МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Значение артикуляционной гимнастики в младшем дошкольном возрасте»

Ульяна Демидова
Консультация для воспитателей «Значение артикуляционной гимнастики в младшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №21 «Малышок» города Новоалтайска Алтайского края

Консультация для воспитателей

«Значение артикуляционной гимнастики в младшем дошкольном возрасте»

Подготовил: воспитатель высшей категории,

Публикация «Консультация для воспитателей „Значение артикуляционной гимнастики в младшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

учитель-логопед Демидова У. В.

Статистика и опыт педагогической работы показывает,что из года в год количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения неумолимо растет.

Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным звукопроизношением, - глубоко ошибочно.

Именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не врожденный дар, она развивается и формируется с рождения ребенка. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь развивается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь речь в своем нормальном развитии характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата : языка, губ, мягкого нёба, голосовых связок.

Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными (размытыми) звуками.

Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо, челюсть).

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение.

В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны иметь способность быстро менять свое положение.

Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней и верхней челюсти, улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.

Закладывая фундамент правильного звукопроизношения, воспитателям младших групп необходимо включать комплексы артикуляционных упражнений как в течение режимных моментов, так и в ходе НОД.

Чтобы добиться правильного звукопроизношения у малышей на ряду с артикуляционной гимнастикой в комплексе проводятся упражнения на развитие физиологического, затем фонационного речевого дыхания, рече- слухового восприятия, основных качеств голоса: силы, тембра, интонационной выразительности, так как все они являются базисом произносительной стороны речи.

• В первой младшей группе развивают рече двигательный и речеслуховой анализаторы ребенка. Речедвигательный анализатор начинает свое формирование в доречевой период в тесном взаимодействии со слуховым и зрительным анализаторами. Но в то же время доказано, что весь процесс сенсорного восприятия, в том числе и восприятие речи, осуществляется обязательно с участием двигательных импульсов. Поэтому развитие движений у ребенка — важный фактор в формировании его лепета и речи. Например, смена коротких звуков более протяжными звуками гуления, требующими более длительного мышечного сокращения, которое происходит в возрасте 2,5—3 мес, совпадает по времени с новой стадией в развитии движений ребенка. В этот период как никогда актуальными являются пальчиковые игры и другие виды двигательной активности.

Также важно в это время воспитывать слуховое внимание (игры на определение неречевых звуков, физиологическое дыхание (определенное чередование вдоха-выдоха, его длительность и силу).

• Во второй младшей группе готовят артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в. Продолжается работа уже над речевым дыханием, (вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. Продолжается работа над основными качествами голоса (это сила, высота, тембр.)

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

• Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

• Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 3 – 5 минут.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети могут сидеть за столами или на стульях полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

• Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Поэтому эффективнее проводить ее подгруппами или индивидуально.

• На первом этапе не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений.

• При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

• Проводить упражнения надо эмоционально, в игровой форме.

• Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение.

• А чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например, упражнение «Трубочка» -придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба.)

• Из выполняемых 2 – 3 упражнений - новым может быть только одно, второе и третье даются обычно для повторения и закрепления.

• Использование картинок.

• Чтение коротких стишков (когда за время чтения стишка ребёнок успевает повторить упражнение 3 - 5 раз).

• Игровые персонажи.

• Сказочные сюжеты и истории о язычке.

• Тематические истории (связанные с лексической темой).

• Использование игровых атрибутов.

Предлагаю потренироваться.

Основные упражнения.

«УЛЫБКА» - удерживание губ в улыбке, верхние и нижние губы сомкнуты.

«ЗАБОРЧИК» - улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

«БУБЛИК» - зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны.

«ТРУБОЧКА» - ребенок открывает ротик, язычок выдвигается слегка вперед, боковые края сворачиваются вверх. Открыть рот, вытянуть язык, свернуть края языка трубочкой.

«ЧАШЕЧКА» - улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз.

«БЛИНЧИК» - язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны.

«КАЧЕЛИ»- рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы.

«ИГОЛОЧКА» – язычок напрягается, вытягивается изо рта вперед как жало. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить узкий язык на нижнюю губу.

Работу над развитием артикуляционной моторики необходимо проводить систематически. В этом случае вы можете помочь детям быстрее заговорить. Необходимо так же донести и до родителей важность развития мышц речевого аппарата ребенка и выполнения артикуляционных упражнений дома.

У нас в группе с язычком ежедневно происходят разные приключения: «Язычок идет в зоопарк», «Язычок делает ремонт», «Язычок в парке развлечений»,» Язычок путешествует по лесу» и т. д.

Вот одна из историй.

История о весёлом Язычке.

(артикуляционная сказка)

В лесу стоял маленький домик.

Загадка: «В домике этом красные двери,

а за дверьми сидят белые звери,

любят зверушки конфетки и плюшки.»

Отгадка: домик-ротик

Раннее утро, язычок спит в своем домике. Давайте его разбудим.

«Язычок, язычок непослушный толстячок,

давай будем просыпаться и зарядкой заниматься.»

Выглянул в свое окошко язычок. (упр. «Окошко»)

Посмотрел по сторонам (упр. «Часики или маятник»)

Вокруг домика был красивый заборчик (упражнение «Заборчик»).

Наконец-то язычок проснулся и пошёл умываться, сначала почистил верхние зубки (упражнение «Почистим верхние зубки»,

потом нижние зубки (упражнение «Почистим нижние зубки»,

прополоскал ротик (имитация полоскания рта,

потом прополоскал справа (имитация полоскания правой щеки,

потом слева (имитация полоскания левой щеки).

Взял расчёску и причесался (упражнение «Расческа»).

Мама, тем временем, приготовила Гномику кашку, но она была горячая, и Гномик подул, чтобы остудить (упражнение «Подуть на широкий кончик языка», потом добавил в кашку малиновое варенье и все съел (упражнение «Вкусное варенье»).

Затем мама подала чай в чашечке (упражнение «Чашечка», с конфетами (рот закрыт, упирать кончик языка то в одну щеку, то в другую).

Попил Гномик чай с конфетами и решил пойти погулять на улицу, выглянул в окошечко, а там дождик капает, он испугался и спрятался, снова выглянул – спрятался, выглянул – спрятался (упражнение «Змейка»).

Дождь закончился и язычок открыл калитку отправился на прогулку открыл калитку (упражнение «Заборчик»).

Посмотрел вверх, а там Носик, он поздоровался с Носиком: «Здравствуй, Носик!» (упражнение «Дотянись языком до носика»).

Потом посмотрел вниз, а там подбородок: «Здравствуй, Подбородок!» (упражнение «Дотянись языком до подбородка»).

Увидел возле домика огромную лягушку, которая широко улыбнулась ему (упр. «Лягушка») 3 раза

Он очень удивился, даже губки от удивления вытянул (упр. «Трубочка») 3 раза

Солнышко сильно пригревало, Гномику стало жарко, он лег на травку и стал загорать (Упражнение «Лопаточка»).

(если язык у ребенка собирается в комок, не может расслабиться, ну нужно по нему похлопать, можно придумать, что на пляже вдруг начался дождь и капли захлопали ему по спинке (пя-пя-пя)

Тогда язычок решил вернуться домой, пока не кончится дождик.

Язычок в лесу

Один раз наш дружок-язычок проснулся, выглянул в окошко и увидел подружку лошадку, он был очень рад и широко ей улыбнулся, и она ему в ответ.

Язычок заиграл на дудочке лошадкину любимую песенку (упр. «Трубочка»+ упр. «молоточек»)

оправился в лес на лошадке. (упражнение «Лошадка»)

Попал он в лес, в котором росли колючие ели и сосны у них были такие тонкие иголочки (упражнение «Иголочка»).

Бродил – бродил по лесу, нашёл много грибов (упражнение «Грибок»).

И вдруг он увидел белочку на дереве, широко ей улыбнулся (упр. «Улыбка») предложил угоститься ей грибочком. А белочка позвала язычка к себе в гости.

Она угощала его шишечками (упр. «Толкушка»,показывала фокусы (упр. «Фокус»)

Язычок был такой радостный и стал прыгать с ней вместе по лесенке в ее дупле, и запел песенки (петь гласные звуки так, как будто голос поднимается, а затем опускается по лесенке – повышение и понижение тона).

Устал язычок, остановился, запыхался (вдох через одну ноздрю, выдох через другую).

Но вдруг Гномик посмотрел на часики. А часики: «Тик – так, тик – так» (упражнение «Часики»).

Время было много, Гномику пора домой. Пришел язычок и не может открыть замок. Поможем ему?

Упр. «На двери висит замок». Открыл домик, пришел и усталый лег в кроватку спать (упр. Лопаточка», а мама сделала ему массаж (упр. «Накажем непослушный язычок»)

Язычок делает ремонт

Решил Гномик прибраться. Взял кисточку, краску и стал красить потолок (упражнение «Маляр»).

Потом стал мыть стены, начала с правой стороны, затем с левой стороны (водить языком по внутренней стороне правой и левой щёк).

Мама попросила Гномика повесить красивую картину.

Гномик взял молоток, гвозди и начал прибивать (упражнение «Барабанщики»). Прибил.

В домике стало уютно и красиво! Устал Гномик, попил чай с вареньем из чашечки (упражнение «Чашечка», «Вкусное варенье», лег в кроватку и уснул (упражнение «Лопаточка»

Желаем успехов в выполнении артикуляционной гимнастики.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте» Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Ваши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда вы готовы уделить.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Значение артикуляционной гимнастики в младшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 1 ноября 2021 в 15:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Значение артикуляционной гимнастики в младшем дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Демидова (УИ 3541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД