Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи»

Оксана Волошина
Консультация для воспитателей «Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

К сожалению, в наше время резко увеличилось количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Такое увеличение вызвано различными органическими, биологическими факторами, а также окружающей средой ребенка.

Очень часто у детей, имеющих различные речевые нарушения, возникают проблемы с социализацией. Из-за речевых патологий дошкольники становятся застенчивыми, замкнутыми, а их сверстники зачастую смеются над ними и не хотят принимать в свой круг.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи“» размещена в разделах

Правильно организованная игровая деятельность у дошкольников с речевыми нарушениями может улучшить развитие и становление личности, и развитие речи. При этом сверстники гораздо лучше принимают таких детей именно во время игры.

Но всё же у дошкольников, имеющих различные речевые патологии, игровая деятельность будет отличаться от игровой деятельности детей с нормальным речевым развитием.

К примеру, дети, у которых имеются различные недостатки в звукопроизношении, бедный активный словарь, нарушения грамматического строя или темпо-ритмической стороны речи, а также дети с тяжелыми формами функциональной дислалии, ринолалии зачастую избегают совместных игр со сверстниками. Такие дети очень стесняются своих недостатков, поэтому они боятся во время игры выражать свои мысли, боятся, что остальные дети будут над ними смеяться, ведь у них неправильное звукопроизношение. Из-за ослабленной условно-рефлекторной деятельности у таких детей происходит медленное образование разграничения, лабильность памяти. Поэтому такие дети испытывают трудности в совместной игре с нормальными сверстниками.

Такие дети быстро устают во время игры из-за нарушений общей и речевой моторики. Особенно ярко это проявляется у детей с дизартрией.

Задержка интеллектуального развития часто наблюдается у детей, страдающих алалией. Для них могут длительное время быть недоступными правила и сюжет игры. Окружающая действительность воспринимается ими упрощенно, поэтому часто игры у этих детей однотипны, и действия нецеленаправленны. В коллективных играх алаликам зачастую дают подчинительные роли, которые не подкрепляются словесно или же такие дети вообще не участвуют в коллективных играх, держась в стороне из-за своего дефекта.

Приобретая определенный запас слов и фраз после занятий с логопедом, дети-алалики, всё равно не могут самостоятельно использовать это во время игровой деятельности. В игре зачастую слова используются только для обозначения названий предметов.

Совсем другие особенности игровой деятельности у детей с нарушениями темпо-ритмической стороны речи. Например, заикающиеся дети, не веря в свои силы, испытывают трудности в постановке цели в игре. Они робкие, стеснительные, а если у таких детей усиливается заикание, то они могут и вовсе отказаться от коллективных игр и замкнуться в себе.

Итак, игровая деятельность у детей с различными нарушениями речи складывается с трудом. Именно поэтому очень важно, чтобы взрослый помогал такому ребенку в формировании игровых навыков, постоянно направлял деятельность такого ребенка и руководил ею.

Поначалу у детей-логопатов игра проходит без речевого сопровождения, но со временем, благодаря помощи взрослого и систематическим занятиям игра у данных детей приобретают всё большую речевую окраску. Именно это способствует и увеличению сюжетной направленности игр у них.

При изучении научной литературы мы раскрыли понятие общее недоразвитие речи, рассмотрели его классификацию и причины возникновения. Выяснили, что благодаря игровой деятельности ребенок получает жизненный опыт, приобретает знания, умения и навыки самостоятельности.

Изучив литературу по теме исследования, мы выявили, что для детей с ОНР II уровня характерны следующие особенности :

1. Характерно позднее появление первых слов – к 3-5 годам.

2. В общении такие дети используют не только лепет, жесты и простые словоформы, но и элементарные слова, которые используются в обиходе. Однако фразы могут быть сильно искажены, например: слово «матик» такими детьми чаще используется в отношении слова «мальчик», а не «мячик».

3. Ударение в словах дается легче, если оно падает на последний слог.

4. Дети могут отдельно перечислить обозначения предметов, которые их окружают, а также действий с ними, назвать отдельные признаки предметов.

5. На этом уровне дети уже начинают пользоваться местоимениями, иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях.

6. Дети могут составить небольшой рассказ о себе и о своей семье, при этом многие слова будут произноситься неправильно; слово, которое ребенок не знает, он заменяет или пытается объяснить.

7. От таких детей можно услышать ответы на вопросы по картине, связанной с семьей, знакомыми событиями, то есть с тем, что ему знакомо.

8. На вопросы такие дети отвечают существительными в именительном падеже, при этом используя в речи только простые предложения.

9. Словарный запас у данной категории детей значительно отстает от их возрастной нормы.

10. Отмечаются грубые нарушения в употреблении грамматических конструкций.

Мы достаточно подробно изучили особенности игровой деятельности у детей с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи и выявили, что у детей с речевыми нарушениями игровая деятельность отличается от игровой деятельности сверстников. Такие дети застенчивы, пассивны в играх и зачастую принимают на себя роль подчиненного. Именно поэтому педагог и родители должны помогать таким детям в формировании игровых навыков, направлять такого ребенка. Немаловажными являются и занятия по развитию речи, ведь благодаря им детям-логопатам будет легче сопровождать свои игры речью, что поможет им лучше влиться в коллектив сверстников.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи»
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 15:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Волошина (УИ 514530) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД