Консультация «Формирование зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»

Елена Сидорина
Консультация «Формирование зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»

Проблема зрительно-пространственной ориентации актуальна для всех детей с отклонениями в развитии, но особенно актуальна для слабовидящих детей. Зрение является ведущим анализатором при зрительно-пространственной ориентации. Пониженное зрение дает неадекватное представление об окружающем пространстве.

Зрительно-пространственная ориентация представляет собой сложное образование, основанное на взаимодействие различных анализаторов и включающее систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в пространстве.

Многочисленные исследования (В. А. Кручинин, Е. Б. Островская, Л. И. Плаксина, В. С,Сверлов, Л. А. Семенов, Л. И. Солнцева и другие) показали, что слабовидящие дети спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками зрительно-пространственной ориентации, а нуждаются в целенаправленном систематическом обучении.

Особенности зрительно-пространственной ориентации у дошкольников с нарушениями зрения

Своеобразие протекания психических процессов у слабовидящих детей определяется характером дефекта и возникающими на его фоне вторичными отклонениями, а также позитивными возможностями, компенсаторного развития.

Внутрисистемные нарушения зрения выражаются в снижении остроты зрения, ограничении деятельности глазодвигательных функций, в нарушении цветоразличения, бинокулярности, фиксации, локализации, стереоскопического видения и др. Все это приводит к сложностям зрительной ориентации, замедляет ход развития других системных структур, таких, как зрительное восприятие, ориентация и движения в пространстве, развитие мышления, речи, памяти, воображения.

Системный характер психического развития аномального ребенка и обусловленность этого развития состоянием, степенью и временем возникновения сенсорного дефекта, индивидуальных особенностей и, главным образом, социальными условиями, были показаны дефектологами Выготским Л. С., Кулагиным Т. А., Солнцевой Л. И., и многими другими.

Классификацию предметов по их основным отличительным признакам слабовидящие дети в сравнении с нормально видящими выполняют труднее. Это объясняется внутрисистемными нарушениями зрения, обуславливающих зрительное выделение, узнавание, дифференциацию признаков окружающего мира.

Недостаточность конкретной информации об окружающей реальности не позволяет слабовидящим детям всегда правильно понимать взаимосвязи и взаимозависимости в предметном мире, классифицировать и дифференцировать предметы по их общим, отличительным или функциональным свойствам. Объясняется это наличием у детей бессистемных, нерасчлененных данных об объектах действительности.

Нарушение «дистантности» восприятия пространства и положения предметов в нем, отсутствие возможности видения признаков предметов на расстоянии сказывается на понимании и осмыслении детьми действительности.

Слабовидящие дети плохо видят или видят глобально удаленные предметы, не различают многих признаков и свойств. Так появляется зрительная «обедненность» предметных представлений, а иногда – незнание этих предметов и явлений вообще. Птицы, высотные здания, деревья, мир насекомых и многое другое не попадают в поле зрения слабовидящих детей.

Наряду с трудностями восприятия удаленных объектов, снижение остроты зрения ведет к усложнению процесса восприятия графических изображений, ориентировки в пространстве.

Выполнение заданий на пространственную ориентировку по словесному описанию показывает разрыв между практическими действиями и их словесным описанием, встречаются чисто вербальные представления о пространстве.

Еще большие трудности возникают у слабовидящих детей при выполнении действий: обследование предмета, составление из частей целого, использование орудий труда и других. Эти сложности обусловлены недостаточностью развития мелкой моторики и снижением уровня зрительно-двигательной ориентации.

Слабовидящие дети быстрее утомляются на занятиях, медленнее переключаются на другой вид деятельности, их не сразу можно включить в работу. Быстрая утомляемость, отвлекаемость проявляются в работе, где необходимо участие зрения.

Наряду с отклонениями в развитии некоторых сторон познавательной деятельности, развитии предметно-практической деятельности у слабовидящих детей могут возникать специфические особенности в развитии личности. Так, неправильный подход к слабовидящему ребенку в его воспитании приводит к формированию негативных сторон личности. Излишняя опека, стремление подменить детскую самостоятельность помощью взрослых способствуют возникновению потребительского отношения к окружающему. Отсутствие необходимых условий при обучении слабовидящих детей обуславливают появление неуверенности в своих силах, снижение стремления доводить работу до конца. Все это затем определяет развитие познавательных интересов и потребностей, определяющих дальнейший интерес к обучению в школе и адаптацию к окружающему миру.

Успешность интеграции человека во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, а общественных местах.

Развитие зрительно-пространственной ориентации у дошкольников с нарушениями зрения

В результате обучения зрительно-пространственной ориентации дети должны: свободно ориентироваться и передвигаться в помещении, на территории детского сада, знать общие признаки предметов, служащих ориентирами в помещении и на улице, иметь представления о городе, перекрестках, транспорте.

В процессе обучения у слабовидящих детей следует формировать систему ориентации в пространстве. Важное значение при этом имеет так называемая точка отсчета. Ведущей точкой отсчета для ребенка является его собственное тело. Все предметы в пространстве дети воспринимают, прежде всего, по отношению к самим себе (справа - слева, спереди - сзади, сбоку, вверху - внизу и т. п.). Поэтому овладение знаниями о теле человека, его частях является чрезвычайно важной задачей в процессе обучения ориентированию и мобильности.

Другой точкой отсчета при зрительно-пространственной ориентации являются предметы пространственной среды. В помещениях такими исходными ориентирами могут быть стол, шкаф, двери, окна. На улице здание детского сада, клумба, дерево и т. п.

Исходными ориентирами могут быть повороты на маршруте следования и другие. Важно также, чтобы ребенок умел осуществлять переход от одной точки отсчета к другой.

Зрительно-пространственная ориентировка предполагает также сенсорное развитие детей. Это обусловлено тем, что хорошо развитая сенсорика является необходимым условием как при ознакомлении с окружающей обстановкой, так и при самостоятельных передвижениях. В этой связи важно целенаправленно развивать у детей такие анализаторные системы как двигательная, слуховая, тактильная, обонятельная.

Вне зависимости от возраста, времени нарушения зрения и психического развития при обучении ориентированию и мобильности необходимо развивать у детей пространственное мышление. Пространственное мышление является умственной, интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создание пространственных образов и оперирование ими в процессе ориентирования и передвижений. Важно, чтобы дети знали основные характеристики окружающих их предметов: форму, величину, цвет, фактуру, взаиморасположение. Чем большим числом образов предметов будет оперировать ребенок, тем легче ему ориентироваться в пространстве. Обучение ориентировке и мобильности связано с формированием мотивации, устойчивого интереса к занятиям, а также с воспитанием смелости и уверенности в своих силах.

У дошкольников с косоглазием и амблиопией большое значение приобретает развитие стереоскопического зрения. В этом смысле весьма эффективны игры, требующие оценки детьми глубины пространства, удаленности предметов и объектов и расстояния между ними. Например, такие, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол и т. п. Достаточно высокая острота зрения у детей данной категории позволяет им участвовать в таких играх.

Слабовидящим детям также полезны игры, в которых они должны определить удаленность объектов, расстояние между ними. Но так как у этих детей низкая острота зрения, то им доступнее настольные игры: «бильярд», «футбол», «волейбол», «хоккей», «баскетбол», «набрось кольцо» и т. п. С целью закрепления бинокулярного зрения и развития стереоскопического у дошкольников с нарушением зрения обеих категорий полезно также проводить игры с крупным и настольным строительным материалом, различными конструкторами.

Необходимо также обучение детей использованию в практической ориентировке информации об окружающем, получаемой ими с помощью всех анализаторов. Детей следует учить осмысливать свои восприятия, соотносить их с объектами расположенными в окружающем пространстве. В этом помогут направляющие вопросы: «Расскажи, что ты сейчас слышишь?», «Какой предмет издает этот звук?», «С какой стороны от тебя этот звук?», «Далеко этот предмет или близко, как ты думаешь?», «Найди предмет, который звучал сейчас среди других?», «Расскажи, по каким признакам ты узнал этот предмет?» и т. п.

Заключение

Таким образом, зрительно-пространственная ориентация является жизненной потребностью человека с нарушением зрения. Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве у слепых и слабовидящих осуществляется в течение всей жизни. Чем раньше начинается обучение, тем больших успехов достигают слабовидящие в усвоении знаний и овладении практическими умениями по ориентировке и мобильности. Такие дети нуждаются в целенаправленном систематическом обучении.

Литература

1. Аветисов Э. С., Ковалевский Е. И., Хватова А. В. Руководство по детской офтальмологии. - М., 1987.

2. Булкин В. А., Попова Е. В., Сабурова Е. В. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности // Теория и практика физ. культуры. - 1997. № 3. - С. 44 - 46.

3. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.

4. Леушина Л. И. Зрительное пространственное восприятие / Под ред. В. Д. Глезера. - Л.: Наука. Ленинградское отд-ние, 1978. - 175 с., ил.

5. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих. – М., 1992.

6. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Плаксиной Л. И. – М., 1995.

7. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения-М.: ГороД, 1998. -262 с.

8. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – Калуга, 1998.

9. Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. - М.:, 1998. - 56 с.

10. Подколзина Е. Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки //Дефектология., 1994, № 3. С. 74-77.

Публикации по теме:

Формирование пространственной ориентировки как основа развития физического здоровья детей с ОНР. Формирование полноценных физических движений является первостепенной задачей укрепления и совершенствования здоровья детей дошкольного возраста.

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве «Животные Юга» в подготовительной группе детей с нарушением зрения .

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"I часть. Теоретическая.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Гимнастика для глаз» Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой,.

Консультация для педагогов-дефектологов «Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения» Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения Особенности внимания. Внимание-это направленность и сосредоточенность сознания,.

Консультация для педагога-дефектолога «Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения» Нарушение остроты зрения, прослеживающей функции глаза и локализации взора ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют.

Семинар-практикум для родителей «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ.

Тренажёры для развития остроты зрения детей с нарушением зрения (средняя группа)Тренажёры для развития остроты зрения детей с нарушением зрения (средняя группа) Тренажёры для развития остроты зрения детей с нарушением зрения (средняя группа).Отражение действительности посредством зрительного анализатора.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация «Формирование зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 21 октября 2015 в 13:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий осеннего праздника в младшей группе «Осенняя ярмарка»
Сценарий осеннего праздника в младшей группе «Осенняя ярмарка» Историческая справка: Покровом завершался сельскохозяйственный год, подводились итоги...
Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется...
Волшебная бумага. Аппликация
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КРУЖОК. Аппликация-вид детского творчества, при котором вырезаются и наклеиваются элементы материала разной формы и цвета. В средней...
Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста
«Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста» Аннотация: В статье представлен практический опыт по развитию связной речи и...
Вишняковский сквер. Фоторепортаж из серии «Малое краеведение»
Социально-коммуникативное развитие ( в соответствии с ФГОС ДО) предполагает работу по организации образовательного процесса и в направлении краеведения...