Приложение МААМ

Возможность использования опытно-экспериментальной деятельности во всех образовательных областях в живой и неживой природе

Вера Кийкова
Возможность использования опытно-экспериментальной деятельности во всех образовательных областях в живой и неживой природе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Возможность использования опытно-экспериментальной деятельности во всех образовательных областях в живой и неживой природе»

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности. И в первую очередь, с такими, как познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Публикация «Возможность использования опытно-экспериментальной деятельности во всех образовательных областях в живой и неживой природе» размещена в разделах

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Но, само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы или увяданием природы осенью, где процесс происходит без участия человека. Но у детей возникает вопрос, а почему листья желтеют?

С помощью лупы изучили с детьми строение листа, рассмотрели сначала

черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой, затем верхнюю поверхность листа. Рассмотрели жилки –тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Верхняя поверхность листа вбирает в себя солнечный свет, и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа.

С помощью кусочка белой ткани, проводим опыт под названием «Почему лист зелёный?». Взяли листочек и вложили его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Затем деревянным кубиком сильно придавили, постучали по листу сквозь ткань. Что мы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зелёные пятна, это зелёное вещество из листочка называется хлорофил, оно и окрашивает его в зелёный цвет. Осенью, когда становится холоднее и меньше солнечного света, это вещество (зелёное) постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. И тогда лист становиться жёлтым, коричневым или красным. В ходе опыта, дети узнавали новое о взаимосвязи в природе, рассуждали, делали выводы.

В трудовой деятельности, у детей не только развиваются трудовые навыки, они усваивают такие понятия, как снежное одеяло (насыпая снег под кусты и деревья зимой); осенью – сгребание листьев на клумбу для перекопки, как удобрение.

Для полного понимания детьми, что снег служит тёплым укрытием для корней кустов и деревьев, берём две одинаковые бутылки с водой, одну кладём на поверхность снега, вторую закапываем под снег и проводим длительное наблюдение, где быстрее замёрзла вода.

Задачи образовательной области «Речевого развития» решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами, изготовленными из различных материалов, дети называют их свойства, таким образом, идет накопление предметного словаря и словаря прилагательных (железо – железный). Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования, ребенок обозначает словом действие, таким образом, обогащается словарь глаголов.

Когда дети рассказывают по схеме о круговороте воды в природе, можно провести такой эксперимент: берём полиэтиленовый пакет и заключаем в него веточку (черенок) комнатного растения, через несколько дней дети убеждаются и делают вывод, что растения испаряют воду. А ведь в природе леса участвуют в круговороте воды. Делая элементарные умозаключения, ребёнок учится строить сложные развёрнутые высказывания.

В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения, ребенок учится строить сложные развернутые высказывания.

Как доказать, что растения пьют воду. Для этого берём две баночки с водой, подкрашиваем воду. В одной баночке, например красным красителем, в другом синим. Разрезаем стебель (можно взять веточку петрушки) вдоль на две части и окунаем каждую половинку в баночки разного цвета. Используя такой эксперимент, дети могут сделать вывод, растение действительно пьёт воду.

Таким образом, в ходе детского экспериментирования интегрируются задачи образовательной области «Познавательного и Социально-коммуникативного развития» «Речевого развития».

Задачи элементарных математических представлений интегрируются с задачами ознакомления с окружающим миром. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает, математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойством воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами; дети закрепляют счетные навыки, соотношение количества и числа. Например: делая «радугу» в стакане, дети отсчитывают нужное количество сахара в каждый стаканчик, под данным номером.

Используем условную мерку и на прогулке, измеряя сугроб снега, после каждого снегопада, узнаём, на сколько снега стало больше.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности :

Художественно-эстетическое развитие: чтением художественной литературы «Почему воздух заболел?» и др. Применением нетрадиционной техники рисования. В ходе экспериментов с цветом дети знакомятся с образованием нового цвета, получая новые оттенки и цвета. Экспериментируют со смешиванием красок разного цвета, получая новые оттенки и цвета. Экспериментируя с образованием пятна, дети используют трубочки, бумагу, вату и т. д.

При ознакомлении детей со свойствами магнита, дети ещё долго в самостоятельной деятельности сами вырезали разных бабочек, божьих коровок, просили скрепки, понимая уже, как могут «летать, перелетать» насекомые, рисовали для них цветочные полянки

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п. .В звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

Физическое развитие: Во время физических упражнений показываем насколько важно сохранять и укреплять своё здоровье. Дети уже самостоятельно настраивают воду комнатной температуры при обширном умывании после сна.

Измерение расстояния большими и маленькими шагами; сравнение упругости мячей при ударе об пол; определение сложности преодоления препятствия в зависимости его ширины и высоты и т. д.

В результате интеграции опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду я пришла к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь, так как ребёнку необходимо делать выводы об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дети различают, что относится к живой и неживой природе.

Создана картотека опытов и экспериментов, которую я постоянно пополняю, изучая литературу.

Публикации по теме:

Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование «Что растворяется в воде?» Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель,.

Гидрогель в опытно-экспериментальной деятельностиГидрогель в опытно-экспериментальной деятельности Шарики гидрогель, очень полезны и практичны. их можно использовать в опытно-экспериментальной деятельности, так и в уголке сенсорного развития.

Фотоотчет по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух»Фотоотчет по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух» Фотоотчет по опытно экспериментальной деятельности «Воздух» Подготовила воспитатель первой категории Панченко Наталья Ивановна Дети очень.

Конспект опытно–экспериментальной деятельности Цель: Совершенствовать представления детей о воде и её свойствах. Образовательные задачи: 1. Закрепить знания о свойствах воды. 2. Учить.

Образовательный проект по опытно-экспериментальной деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грабово Образовательный проект по опытно-экспериментальной.

Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Выполнила: Ю. П. Давыдова, воспитатель МБДОУ «Детский.

Программа по опытно-экспериментальной деятельности «Мы — исследователи» Содержание: I. Целевой раздел 1.1Направленность, актуальность программы 1.2. Цели и задачи реализации программы 1.3. Принципы работы по организации.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Статья «Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы» «Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы» Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях.

Технологическая карта-конструкт совместной деятельности с детьми по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (КОНСТРУКТ) СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Свойства воды Возрастная группа: 4-5 лет Форма совместной деятельности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможность использования опытно-экспериментальной деятельности во всех образовательных областях в живой и неживой природе
Опубликовано: 19 марта 2019 в 23:39
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможность использования опытно-экспериментальной деятельности во всех образовательных областях в живой и неживой природе» (включая файлы) размещена пользователем Вера Кийкова (УИ 1032323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД