МААМ-картинки

Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста»

Вероника Музенитова
Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности.

В самооценке отражается то, что человек узнает о себе от других, а также его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Публикация «Консультация „Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

В дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, поэтому старший дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки.

Дошкольный возраст — это возраст совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. В результате соподчинения мотивов происходит овладение детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки. В этом возрасте изменяется характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми и он уже способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества.

Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, самостоятельность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо - интеллектуального переживания.

В развитии самосознания ребёнка очень важна роль взрослого, который, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ему овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" - "какой я есть", но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" - "каким бы я хотел быть"). В период дошкольного детства дети конструктивно взаимодействуют с окружающими, что и приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Не последнюю роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. Обмениваясь оценочными воздействиями, у дошкольника возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная.

Например, в игре, как в ведущей деятельности дошкольника, самооценка и ее особенности проявляются в формировании межличностных отношений. В процессе общения со сверстниками, при обмене оценочными воздействиями, возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Благодаря трудовой деятельности в дошкольном возрасте закладываются основы будущего профессионального самоопределения. Коллективный характер активности старших дошкольников приводит к необходимости обсуждать план своей совместной деятельности, распределять участки работы и согласовывать их между собой, определять ответственных за полученный результат. В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

Изобразительная деятельность направлена не только на художественное творчество, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение (и тогда, прорисовывая неприятные явления, ребенок как бы изживает вызванные ими неприятные чувства).

В результате исследований было выявлено, что дети, стремящиеся выделить себя через деятельность, чаще завышают свои самооценки; а если выделение происходит через сферу отношений, самооценка обычно бывает заниженной.

Для старших дошкольников, стоящих на пороге кризиса 6-7 лет, характерна несколько завышенная самооценка. В условиях привычной деятельности (в игре, рисовании) они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной, а в незнакомой ситуации – завышена, т. к. дети еще не могут правильно оценить себя. К концу старшего дошкольного возраста у большинства дошкольников формируется адекватная самооценка.

Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой. Они, как правило, очень подвижны, не сдержаны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, не уверены в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным.

Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Как выявить самооценку?

Способ № 1.

Спросите у ребёнка:

- Ты хороший?

- Ты добрый?

- Ты красивый?

- Ты умный?

- Ты послушный?

- Ты аккуратный?

Для уточнения можно задать вопрос: «Почему ты так думаешь?».

За каждый ответ «Да» - 1 балл.

6 баллов – самооценка завышена

5 баллов – высокая самооценка

4 балла – средняя самооценка

2-3 балла – низкая самооценка

1-0 балла – очень низкая самооценка.

Способ № 2.

По расположению рисунка ребёнка на листе и его размеру.

Вверху – высокая самооценка

В центре – средняя самооценка

Внизу – низкая самооценка.

Маленькая фигурка наверху – стремление повысить низкую самооценку;

Большая фигура внизу – стремление снизить самооценку (или это результат воздействия окружающих на личность ребёнка).

Изображение во весь лист может говорить об эгоцентризме ребёнка.

Способ № 3.

Наблюдение за ребёнком.

Неуверенность в поведении, боязливость, высказывания «у меня не получится», «я не смогу», «я так не умею», «я плохой» свидетельствуют о низкой самооценке.

Способ № 4.

«Нарисуй себя»

По тому, как ребёнок себя изобразил, вы сразу поймёте, как он к себе относится.

Советы родителям

- Любите своего ребёнка!

- Замечайте все успехи и достижения, даже самые маленькие.

- Говорите своему ребёнку о том, как он много для вас значит.

- Хвалите и поощряйте.

- Верьте в него!

- Играйте с ним, общайтесь и помните, что именно проявление любви даёт ощущение собственной ценности.

Публикации по теме:

Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная.

Самооценка или как вы сами себя оцениваете Самооценка или как вы сами себя оцениваете. Невероятно, но факт: успешность в делах и в жизни во многом зависит от того, как вы сами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 16:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Музенитова (УИ 263492) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД