МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Звук [ч]. Буква Ч» по мотивам сказок К. И. Чуковского

Елена Автомонова
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Звук [ч]. Буква Ч» по мотивам сказок К. И. Чуковского

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №32 Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

логопедического занятия с детьми подготовительной группы

Тема «Звук [ ч,].Буква Ч» (по мотивам сказок К. И. Чуковского)

Инновационные педагогические технологии, используемые в данной разработке:

- Здоровьесберегающие технологии;

-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы „Звук [ч], Буква Ч“ по мотивам сказок К, И, Чуковского» размещена в разделах

- информационно-компьютерных технологий (ИКТ)

Разработал : Автомонова Е. В. учитель-логопед

Санкт - Петербург

2017

Использованы образовательные технологии:

- здоровьесбережения;

-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

- информационно-компьютерных технологий (ИКТ)

Цель: познакомить детей со способом образования согласного звука [ ч,]. Знакомство с буквой Ч.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закрепить навыки различения и произношения звук [ ч,] в слогах, словах различной слоговой структуры и предложениях

• Дифференциация понятия «звук» и «буква»

• Закрепить деление слова на слоги с выделением ударного слога

• Закрепить звукослоговой анализ и синтез слова, учить преобразовывать слова

• Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

• Совершенствование фонетической стороны речи (контроль за правильным произношением звуков в речи)

• Познакомить с графическим образом буквы Ч.

Коррекционно-развивающие:

• Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

• Развитие фонематического восприятия

• Развитие артикуляционной и тонкой моторики

• Развитие координации речи с движением.

• Развитие словесно-логического мышления, сообразительности, находчивости

Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности.

Оборудование: мяч, предметные картинки, в названии которых есть звук [ч,] в различной позиции, «волшебное чудо дерево», карточки с буквами, коромысла, музыкальный молоточек, экраны с ниточкой, символы-фишки, персональный компьютер.

Предварительная работа: знакомство со сказкой «Чудесное дерево» и другими произведениями К. И. Чуковского

I. Огр. момент: Звучит музыка. Дети входят в зал под музыку («В гостях у сказки»).

Посмотрите у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Здороваются.

Логопед. Ребята подойдите все ко мне. Дети переворачиваются лицом к экрану.

II.Знакомство с темой

Ход занятия:

На экране появляется портрет К. И. Чуковского.

Л. Ребята, знаете ли,вы, кто такой Корней Иванович Чуковский?

Л. Молодцы. Скажите, пожалуйста, какие произведения Корнея Ивановича Чуковского вы знаете?

Л. : А, хорошо ли вы знаете эти произведения?

Л. Вот сейчас, мы и проверим, как хорошо вы их знаете. А поможет нам в этом волшебный предмет, как вы думаете какой?

Посмотрите на экран и выберите этот предмет из картинок.

Картинки на экране: бабочка, волшебная палочка, ключ, чайка

Л: назовите какие картинки остались. Запомните их картинки- они нам пригодятся в играх.

Логопед достает волшебную полочку, звучит музыка, открывается «Чудо дерево».

Л. Посмотрите, какое необычное дерево.

Чудо - дерево

Чудо -чудное. Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем.

А чулки да башмачки.

Словно яблочки!

Л. Ребята, скажите, а как называется эта сказка у К. И. Чуковского?

Л. Подойдите к «чудо - дереву» и возьмите себе башмачок или чулочек.

Переверните их, в башмачках и чулочках спрятались буквы.

Дружат буквы, посмотрите,

Ну-ка, вместе их прочтите.

Дети читают слова, которые написаны на обратной стороне по очереди.

Л. Хорошо, теперь положите чулочки и башмачки под дерево.

Надеюсь, что на дереве ещё появятся чудеса.

III.Повторение

Л. Теперь скажите, чем отличаются буквы от звуков речи?

IV. Основная часть.

Л. : Отгадайте загадку.

Может плавать в океане,

Может ползать по саванне,

Панцирь в клетку как рубаха…

Кто же это? … (черепаха)

Л. Ребята, а вы знаете, что у К. И. Чуковского есть стихотворение про черепаху и живет она на болоте. И сей час мы к ней отправимся в гости. Надо будет пройти по кочкам и подойти к болоту.

Дети выполняют действия (речь с движениями).

Л. : До болота идти далеко

До болота идти нелегко / 2раза (дети идут друг, за другом наступая на «кочки»).

«Вот камень лежит у дороги.

Присядем и вытянем ноги. (дети присели на корточки)

И на камене лежит узелок.

Л. Да, вот и черепаха. И узелок?

Подскажите, а какой первый звук вы слышите в слове черепаха?

Логопед : Ребята, поиграем со звуком [ч,].Давайте узнаем как располагается язычок во рту при произнесении звука [ч,] .Возьмите все зеркала (достаю из узелочка-мешочка).

IV.АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА.

Определяем положение органов артикуляции:

-губы немного выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка вверху, касается бугорков Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка от неба отрывается и продвигается вперед. Голосок спит. Горлышко не дрожит.

V.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.

Произнесение звука[ч,] .

Если преграда, когда мы произносим звук[ч,]?

Что образует преграду?

Звук [ч,] – гласный или согласный?

Дрожит ли горлышко при произнесении звука [ч,]?

Звук [ч,] всегда мягкий. У него нет твердой пары. Запомните!

Выставляются символы-фишки для звука [ч,] на панно.

Л. : Повторим. Согласный, глухой, всегда только мягкий.

VI. Выделение звука [ч,] в слогах, в словах:

Логопед : Сейчас я проверю,умеете ли вы ловить звук [ч,]

Если я назову один звук [ч,] ---вы его ловите одной рукой,зажимая кулачок.

Если я назову звук [ч,] с другим звуком---вы его ловите двумя руками, зажимаете

два кулачка.

Ч Ч ЧА Ч ОЧ Ч ЧУ Ч ЫЧ

Логопед : Молодцы! Справились с заданием. У нас прекрасное настроение и нам надо отправляться дальше.

Ребята! Звук [ч,] нам сможет помочь в этом. Если звук [ч,] произносить сначала ---

Громко, а потом тихо,, то можно услышать как движется паровоз.

Встаньте. На первый, второй--- рассчитайсь! Запомните свои номера

Произносят: Ч ч Ч ч Ч ч Ч

Нашу песенку услышал паровоз и готов вас повести.

VII. Динамичная пауза. Звучит музыка.

Дети проговаривают слова со звуком [ч,]

«Загудел наш паровоз чох—чох,чух—чух

Пыхчу, пыхчу. Стоять на месте не хочу.

Колесами стучу---стучу. Чу,чу.

В гости к сказкам прикачу.

Дети переходят и становятся лицом к экрану.

VIII. Л. : Посмотрите на экран. Кто это? Из какой сказки?

Логопед : Повезло нам, что сейчас Айболит гостит у нас.

Вы, знаете, дети. Доктор Айболит прекратил приём больных, так как потерял свои важные предметы. Поможем ему.

Логопед : Для этого надо разгадать ребусы. (Первые номера работают с левой стороны, вторые номера с правой стороны) Работа на 2-х мольбертах.

Логопед : Сегодня звук [ч,] будет нам будет встречаться повсюду. Где спрятался звук

[ч,] в слове очки, чемодан

Логопед : Подойдите все ко мне. Посмотрите на экран,

бочка кирпичи чайник

червяк бабочка ключ

мяч сачок чайка

Назовите картинки, и вспомните, какие из них нам встречались на занятии раньше. А каких не было. Произнесение слов хором. Индивидуальные ответы.

Картинки: бочка, кирпичи, бабочка, червяк, чайник, ключ, мяч, сачок, чайка (в таблице)

.Л. : Сейчас проверим правильно ли вы запомнили название картинок. Убираются все лишние.

Логопед : Айболиту помогли.

Он в свой тимоданчик, симоданчик, щимоданчик положит очки. Ой, что то не так?

На экране картинка по сказке «Айболит», где Айболит лечит зверей.

Л: Всех на свете он добрей.

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит) «Айболит»

Логопед : Мы помогли Айболиту. И теперь он снова может лечить своих зверей. Переходят дети к коромыслам.

Логопед : Ребята поиграем в игру «Доскажи словечко».

В этой игре вы должны закончить предложение рифму, выбрав картинку, с наших коромысел.

XI. РАБОТА С КОРОМЫСЛАМИ.

ЧА---ЧА---ЧА--- была Таня у ___(врача)

ЧА---ЧА---ЧА--- мы увидели___(грача)

ЧА---ЧА---ЧА---нет ___(зеленого мяча)

ЧА---ЧА---ЧА---на столе горит___(свеча)

XII.Звучит музыка.

Логопед : Посмотрите. Выносится черный ящик. Это черный ящик, и что-то лежит в нем.

Отгадайте дети: Кто потушил море в сказке «Путаница»

Логопед : Ой, что-то не открывается «Черный ящик».Давайте скажем волшебное заклинание.

XIII.ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ.

АЧ---ОЧ---УЧ

ЧА---ЧО---ЧУ

Ответы детей по выбору и хором. Дети воспроизводят слоговые ряды.

Л. : Достаю и показываю БАБОЧКУ.

В слове бабочка есть звук [ч,] .Где он слышится в начале слова, в середине или в конце?

Л. : Интересно сколько слогов в слове бабочка. Давайте разделим.

Л. : Посмотрите, а бабочка принесла нам конверты

Раздаю конверты. Дети сидят за столами. Достают элементы букв.

Л. Посмотрите. Эта буква «Ч».Звук «Ч» на письме обозначается буквой «Ч».

В какую сторону смотрит буква «Ч»?

XV.Складывание буквы Ч из элементов.

На что же похожа буква «Ч»?

Стихотворение про букву.

«Да,вы, правильно решили

«ЧЭ» похожа на «четыре»

Только с цифрою, друзья.

Букву путать нам нельзя

В чем разница буквы и цифры.

Рисование по методике Г. А. Шичко. Рисование носом.

XVI .

Л: Подойдите ко мне. Посмотрите на экран. Нам надо разгадать очень трудное задание.

Может ли из слова «бабочка» получится слово «бочка»?

Дети: ответы

Л. : Есть ли звук [ч,] в слове «бочка». Поделим слово на слоги. Выделим ударный слог.

XVII. ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА.

Выложим из кубиков схему слова «БОЧКА». Первые номера возьмите кубики.

Вторые номера возьмите кубики.

1. Сколько всего звуков в слове.

2. Назовите согласные звуки.

3. На каком месте в слове звук «Ч».

4. Сколько в слове гласных звуков. Назовите их.

5. Обозначить эти звуки буквами.

Л. : Вот такие чудеса происходят со словами.

Логопед :

Ой, что за звук? Посмотрите на экран.

V.Заключительная часть

Л. : Отгадайте загадку:

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт,

И в дороге слёзы льёт.

Л: Кто же эта героиня?

Дети: Федора.

Л: Из какой сказки?

Д. : «Федорино горе»

Л. : в этой сказке всё отлично кончается.

Всё на место возвращается.

А Федора вам хочет подарить свою любимую игру. Она научилась общаться с посудой и называет её всегда ласково. Звук «Ч»- самый нежный и если его вставить в любое слово, это слово произносится ласково.

Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов у существительных.

Дети играют со словами: чашка, блюдце, кастрюля, чайник, стакан, сковорода, тарелка, самовар, вилки, ложки.

VI.Итог (рефлексия)

Логопед : Молодцы. С каким звуком мы путешествовали по сказкам К. И. Чуковского?

Что узнали о звуке [ч,] ?

Какой буквой он обозначается на письме?

Логопед : Проведение рефлексии

Подойдите все к своим столам.

Кому наше путешествие понравилось и задания вас не затрудняли, возьмите зеленый листочек, кому было что-то не понятно, или не совсем всё получалось, возьмите желтых листочек, а кто затруднялся возьмет красный листочек.

Все листочки прикрепим к Чудо-дереву.

И так наше дерево принесло нам опять чудеса. Вы радовали нас своими ответами.

Наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского закончилось. Спасибо.

Публикации по теме:

«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия. Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж. Задачи:.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук и буква И» в подготовительной к школе логопедической группе .

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группе Занятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква «Ц» Конспект логопедического занятия для подготовительной группы Тема: «Звук и буква «Ц» Цель: Закрепление знаний о букве и звуке «Ц», различение.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: звук [Щ], буква Щ Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [А] и буква А» (подготовительная к школе группа) Тема: Звук и буква «А». Цель: Познакомить детей с буквой А, объяснить различие понятий «звук», «буква». Задачи: 1. Определение позиции.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Звук [Ш] и буква Ш» — закрепление Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе. на тему : «Звук и буква Ш.» (закрепление) Цель: Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [К] и буква К» Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы (6-7 лет) «ЗВУК И БУКВА К» Воспитатель: Фоменко Татьяна Сергеевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Звук [ч]. Буква Ч» по мотивам сказок К. И. Чуковского
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 12:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД