Людмила Бабошина
Коррекционно-логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.
Публикация «Коррекционно-логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием, многие авторы выделяют нарушения лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.). С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным системным нарушением проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.
Овладение лексическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Цель исследования: изучить особенности развития словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для достижения указанной цели в исследовании детей, с диагнозом ОНР, были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа специальной литературы изучить теоретические основы формирования словаря в онтогенезе.
2. Исследовать проблему развития словаря у дошкольников с ОНР.
3. Реализовать на практике диагностическую программу по изучению состояния словаря у детей с ОНР.
4. Предложить модель коррекции нарушения словаря у дошкольников с ОНР.
5. Оценить эффективность коррекционной работы.
На основании проведённых исследований были сделаны следующие выводы. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР характеризовались ограниченностью словарного запаса, резким расхождением объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов.
Дошкольники с ОНР понимали значение многих слов. Объём их пассивного словаря близок к норме, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывали большие затруднения.
В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладали слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполнял или наблюдал. Нарушения формирования лексики у этих детей выражалось как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, проявлении неточности или неправильного употребления слов в речи.
Замены прилагательных свидетельствовали о том, что дети не выделяли существенных признаков, не дифференцировали качества предметов, признаков величины, высоты, ширины, толщины. В заменах глаголов обращало на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводило к использованию глаголов общего значения.
Анализ выполнения всех заданий указывал на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию словаря.
В результате проведения коррекционной работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи пополнился словарный запас, сформировалось правильное лексическое оформление высказываний. Дети научились выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщённое значение слова.
Сформировалось умение выделять части предмета. Предметный лексический материал был связан с изучением предметов окружающих детей. На основе пассивного речевого запаса была организована устная речевая практика, в которой последовательно закрепились лексические знания.
В процессе выполнения заданий у детей развивалось мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, а также воображение и творческие способности.
Как показали исследования, под влиянием коррекционного обучения и воспитания у детей с ОНР происходили позитивные изменения в развитии лексической стороны речи. Следовательно, выбранный в исследовании метод развития словаря у дошкольников с ОНР являлся наиболее оптимальным как для формирования словарного запаса у детей данной категории, так и речи в целом, как основного средства коммуникации.
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).
Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи : фонетико- фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
После теоретического изучения проблемы и проведения диагностики мы выявили, что при формировании лексического строя у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, возникают некоторые трудности в употреблении слов в экспрессивной речи, актуализации словаря. Всё это определяет необходимость разработать и обосновать систему занятий по формированию лексики у старших дошкольников с ОНР.
Формирование лексического строя приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с ОНР, так и развития их коммуникативных возможностей с учётом задач полноценной подготовки к обучению в школе.
Исходя из этого, была проведена коррекционная работа по формированию словаря дошкольников с ОНР и выявлена её эффективность. Лексический уровень дошкольников с ОНР до коррекционной работы качественно отличается ль уровня после неё. Это указывает на необходимость ранней коррекционной работы по подготовке детей к формированию лексических навыков. С этой целью были использованы дидактические игры на повышение лексического уровня, которые проводили не только на занятиях по формированию словаря, но и во время различных режимных моментов. После этого мы провели повторное обследование с целью выявления успешности применения разработанной нами системы коррекционной работы.
Работа по формированию лексики с использованием дидактических игр обогатила лексическую сторону речи детей. Проведённая работа способствовала развитию мышления, памяти, воображения детей, слухового и зрительного восприятия. Дети стали проявлять больше активности в играх со сверстниками, содержание игр стало более разнообразным, обогатилось речевое взаимодействие в игре. Использование дидактических игр на занятиях по расширению словаря открывает перед нами большие возможности. Это творческий процесс, который заключается в стремлении ребёнка реализовать свои желания, а это лучше всего удаётся сделать в игре.
В ходе изучения специализированной литературы, мною был проведен эксперимент по диагностике и коррекции навыков звукового анализа у детей с ОНР на базе МБДОУ «Детский сад №7»
Данная работа состояла из нескольких этапов.
На первом констатирующем этапе была проведена диагностическая работа по определению уровня сформированности навыков звукового анализа у детей с ОНР.
Вторым этапом опытной работы было проведение формирующего эксперимента.
Всего в исследовании участвовало 10 детей с диагнозом общее недоразвитие речи. Возраст детей на момент обследования 6 лет.
Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали нормам. Все методики подавались в игровой форме.
Таким образом, систематическая и целенаправленная коррекционно- логопедическая работа с использованием дидактических игр, упражнений, заданий даёт положительную динамику в развитии словаря дошкольников с ОНР.