Россамахина Людмила
Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с нарушениями речи посредством использования нейроигр и нейроупражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с нарушениями речи посредством использования нейроигр и нейроупражнений
Разработчик:
Россамахина Людмила Витальевна,
учитель-логопед
Содержание
1. Пояснительная записка …. … 3
2. Цель и задачи методических рекомендаций …. 7
3. Организация коррекционной деятельности …. 9
4. Взаимодействие с педагогами ….14
Публикация «Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с нарушениями речи посредством использования нейроигр и нейроупражнений» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
5. Взаимодействие с родителями …. 15
6. Результаты мониторинга речевого развития …. 16
7. Заключение…. 19
8. Библиография…. 20
1. Пояснительная записка
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Актуальность. В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с нарушениями речи. Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
В нашем детском саду организовано оказание логопедической помощи. Поэтому, присутствуют дети со всеми логопедическими заключениями: фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Большинство детей дизaртриков, т. е. имеет место органическое поражение головного мозга. А поэтому, дефекты речи стойкие, порой длительно поддающиеся коррекции. Мне, как логопеду, приходится постоянно искать новые эффективные методы работы.
У детей дошкольного возраста с нарушением речи наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
Закономерно встает вопрос об организации коррекционного процесса так, чтобы наиболее максимально компенсировать как речевое, так и физическое и психическое недоразвитие ребенка.
Отсюда вытекло противоречие между большим разнообразием используемых методов и приемов в логопедической работе и выборе именно таких, которые позволяют наиболее эффективно корректировать не только речевые проблемы, но и другие психические функции.
Большое место в моей работе занимает коррекция звукопроизношения. Самым длительным и трудоемким этапом является автоматизация звуков. Поэтому возникла проблема:
Какими возможными способами сделать занятия интересными, разнообразными и, главное, продуктивными для детей. С этой целью я решила разнообразить коррекционную работу по автоматизации звуков нейроиграми и нейроупражнениями.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. авторам, активно разрабатывающим вопросы применения нейроигр и упражнений в коррекцию нарушения речи, можно отнести В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтеса. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л. С. Выготского, А. Р. Лурия мозжечок отвечает не только зa координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).
Основной принцип нейрогимнастики заключается в синхронной и одновременной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Фактически, путем физических упражнений можно тренировать мозг, потому что организм человека – это целостная система, в которой тело и ум взаимосвязаны. В процессе применения нейроигр и нейроупрaжнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Нейропсихологическaя методика представляет собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при дизонтогенезе различного вида (ТНР, ЗПР, УО, СДВГ, ДЦП и др.).
Использование данного метода не противоречит содержанию нормативных документов:
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. ООН 1990.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г
5. Санитарные правила и нормы
• СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020. № 16;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020. № 28;
• СанПиН 2.3/2.4.3590-2 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания населения». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020. № 32;
• СанПиН 1.2.3685-21. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021. № 2.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
8. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Вестник образования. – 2014. – Апрель. – № 7
9. Устав МБДОУ д/с № 6 «Снежинка»
Также, данная технология соответствует требованиям ФГОС ДО в разделе познавательное развитие, который предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. А также применение инновационных технологий, т. е. внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Инновационность применения метода нейроигр и нейроупражнений
Инновационность для меня в том, что можно совместить два направления работы: межполушарное взаимодействие и автоматизацию звуков у детей с нарушениями речи, что даст свой положительный эффект.
2. Цель и задачи методических рекомендаций
Перед изучением и применением данного метода выдвинула гипотезу:
Использование нейроигр и нейроупражнений повысит эффективность коррекционного процесса по автоматизации звуков у старших дошкольников с нарушениями речи.
Цель: представить опыт работы по использованию нейроигр и нейроупражнений в коррекции звукопроизношения у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи в работе с педагогами:
1. Сформировать интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений к использованию нейроигр и нейроупражнений в коррекции звукопроизносительных навыков;
2. Познакомить с картотекой нейроигр и нейроупражнений в коррекционной деятельности по автоматизации звуков;
3. Оказать методическую помощь педагогам в вопросах повышения эффективности коррекционного процесса по автоматизации звуков посредством применения нейроигр и нейроупражнений.
Задачи в работе с воспитанниками:
1. Проанализировать методическую литературу по теме «Использование нейроигр при коррекции нарушений речи старших дошкольников».
2. Создать картотеку универсальных нейроигр и нейроупражнений для коррекции разных групп звуков.
3. Апробировать комплекс нейроигр и нейроупражнений в коррекционной работе по автоматизации звуков у старших дошкольников.
4. Проанализировать эффективность данного метода в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников.
Задачи в работе с родителями:
1. Проводить педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по вопросам данного метода в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников.
2. Развивать заинтересованность родителей в применении данного метода в коррекционной работе по автоматизации звуков у старших дошкольников.
Предполагаемый результат в работе с педагогами:
1. У педагогов сформирован интерес к использованию нейроигр и нейроупражнений в коррекции звукопроизносительных навыков.
2. Педагоги используют в работе картотеку нейроигр и нейроупражнений в коррекционной деятельности по автоматизации звуков.
Предполагаемый результат в работе с детьми:
В результате использования нейроигр и нейроупражнений в коррекции звукопроизношения у воспитанников :
- оптимизируется процесс автоматизации звуков;
- повысится познавательная активность;
- будет развиваться межполушарное взаимодействие, ориентация в пространстве, мелкая моторика.
Предполагаемый результат в работе с родителями:
1. Родители знакомы с методом нейроигр и нейроупражнений в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников.
2. Родители применяют данный метод в автоматизации звуков у старших дошкольников.
3. Организация коррекционной деятельности
Для системной работы с воспитанниками по коррекции звукопроизносительного нaвыка посредством использования нейроигр и нейроупражнений рекомендую ознакомиться и проанализировать методическую литературу. Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние.
Помимо данной литературы рекомендую изучить статьи педагогов-практиков на различных сайтах : logoportal.ru, МААМ, инфоурок, nsportal.ru (ссылки в библиографии).
Следующим этапом рекомендую создание картотеки игр, адаптация предлагаемых развивающих нейроигр и нейроупражнений для заданий по автоматизации звуков всех групп в слогах и словах.
Считаю, что использование данных игр возможно на этапе автоматизации звуков в слогах, словах. Игры провожу на занятиях по коррекции звукопроизносительного навыка всех групп звуков. При проведении данных игр предусмотрена, в основном, индивидуальная работа. Я провожу такие занятия два раза в неделю. Данные игры использую с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста. С детьми среднего возраста играем в аналогичные игры более легкого характера со стихотворным сопровождением.
Некоторые игры лучше сначала опробовать без речевого материала: только движения. К некоторым упражнениям есть стихи, мы их заучиваем в более младшем возрасте. Впоследствии убираем стихотворный материал и добавляем речевой на автоматизацию звуков. Игры эти универсальны, что позволяет добавлять к ним речевой материал на все группы отрабатываемых звуков, звуки могут находиться в любой позиции.
Внедрение нейроигр и нейроупражнений начала с подготовительного этапа: закрепили название пальчиков, понятий «право» - «лево», «вперед» - «назад», «вверх» - «вниз». Затем без речевого материала поиграли в более простые игры на переключение с одного движения на другое на обеих руках одновременно. Брала под такие задания музыкальное сопровождение (минусовки знакомых песенок). Например, игра «Ушки-глазки-рожки». Затем попробовали взять два положения (например, «Ушки» и «глазки», «Дом с трубой», «Червяк в яблоке») и менять их через хлопок.
После этого начала вводить речевой материал. Для старшего возраста взяла трафареты, где ладошки и кулачки одной руки одного цвета. Для них это оказалось вполне достаточно. Игра «Звоночек» также хорошо адаптирована для данного возраста.
Для подготовишек на этапе работы с речевым материалом также начала с более легких заданий. Но потом добавила трафареты ладошек с более сложными фигурами, а также игру «Ухо - нос», которая достаточно трудно дается даже при длительной тренировке. Здесь хорошо помогает зеркало.
При использовании нейроигр и нейроупражнеий, которые использую я, нет строгих правил. Что у ребенка хорошо получается, то и практикуем, а затем постепенно усложняем.
При применении на практике заметила следующее: есть дети старшей группы, которые выполняют задания лучше, чем дети подготовительной группы.
Использование данных игр рекомендую детям, которые:
- недостаточно дифференцируют «лево» и «право»;
- плохо развита мелкая моторика;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
- гиперактивны и есть дефицит внимания;
- недостаточно переключаются;
- имеют слабую познавательную деятельность.
С помощью данных игр ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг. Развивается слуховое и зрительное внимание, зрительно слуховая координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).
Для автоматизации звуков в слогах рекомендую следующие игры:
1. Игра «Ладошки» (см. приложение № 1)
Развитие межполушарного взаимодействия.
На столе разложены трафареты ладошек и кулачков. Задание - пройти дорожку, повторяя заданную слоговую цепочку и прикладывать к трафарету ладошку.
2. Игра «Звоночек» (см. приложение № 1)
Развитие чувства ритма, слухового внимания.
Ребенок по образцу педагога повторяет слоговую цепочку, при этом стучит кастаньетой или ударяет в звоночек.
3. Игра «Дорожки» (см. приложение № 1)
Развитие межполушарного взаимодействия.
Ребенку предлагается пальчиками обеих рук пройти по дорожке и произносить заданный слог.
4. Игра «Сапожки» (см. приложение № 1)
Развитие координации и межполушарного взаимодействия.
Ребенок надевает на пальчики сапожки. Повторяет слоговую цепочку и «бежит» пальчиками в разные стороны.
5. Игра «Кулак-ребро», «Кулак-ладонь»(см. приложение № 1)
Развитие самоконтроля и произвольности.
Руки на столе. Одна ладонь сжата в кулак, другая стоит ребром, или одна ладонь в кулаке, другая лежит на плоскости стола. Повторять заданные цепочки слогов и чередовать положение ладошек.
После этапа автоматизации звука в различных слогах (прямых, обратных, со стечением согласных) и слоговых цепочках начинается этап автоматизации в словах. Этот этап обычно более продолжительный, чем предыдущий. Поэтому здесь, как нигде необходим набор самых разнообразных интересных игр.
Для автоматизации звуков в словах рекомендую следующие игры:
1. Игра «Шапочки»
Ребенок надевает на руку (руки можно менять) разноцветные шапочки. На столе раскладываются картинки на автоматизируемый звук и карточка с кружочками под цвет шапочек. Ребенок называет слово и пальчиком находит кружок с соответствующим цветом.
2. Игра «Мячик»
Ребенок повторяет за логопедом слова с отрабатываемым звуком, при этом перекладываем из ладошек в ладошки мячик, меняем руки, делаем перекрестные движения.
3. Игра «Ладошки»
Выкладывается на столе ряд из картинок на заданный звук, сверху выкладываются трафареты ладошек. Ребенок называет слово и показывает фигуру, изображенную на трафарете.
4. Игра «Ладошки»
Ребенок повторяет за педагогом слова и одновременно меняет положение обеих ладошек ( Например: кулак-ладошка, кулак-ребро, пистолет-собачка, пальчик-ушки).
5. Игра «Ухо-нос»
Развитие межполушарного взаимодействия, внимания, памяти.
Ребенку предлагается повторить цепочку из 3-х слов, при этом одна правая рука держится за левое ухо, а левая – за нос. При повторе слов руки чередуют движения, в промежутке – хлопок.
Для организации данных игр рекомендую к приобретению следующие развивающие игры и пособия:
1. Нейроладошки, фирма Timosha, Россия
2. Кастаньета «Львенок», фирма Лесная мастерская, Китай
3. Развивающий набор «Звоночки», фирма IQ Zabiaka, Китай
4. Развивающий набор «Учим пальчики», фирма IQ Zabiaka, Китай
5. Развивающий набор «Развитие моторики, пальчиковая гимнастика»
6. Настольная игра для развития мелкой моторики «Футбол пальчиковый», фирма Карапузики, Китай.
Могу отметить, что использование данных игр повысило интерес воспитанников к логопедическим занятия (хотя и до этого не было его отсутствия). Дети стали лучше печатать по клеточкам в тетрадях, заметно улучшилось фонематическое восприятие, легче стали определять позицию звука в слове, анализ звукового состава слога, короткого слова. Два неговорящих ребенка старшей группы дали хорошую положительную динамику. Один заговорил развернутой фразой, другой начал говорить простую фразу.
Хорошо просматривается один из принципов педагогики: от простого к сложному, осуществляется индивидуальный подход: каждому даю задание, с которым ребенок в состоянии справиться. Здесь отмечу, что многие упражнения на начальном этапе вызывали затруднения. Тяжело для детей выполнять руками разные движения и еще проговаривать речевой материла со звуками, которые только вошли в речь (порой не в разговорную). Поэтому, чтобы добиться хорошего эффекта, можно использовать эти игры и упражнения на протяжении всего коррекционного процесса.
К недостаткам использования нейроигр и нейроупражнений могу отнести следующее:
- индивидуальный метод работы (в основном);
- затратность (хороший качественный и яркий наглядный и дидактический материл приходится покупать).
Преимущество данных игр:
- многофункциональность и универсальность;
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность (яркий и необычный наглядный материал);
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью;
- формирование произвольных познавательных интересов и стойкой мотивации;
- формирование партнерского взаимодействия ребенка и учителя-логопеда.
В то же время, я не рассматриваю нейроигры как самостоятельный метод, он становится частью традиционных, проверенных временем методов.
Таким образом, применение нейропсихологического метода при автоматизации звуков позволило мне развивать не только звукопроизносительный навык, но и способствовало развитию координации движений и психофизических функций.
4. Взаимодействие с педагогами
Успех в работе также зависит от взаимодействия, взаимосвязи логопеда и воспитателей.
Рекомендую для воспитателей провести мастер-класс «Нейроигры и нейроупражнения в развитии детей дошкольного возраста» и попробовать проиграть некоторые игры (см. приложение № 3).
Также можно предложить воспитателям музыкальную игру на развитие чувства ритма ( ссылка: https://yandex.ru/video/preview/7572440721028358252) Достаточно интересная игра! Такую игру мы разучили с воспитанниками подготовительной группы.
Итак, считаю, что взаимосотрудничество с педагогами обязательно необходимо для достижения лучших результатов.
5. Взаимодействие с родителями
Работа по автоматизации звуков будет более эффективной, если в работу вовлечь родителей.
Рекомендую поместить в информационный уголок группы информацию по применению нейроиг и нейроупражнений (см. приложение № 4).
На индивидуальных и групповых консультациях показать примеры применения нейроигр и нейроупражнений. Провести мастер – класс на родительских собраниях в группах.
Таким образом, при взаимодействии с родителями можно достичь более стойких результатов.
6. Результаты мониторинга речевого развития
Диагностика проводилась на основании Мониторинга коррекционно-логопедической работы, разработанного и утвержденного методическим объединением учителей-логопедов района.
Хочу отметить, что в старшей группе дети сложнее, все с заключением ПМПК. Работа здесь рассчитана на два года коррекции. Но и там уже есть положительные результаты.
В подготовительной группе есть пять воспитанников с заключением ПМПК, они занимаются с логопедом второй год. Есть дети без заключения ПМПК, которые занимаются второй год. У них хорошая положительная динамика. Почти у всех звуки поставлены, идет процесс автоматизации звуков в связной речи. У детей, которых добрала в этом году, тоже есть положительные результаты. Почти у всех звуки поставлены, идет автоматизация либо в слогах, либо в словах.
Таким образом, из результатов диагностики видно, что присутствует положительная динамика. Поэтому, можно сделать вывод, что использование нейроигр и нейроупражнений положительно влияет на коррекционный процесс.
7. Заключение
В результате использования нейроигр и нейроупражнений при коррекции звукопроизношения у воспитанников повысилась познавательная активность. Дети с удовольствием идут на логопедические занятия, им нравятся яркие необычные пособия для игр. Процесс автоматизации звуков проходит в игровой форме. За счет использования данного метода снижается утомляемость, повышается способность к произвольному вниманию, к активной познавательной деятельности.
Нейроигр и нейроупражненний великое множество. Я осветила лишь те, которые использую в своей работе и рекомендую к применению.
Перспективы на будущее: продолжить работу в этом направлении и познакомиться с «Нейросказками», чтоб перейти от автоматизации звуков в словах к автоматизации в связной речи с использованием нейроупражнений и нейроигр.
В заключении хочу сказать, что использование нейроигр и нейроупражнений благоприятно влияет на коррекционный процесс по звукопроизношению у детей с нарушениями речи.
Поэтому, поставленные мною цель и задачи достигнуты.
Считаю, что представленный мною опыт по использованию нейроигр и нейроупражнений в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников может являться методической помощью учителям-логопедам, т. к. способствует повышению эффективности коррекционного процесса у детей с нарушениями речи.
8. Библиография
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили. – М. : 2001.
2. Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников. - В. Секачев, 2014г
3. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2017.
4. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие. – М. ,Айрис-пресс, 2017г
5. https://infourok.ru/statya-nejropsihologicheskie-igry-v-rabote-logopeda-5803028.html
6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/12/20/ispolzovanie-neyropsihologicheskih-igry-i-uprazhneniya-v-rabote
7. https://www.maam.ru/detskijsad/neiropsihologicheskie-igry-v-korekcionoi-rabote-uchitelja-logopeda-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
8. https://logoportal.ru/statya-18172.html
9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2022/03/03/master-klass-dlya-pedagogov-neyroigry-effektivnyy-instrument-v
10. https://uolbt.yanao.ru/cdn/documents/2022/06/sborik-statej-vesennej-mezhmunitsipalnoj-sessii-dlya-rabotnikov_p40704.pdf
11. https://www.youtube.com/playlist?list=PLghPN1jq3HUfz05ROaUyoSVV5Q6n6TUrS