скворца. Составляются предложения по опорным словам. Схема одного предложения выкладывается на наборном полотне с намеренной ошибкой. Дети сверяют свои схемы, исправляют ошибку.

8. Падежное управление

Логопед: - Захотелось цветку познакомиться с теми животными, в названии которых есть звук [Ц]. Где он мог их увидеть? (На лесной опушке.)

Вставляются картинки с изображением зверей (медведица, волчица, куница, лисица).

Логопед: - Кого увидел цветок на лесной опушке? (Медведицу, волчицу, куницу, лисицу.) Какой один и тот же слог в конце этих слов? (ЦУ.)

Есть в лесу звери и птицы,

Волчицы, лисицы, зайцы, куницы,

Птицы – синицы, скворцы.

А у скворцов есть … (птенцы).

Стихотворение повторяется хором несколько раз.

9. Знакомство с буквой Ц

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок-царапка

Как кошачья лапка.

А. Шибаев

10. Чтение слов. Работа с разрезной азбукой. Перестановка, дополнение, изменение букв в словах синица, куница, лисица.

11. Итог занятия

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «День рождения буквы. Звук [Р] и буква «Р» Индивидуальное логопедическое занятие. Учитель-логопед: Левкина М. С. Тема: День рождения буквы Р. (Звук и буква Р) Этап: Закрепление правильного.

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква «Ц» Конспект логопедического занятия для подготовительной группы Тема: «Звук и буква «Ц» Цель: Закрепление знаний о букве и звуке «Ц», различение.

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Звук и буква К» Цель занятия: познакомить детей со звуком [к] и его письменным обозначением – буквой К. Задачи: • Познакомить детей с механизмом образования,.

Логопедическое занятие в 1 классе «Посуда. Звук [Ш] и буква Ш» Конспект занятия в 1 классе. Тема: Звук и букв Ш. Посуда. (Занятие 1)[/h3]Цель: актуализация словаря по теме «Посуда». Уточнение произношения.

Логопедическое занятие в 1 классе «Посуда. Звук [Ш] и буква Ш» Конспект занятия в 1 классе. Тема: Звук и букв Ш. Посуда. (Занятие 2)Цель занятия: актуализация словаря по теме «Посуда». Уточнение произношения.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква Х» Логопедическое занятие по формированию фонетико – фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР. [/b]Тема занятия: Звук и.

Методическая разработка занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [Ш], буква Ш» Цель: • изучение буквы «Ш», звука «Ш» Задачи: • Учить анализировать звук • Дать понятие «шипящий» звук • Учить определять место звука.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Звук [ч]. Буква Ч» по мотивам сказок К. И. Чуковского Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №32 Выборгского района Санкт-Петербурга Методическая разработка.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием методики В. Воскобовича «Звук и буква [Ш]» Цель : закрепить знания детей о гласных звуках и согласном звуке «Ш», познакомить с буквой «Ш» Задачи: Образовательные: 1. Познакомить.

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М» Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР. Звук и буква «М» Тема: ЗВУК.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедическое занятие для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква Ц»
Опубликовано: 17 января 2018 в 08:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Всемирный день комплимента

«Давайте говорить друг другу комплименты» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей делать комплименты и увлечь их...

1 марта. День кошек в России

В первый день марта в 2004 году решено было отмечать День всех котов и кошек. Эти смышлёные, чистоплотные и красивые животные всегда были и будут любимцами большинства людей. Им мы и посвятим наш...

Игра «Попробуй повтори»
h4]Игра[/h4] " Попробуй повтори ", направленная на развитие межполушарного взаимодействия. подходит для детей дошкольного и школьного возраста, подростков...
Продуктивная деятельность в подготовительной группе. Рисование в технике «Хохлома»
Хочу поделиться с вами работой по декоративно-прикладному искусству. Это может быть продуктивная деятельность, а так же индивидуальная работа....
Проект в старшей группе «По страницам сказок Корнея Ивановича Чуковского»
Проект в старшей группе «По страницам сказок Корнея Ивановича Чуковского». Паспорт проекта. Автор проекта: воспитатель МБДОУ д/с №30 Васина В. Б....