Контроль старшего воспитателя за состоянием воспитательно-образовательной работы

Альбина Рамеева
Контроль старшего воспитателя за состоянием воспитательно-образовательной работы

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Примерный перечень вопросов, контролируемый старшим воспитателем:

1. Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;

2. Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;

3. Календарные планы и документацию педагогов;

4. Наличие и хранение детских работ;

5. Работу педагогов по повышению квалификации;

6. Работу педагогов по теме самообразования;

7. Работу педагогов по ведению кружковой деятельности;

8. Работу педагогов по организации режимных моментов;

9. Работу педагогов по укреплению здоровья детей.

Виды контроля, применяемые в ДОУ:

1. Тематический контроль и тематические проверки имеют цель привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно. Тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный. Продолжительность: 1-3 дня.

Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане.

Итоговый контроль, являясь разновидностью тематического, дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени:

- квартал – для оценивания уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализа реализации поставленной цели;

- полугодие – если запланирован педсовет по итогам работы полугодия;

- год – для выявления уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.

Персональный контроль планируется с целью изучения системы работы и распространения передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства и с целью выявления состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. При данном виде контроля, о намеченном посещении группы, воспитателя предупреждают заранее.

2. Фронтальный контроль и его виды предусматривают всестороннюю, глубокую проверку деятельности как воспитателя в отдельности, так и ДОУ в целом. Проводится в любое время года, продолжительность- от 3-х дней – до недели.

Виды фронтального контроля:

Предварительный контроль помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение)

Текущий контроль ставит своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Продолжительность: в течение всего дня или даже нескольких дней. Текущий контроль позволяет установить, насколько правильно осуществляются основные направления развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Итоговый контроль планируется при комплексной оценке деятельности ДОУ (самоанализе) в процессе аттестации и при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).

В процессе фронтального контроля изучаются нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями и другое.

Итоги фронтальной проверки обсуждаются на педсоветах, планерках.

При организации фронтальной проверки требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при проведении контроля.

3. Оперативный контроль и его виды направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.

Виды оперативного контроля:

Предупредительный контроль - его смысл в профилактике возможных нарушений, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления.

Предупредительный контроль в основном применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам, а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта работы). Старший воспитатель, наблюдая работу сотрудника, помогает ему освоиться в новых условиях. О своем приходе в группу наблюдающий предупреждает воспитателя заранее. В содержание предупредительного контроля входят: выявление готовности педагогов к рабочему дню; определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения; анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т. д.

Экспресс-диагностика – способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных. Включает в себя социологические исследования (анкетирование, тестирование и т. п.) по выявлению уровня педагогического мастерства педагогов и уровню развития ребенка-дошкольника в разных видах деятельности.

Выборочный контроль – особенностью данного контроля является то, что он может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей. Основными формами выборочного контроля являются просмотр занятий или других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.

4. Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Сравнительный анализ используется и для сравнения работы двух воспитателей одной группы.

Отличительной особенностью взаимоконтроля является то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществляются воспитателем в параллельной группе, либо в любой другой возрастной группе по решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса.

5. Самоконтроль. Главное в дошкольном учреждении – его педагогические кадры, отношения сотрудничества, высокая сознательность, стремление к творчеству. А для этого нужна раскованность, свобода от мелочной опеки, назойливого контроля.

С этой целью целесообразно часть воспитателей, имеющих высокую квалификацию и профессионализм, перевести на режим доверия и самоконтроля.

Воспитатели, которые работают по режиму самоконтроля, должны быть педагогически грамотными, с учетом современных достижений педагогической науки и практики; владеть активными методами работы, нестандартными формами организации занятий с детьми; достигать оптимального результата, выражающегося в стабильном уровне знаний, умений, воспитанности детей; обладать качественным уровнем оздоровительной работы.

На основе вышесказанного, педагогов можно разделить на три группы:

1. Воспитатели, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и методической компетентностью. Эта группа педагогов, работающих на доверие.

2. Воспитатели-кандидаты в группу работающих на доверии.

3. Воспитатели, нуждающиеся в систематическом контроле со стороны руководителя ДОУ (молодые специалисты, вновь принятые педагоги, воспитатели, обладающие недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационных процессов в сфере дошкольного образования.

Воспитателей, которые работают по режиму доверия, также посещают на занятиях. Целью посещений может являться оказание методической поддержки при освоении новых программ и педагогических технологий или помощь в психолого-педагогическом обосновании и описании разрабатываемой технологии, либо коррекция в организации творческого поиска.

Публикации по теме:

Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы (2 младшая группа) «Чуораанчык» Понедельник 18.09.2017 тема: «Учугэйтэн уорэбит,.

Планирование воспитательно-образовательной работы на летний оздоровительный период .

Календарный план воспитательно-образовательной работы Планирование воспитательно-образовательной работы на день. Тема: мы читаем С. Я Маршака Цель: Создание условий для знакомства с произведением.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Контроль старшего воспитателя за состоянием воспитательно-образовательной работы
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 17:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Помогаем бабушке и дедушке солить овощи»
Пришла красивая, нарядная осенняя пора, Осень". Осенняя пора, пора заготовок. Много урожая бабушка с дедушкой вырастили в своем огороде. Огород помогал...
Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева»
Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева , обогатить...
Проект для подготовительной группы «Моя любимая улица»
Тема проекта: "Моя любимая улица" Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Продолжительность...
Математический лэпбук «Математика и речь»
Данная игра предназначена для развития разных сторон речи в процессе формирования математических представлений в увлекательной форме. Она состоит из...
Творческий педагогический час совместно с учителем татарского языка «Математические...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 23 «Ромашка» Бугульминского муниципального района...