Папки-передвижки

Консультация «Использование нетрадиционных технологий в логопедической практике с детьми, имеющими нарушения речи и ОВЗ» (2 фото)

Наталья Беляева
Консультация «Использование нетрадиционных технологий в логопедической практике с детьми, имеющими нарушения речи и ОВЗ»

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приобретает особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В то время как нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

Публикация «Консультация „Использование нетрадиционных технологий в логопедической практике с детьми, имеющими нарушения речи и ОВЗ“» размещена в разделах

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют коррекционно-образовательный процесс и способствуют оздоровлению всего организма.

В различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М. А. Поваляева, М. И. Чистякова, Е. А. Пожиленко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие.

Широкое распространение в коррекционной педагогике получили следующие нетрадиционные технологии: современные технологии пальцевого массажа, кинезиологическая гимнастика,литотерапия,песочная игротерапия.

На основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей, выделили следующий методический принцип развития речи:Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Пальцевый массаж (методика ЙосироЦуцуми)

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

1. массаж большого пальца – повышает активность мозга.

2. массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу.

3. массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника.

4. массаж безымянного пальца – стимулирует печень.

5. массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, то работа рук способствует психическому успокоению, предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи, способствует возникновению успокаивающего эффекта.

Совет взрослым: если дети волнуются при речевых высказываниях и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Предлагаю познакомиться с системой упражнений пальцевого массажа, в основе методика японского учёного Йосиро Цуцуми.

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.

3. Массаж грецкими орехами: (катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

4. массаж мячиками су-джок.

5. Массаж шестигранными карандашами: (пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке).

6. Массаж «чётками».Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Работа рук способствует:

- психическому успокоению;

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.

При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.

Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.

Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж.

Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. Дети с удовольствием выполняют упражнения.

Массаж ладонных поверхностей грецкими орехами, каштанами, шишками, мячиками Су-Джок.

Пальчиковые игры с грецкими орехами, каштанами.

Их можно:

- вращать между ладоней (один или два)

- перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

- вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами);

- удерживать поочерёдно между пальцев рук;

Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.

Огромный интерес вызывают у детей необычные мячики су-джок. Такой массаж носит стимулирующий характер. Игры с мячиками–ёжиками используем в начале занятия, для автоматизации поставленных звуков, на минутках здоровья, для предупреждения переутомления.

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Дети с интересом выполняют порой непростые для них упражнения: «Утюжок», «Добыча огня», «Прятки», «Волчок», «Горка», «Вертолёт», «Эстафета».

Массаж четками.

Традиционно четки изготовлены из пластмассовых или деревянных элементов круглой, овальной, цилиндрической формы или из плоских пластин. Ребенок перебирает их пальцами, сочетая это со счетом, проговариванием ритмизированных текстов, стихов. Нужно научить ребенка правильно держать четки: шарик лежит на первой (ногтевой) фаланге, большой палец — сверху. Перебирание чёток также развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счётом, прямым и обратным, с заучиванием стихотворений о предметах, относящихся к какому – либо родовому обобщению.

1. Ягоды - это крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника.

2. К фруктам относятся сливы, яблоки, груши, бананы,

Лимоны и апельсины (любят их есть обезьяны).

3. Овощи – это капуста, свёкла, морковь, помидоры,

Укроп, что растёт очень густо. Поспеют все они скоро.

Вспомним ещё про салат, про лук, огурцы и чеснок,

Про редьку, редиску, шпинат и про картофель, дружок.

4. Каких же ты знаешь птиц?

Галок, скворцов, уток, синиц, дятлов, дроздов, сорок и ворон - птицы летят к нам со всех сторон.

Я знаю кукушек, грачей, голубей.

Известны мне чайки, стрижи, воробьи, прекрасные лебеди и соловьи.

К птицам относятся гуси, павлины, аисты, ласточки, но не дельфины!

Для улучшения мыслительной деятельности, расширения границ возможностей мозга применяем кинезиологические упражнения (Методика Сиротюк).

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, дети активнее включаются в деятельность, с удовольствием выполняют комплексы упражнений «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Лягушка» и др.

В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. К такой технологии относится литотерапия.

Литотерапия – (от греческогоlithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека. В коррекционной практике с детьми с ОВЗ камешки «Марблс». Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Игры с использованием камней стимулируют речевое развитие, развивают моторику пальцев рук. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи.

Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение.

Цвет – это тоже энергия с определенными длинами волн. При контакте камня определенного цвета, с глазом человека, по нейронным связям происходит передача волновых импульсов. Каждый камень влияет на человека по-своему, но есть и много общих свойств у камней, объединенных по цвету.

Красный цвет действует на организм возбуждающе, активизирует его деятельность, выносливость, улучшает настроение.

Красные камни:рубин, красные гранаты, шпинель, красный турмалин, сердолик, красные яшмы, коралл, родонит.

Оранжевый цвет раскрепощает, психологически способствует более терпимому отношению друг к другу, укрепляет волю.

Оранжевые камни: некоторые яшмы, гиацинт, разновидность опала и другие.

Желтый цвет – тонизирует, оказывает стимулирующее влияние на зрение и нервную систему, активизирует умственные способности. Созерцание желтого цвета создает внутреннюю гармонию.

Желтые камни:разновидность топаза, цитрин, разновидность хризоберилла, янтарь.

Голубой – это цвет эмоциональности, общения. Голубые тона производят впечатление легкости, воздушности, чистоты. Этот цвет уравновешивает смелых и энергичных людей, предостерегает их от необдуманных поступков.

Голубые камни:аквамарин, голубой топаз, разновидность циркона, бирюза.

В коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ я использую природные или стеклянные разноцветные камешки «марблс».

Рассмотрим игры с использованием камешков «марблс» в логопедической работе с детьми.

Игры для развития мелкой моторики, цветового и пространственного восприятия, речи: «Разложи по цвету», «Найди такой же», «Найди игрушку», «Выложи по контуру», «Помоги бабочке долететь до цветка», «Звуковой анализ», «Составь предложение», «Раздели слово на слоги», «Расскажи сказку».

Н-р: Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

Игра «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Игры с камешками «марблс» развивают творческое воображение у детей в играх «Фантазируем с камнем».

В логопедической работе в подготовительной группе "Яблонька" активно применяю песочную терапию, которая способствует повышению мотивации, заинтересованности детей к занятиям и дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Дети чувствуют себя более успешными. Игра с песком - это одно из любимых занятий детей в группе. Ведь песочница естественная стимулирующая среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно, защищённо и проявляет активность

Консультация «Использование нетрадиционных технологий в логопедической практике с детьми, имеющими нарушения речи и ОВЗ»
Фото «Использование нетрадиционных технологий в логопедической практике с детьми, имеющими нарушения речи и ОВЗ»

В процессе игр с песком у детей снимается напряжение, стабилизируется психо-эмоциональное состояние, развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика. Необычный песок сможет пробудить творческие и интеллектуальные способности ребенка, стимулирует развитие речи. Игры с песком используем на всех этапах коррекционно-развивающей работы.

Для развития тактильной чувствительности применяем игры: «Ладошки», «Следы», «Водопад», «Рояль».

Закрепление труднопроизносимых звуков происходит в играх «Сильный мотор», «Горочка», «Дорожка», «Следы», «Совпадение».

Для развития фонематического восприятия используем игры «Спрячь ручки», «Мой город», «Два города» и др.

Игры «Дорисуй рисунок, составь предложение», «Волшебная полянка», «Что случилось».

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

• У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.

• Дети чувствуют себя более успешными.

• На занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.

Литература:

1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973

2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб. : ИД «МиМ», 1998

3. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–на-Дону: Изд. РГПУ, 1997

4. Трохимчук Л. В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994

5. Цвыктарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород: Флокс, 1995

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование нетрадиционных технологий в логопедической практике с детьми, имеющими нарушения речи и ОВЗ»
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 20:16
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД