Получи документы

Консультация для воспитателей «Знакомство детей с устным народным творчеством»

Оксана Шанина
Консультация для воспитателей «Знакомство детей с устным народным творчеством»

Сегодня мы многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали совей быт? О чем мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы - значить восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство детей с устным народным творчеством“» размещена в разделах

Я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Мной были отобраны следующие приоритеты:

1. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц,

поговорок и т. п.)

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетается слова и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представление о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

2. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Я считаю, что эта народная мудрость, сохраненная в чеках, должна быть передана детям.

3. Знакомство детей с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в со-здании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, поражала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, я считаю, очень важно знакомить с ним своих воспитанников.

4. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли мое внимание не только как жанр устного народного творчества. Заключающиеся в них огромный потенциал для физического развития ребенка побудил меня ввести народные игры в свои занятия.

Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.

Стараюсь соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей. Подбираю потешки, песенки, прибаутки., сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

С младшего возраста приучаю детей к интонационному строю родной речи, знакомлю с колыбельными песнями. Дети не только слушают песенки, но и сами поют куклам про Котика-кота, про гулей.

Очень интересно детям знакомиться с малым жанром русского фольклора - пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.

Знакомлю детей с русской народной лирической песней, демонстрируя, как в этом виде словесно-музыкального искусства отразилась жизнь человека, его горести и радости. В этом помогает мне наш музыкальный руководитель.

С частушкой знакомимся уже со второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочетание таких песенок - в старшем возрасте.

Детей привлекает импровизированный характер частушек, необычная широта, их тематика, эмоциональное разнообразие, метко выраженная сатира и дружеский юмор. Дети с большим удовольствием легко запоминают час-тушки и исполняют их. Также знакомлю детей с календарным детским фольклором.

Календарный детский фольклор осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Дни народного календаря посвящены памяти того или иного святого. Я не акцентирую на этом внимание детей, а рассказываю лишь о том, чем тогда занимались наши предки (какую начинали или заканчивали работу в поле, саду, огороде; какие примечали события в природе и. Д.)

Проводя с детьми наблюдения в природе, что и наши предки в отдаленные времена, я соблюдаю еще один, пожалуй, не менее важный принцип педагогики - принцип наглядности.

Народные обрядные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Ни один обрядный праздник не обходиться без игры на русских музыкальных инструментах. Совместно работая с музыкальным руководителем, знакомим детей с музыкальными инструментами начинаем еще в младшей группе: показываем свистульки, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Детей старшего возраста знакомим с другими музыкальными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка; демонстрируем несколько видов русской гармошки: баян, саратовскую с колокольчиками.

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действий является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Конечно же, я обращаю большое внимание и на костюмировку, и на пользование декорациями.

Какую радость доставляет ребятам изображать персонажей сказок, «Машеньку», «Медведицу», «бабку и деда» и т. д. Свои выступления мы любим показывать малышам.

Особая роль в системе работы с детьми отводится народному искусству. Приобщение малышей к творчеству русских умельцев ч начала до знакомства с русским фольклором. Сейчас уже накопился большой опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью, их названиями: ковш, чаша, поставец, бочонок, деревянные ложки и т. д., дети рассматривают узор на них.

Знакомство детей с русской народной игрушкой-матрешкой, с историей ее возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах. Предлагаю детям попробовать составить небольшие рассказы, где действующим лицом была бы матрешка. Дети в моей группе очень любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки.

Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие у детей. Я убедилась, что детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, частушки, колыбельные песни, русские народные сказки - играют огромную роль в духовной развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу.

Публикации по теме:

Знакомство детей 2 младшей группы с творчеством А. С. Пушкина "Ох, уж эти сказки" День недели: 1 неделя понедельник. Сказка: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне.

Фотоотчет о неделе в ДОУ «Знакомство детей 5–6 лет с творчеством Е. И. Чарушина»Фотоотчет о неделе в ДОУ «Знакомство детей 5–6 лет с творчеством Е. И. Чарушина» 11 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина – русского детского писателя и художника - иллюстратора. Родился.

Конспект итегрированной НОД «Знакомство с творчеством нашего земляка художника» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ № 54 детский сад "Теремок" г. Ковров. Уважаемые коллеги,.

Консультация для воспитателей и родителей «Знакомство с интерактивной песочницей»Консультация для воспитателей и родителей «Знакомство с интерактивной песочницей» У нас в группе появилась интерактивная песочница. Интерактивная песочница [/i]– это современный продукт, предназначенный для полноценного.

Мое знакомство с творчеством Н. ПоповойМое знакомство с творчеством Н. Поповой Какую прекрасную возможность дает нам сайт МААМ познакомиться с творческими педагогами, которые талантливо пишут стихи, сказки (даже экологические,.

Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством. Раздел «Адаптация» СЕНТЯБРЬ 1. Чтение.

Проект «Знакомство детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина» Слайд 2. Актуальность проекта Когда в наших руках оказывается книга, наша главная задача — прочитать ее, получить нужную нам информацию.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Занятие на основе знакомства с устным народным творчеством «Как у котика — кота» во второй младшей группеЗанятие на основе знакомства с устным народным творчеством «Как у котика — кота» во второй младшей группе по развитию художественно-эстетического вкуса Тема: «Как у котика – кота» вторая младшая группа Программное содержание. Продолжить знакомство.

Знакомство детей с народным творчествомЗнакомство детей с народным творчеством Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Знакомство детей с устным народным творчеством»
Опубликовано: 31 марта 2022 в 07:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД