МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми раннего возраста с ЗПР по расширению ориентировки в окружающем (5 фото)

Ольга Николаевна Зеленевская
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми раннего возраста с ЗПР по расширению ориентировки в окружающем

Коррекционно-развивающая деятельность (КРД) по расширению ориентировки в окружающем у детей, имеющих различные нарушения в развитии, имеет огромное значение для обогащения их кругозора, решает ряд задач для развития их психики. Особенно это важно для детей проживающих и воспитывающихся в условиях учреждения, в условиях ограниченности различных сенсорных стимулов. Данная подборка методического материала поможет педагогам (воспитателям, дефектологам, психологам) проводить индивидуальную работу с ребенком, организовать и разнообразить совместную деятельность с детьми по ознакомлению с окружающим: с различными материалами, предметами, игрушками, водой. Педагоги могут воспользоваться готовыми конспектами или составить свои, используя предложенный материал или аналогичный, но другой по цвету, фактуре (например, не пшено, а гречку или другую крупу, крупную фасоль, безопасный для ребенка. К подбору материала подходить следует с осторожностью, следуя знаниям о возможностях детей к восприятию того или иного материала, их поведения и эмоционального настроя. Занятия проводятся с малой подгруппой детей (2-4 чел.). Деятельность планируется сроком на 3-6 мес, с учетом специфики нарушений и данных о динамике развития может быть продлена до 1 года.

Публикация «Коррекционно-развивающая деятельность с детьми раннего возраста с ЗПР по расширению ориентировки в окружающем» размещена в разделах

Основные цели:

1) расширение кругозора и обогащение словарного запаса; 2) получение удовольствия от совместной деятельности, коррекция трудностей общения; 3) развитие действий с предметами: развитие и закрепление орудийных действий, коррекция движений кистей рук; 4) оздоровление ребенка: снятие возбудимости, снятие общего мышечного напряжения и повышенного тонуса рук у детей; 5) повышение положительного эмоционального настроя: развитие эмоций удивления и интереса; 6) развитие и коррекция тактильного восприятия.

Ожидаемые результаты: повысился интерес к предлагаемой деятельности; дети охотно идут на контакт со взрослым и взаимодействуют с ним; действуют руками самостоятельно или по подражанию, моторика улучшилась;

не отказываются от помощи, если требуется (совместные действия рук);

запас понимаемых слов расширился;

«Знакомство с бумагой"

Основные задачи: формирование интереса, коррекция зрительно-моторной координации, снятие мышечного напряжения и коррекция мелкой моторики рук на основе действий с бумагой: сжимаем, сминаем, рвем, формируем комок, складываем, бросаем, разглаживаем и др.

Оборудование: тонкая оберточная бумага среднего и большого размера, корзина (любая другая емкость, пластиковые бутылочки из-под воды, шарики или игрушки небольшого размера для заворачивания (прятанья)

Ход деятельности №1-3: «Комочки большие и маленькие» (колобки). На занятии присутствуют не более 3-4 детей. Педагог показывает малышам большой лист бумаги и на глазах у них сминает его, делает комок, катает по столу, бросает в корзинку или коробку, затем расправляет, разглаживает и опять повторяет все действия. Далее каждый из детей повторяет все действия по подражанию или совместно со взрослым (руками ребенка). Затем проводится игра «Брось комочек».

Ход деятельности №4-5: «Найди сюрприз». Педагог, сминая бумагу в комок, прячет в него маленький или средний шарик, игрушку и просит детей посмотреть, что там спрятано, поощряя самостоятельные действия. Помогает ребенку индивидуально (действует руками ребенка, расправляет комок. поддерживает интерес ребенка к действиям, сам эмоционально реагирует на находку. Можно использовать сюжетную игрушку (зайку, мишку) в самом начале занятия – «Зайка приготовил сюрприз (подарки)», заранее приготовив «сюрпризы» по кол-ву детей.

Ход деятельности №: 6-7 «Снежок и дождик»: Дети учатся отрывать небольшие полоски, кусочки от целого листа (куска). Педагог просит складывать в коробочку, корзинку все кусочки и затем подбрасывает вверх, изображая «снежок», «дождик». Если занятие проводится за столом, кусочки бумаги собираются пинцетным захватом и проталкиваются в горлышко пластиковой бутылочки, а уже затем проводится игра «Снежок и дождик» (заранее приготовить корзинку или коробочку с кусочками бумаги).

На последующих занятиях педагог знакомит детей с различной по фактуре бумагой: толстой, шершавой, гладкой (картон, мелкая наждачная, бархатная, глянцевые журналы и др.). Все варианты занятий педагоги варьируют по своему усмотрению, повторяют виды деятельности столько раз сколько необходимо, сочетая спокойную деятельность, направленную на развитие действий руки, с подвижной – на общую моторику.

Знакомство с пластичными материалами

«Знакомство с тестом»

Основная цель: обогащение чувственного опыта, развитие тактильного восприятия и моторики рук

Задачи: познакомить малышей с тестом, вызывать у детей интерес к новому материалу, побуждать брать комок теста и выполнять движения, видоизменяя его: разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук, надавливать кулачком

Материал: соленое тесто, большая клеенка, салфетки.

Ход деятельности:

Дети сидят за столом, накрытым большой клеенкой. В подгруппе 2-3 детей.

Воспитатель показывает небольшой кусок соленого теста. Кладет его перед детьми, чтобы смогли рассмотреть. Затем нажимает на поверхность пальцем. Предлагает каждому ребенку сделать то же самое. Обращает внимание, что комок стал другим. Затем раскатывает его в ладонях и вновь показывает детям, какой большой комок. Нажимает ладонью, получается лепешка. Дает ребенку комок и предлагает повторить эти же действия, обращая внимание, как меняется форма комка теста. Раздать детям по кусочку теста и дать возможность поиграть, помять, пошлепать, постучать кулачком и др. доступные действия. Можно сопровождать действия словами: «Мешу, мешу тесто, есть в печи место. Пеку, пеку каравай! Головоньку – валяй, валяй!». Занятие повторяется 2-3 раза. На последующих занятиях дети вместе со взрослым «пекут» печенье, прянички, колобки, делают конфетки, баранки, колбаски и др.

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми раннего возраста с ЗПР по расширению ориентировки в окружающем

«Знакомство с пластилином»

Задачи: познакомить с пластилином, формировать интерес к новому материалу с аналогичными тесту свойствами, но разным цветом; побуждать разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; развивать мелкую моторику

Материал: кусочки мягкого пластилина среднего размера разного цвета в коробке, стека, большая клеенка, салфетки.

Ход деятельности: При первичном знакомстве могут присутствовать все дети группы, в дальнейшем эффективнее индивидуальные занятия во второй половине дня по 4-5минут с каждым (по возможности).

Покажите детям коробку с пластилином. Даем название и называем все цвета, выкладывая кусочки на клеенку, повторяем названия цветов. Покажите, что пластилин можно разрезать (орудийное действие, разрежьте несколько кусочков разного цвета. Покажите, как можно разминать, сдавливать, изменяя форму. Предложите кусочки детям (пусть возьмут сами, какой захотят). Дайте детям возможность поиграть с пластилином, не ограничивая во времени. На первом занятии желательно присутствие помощника взрослого (медицинской сестры, няни, так как уровень восприятия у детей разный (некоторые пробуют на вкус). Занятие повторяется 2-3 раза.

На последующих занятиях педагог знакомит детей с приемом размазывания и надавливания. На этих занятиях дети наблюдают за действиями педагога и действуют с ним вместе, знакомятся с изготовлением пластилиновых картинок (используются картонные заготовки фабричного производства или обычный цветной картон). В нужном месте на картон педагог кладет шарик диаметром 5-10мм, берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец ребенка, в результате получается круглая лепешка.

Знакомство с сыпучими материалами

«Знакомство с крупой (пшено)»

Основные задачи: вызвать интерес к новому материалу, коррекция трудностей общения, коррекция движений кистей рук, коррекция ощущений на основе действий с крупой (мукой) по подражанию, коррекция действий руки на основе упражнения в пересыпании крупы (муки, закрепление навыка владения ложкой, воспитание усидчивости, наблюдательности.

Оборудование: чистое, просушенное пшено, просеянная мука в закрытых емкостях, большой поднос или другая плоская емкость с бортиками 2-3см (может быть специально приспособленный столик, пластиковые мисочки, ложки, небольшие бутылочки из-под сока, салфетки, веник (щетка) и совок для уборки.

Ход деятельности №1: Дети сидят за одним столом (не более 3-4) и наблюдают за действиями педагога. Педагог комментирует все действия примерно так: «Сейчас я вам что-то покажу, а вы будете смотреть и слушать. Вот баночка. Открою крышку. Что это? Это пшено, оно сыплется, вот так. Насыпала, можно потрогать, вот так. Соберем и рассыплем, вот так». И т. п. Далее педагог побуждает малышей потрогать пшено двумя руками, сгребать в кучку ладонями, сжимать в ручке и рассыпать по поверхности, шевелить пальчиками, очищая их от крупы, брать щепотью и двумя пальчиками и др. действия.

Ход деятельности №2: Педагог на глазах у детей насыпает крупу из банки в одну емкость и ложкой постепенно пересыпает в другую, комментируя все действия. Затем побуждает детей каждого по очереди повторить действия с ложкой и крупой; учить набирать крупу в ложку и доносить до емкости, не просыпая.

Ход деятельности №3 «Изготовление погремушки»

Фото №1 Особенно это важно для детей проживающих и воспитывающихся в условиях учреждения в условиях ограниченности различных сенсорных стимулов

Педагог насыпает в прозрачную пластиковую бутылочку немного пшена и показывает детям, как оно пересыпается, если бутылку поворачивать и наклонять. Дети выполняют подобные действия, а затем проводится игра-пляска с готовыми погремушками (приготовлены педагогами заранее). Показ обязательно сопровождается комментариями.

Фото №2 Педагоги могут воспользоваться готовыми

Занятия №1, 2 и 3 могут быть объединены в одно, в зависимости от количества детей в подгруппе, их состояния и настроения. В конце деятельности проводится уборка с помощью совка и щетки, дети наблюдают за всеми действиями взрослых.

Фото №3 Конспекты занятий

«Знакомство с мукой»

Фото №4 К подбору материала подходить следует с осторожностью следуя знаниям о возможностях детей к восприятию того или иного материала их поведения и эмоционального настроя

Занятия № 1 и 2 проводятся аналогично деятельности с крупой (пшеном). На третьем занятии педагог на глазах у детей готовит тесто, с которым дети уже знакомы и могут действовать (см. «Знакомство с тестом», и готовится «каравай» или «пирог». Взрослый с помощью детей украшает большой округлый ком или пласт различными мелкими предметами, игрушками (можно использовать крупную фасоль, детальки от конструктора, геометрические фигурки-вкладыши)

Рецепт соленого теста: 1 стакан мелкой соли, 1 стакан муки, 2-3 столовые ложки растительного масла, 1/3стакана воды. Вымешивать до эластичности, можно подсыпать муку.

Игры с водой

Знакомство со свойствами воды

Основные цели: оздоровление и элементарное закаливание; снятие психомышечного напряжения и поддержание положительного настроения

Основные задачи: 1) развитие движений рук, кистевого захвата с помощью простых игровых действий с водой, игрушками и предметами; 2) учить дуть на предмет; 3) учить выполнять действия после показа самостоятельно и с помощью взрослого

Оборудование: теплая вода и емкости для нее (тазик, большая чашка, надувной мини-бассейн и др. – в зависимости от того, где проводится занятие, пластмассовые и резиновые игрушки, поролоновые губки, камешки, футляры от киндерсюрпризов, бумажные кораблики, чашечки-мисочки, ситечко или небольшой дуршлаг и др.

В теплую, сухую погоду все занятия организуются на прогулке, емкость с водой устанавливается в кружевной тени, дети в трусах и панамках, босиком. Если занятия проводятся в помещении, дети одеты в зависимости от температурного режима помещения. На занятиях обязательно присутствует помощник (второй педагог, медсестра, няня) и участвуют не более 3-4 детей. Без второго взрослого вся деятельность с водой организуется в индивидуальном порядке, по возможности.

Ход деятельности:

№1

Игра «Дождик» Взрослый льет воду из чашки в ситечко или дуршлаг, подставив большую миску «Дождик, дождик. Кап-кап! Лейся, лейся!» Повторить несколько раз. Затем по просьбе дети выполняют те же действия, по очереди или по желанию.

Игра «Подуй на кораблик» Опустить на воду маленький кораблик, подуть, приговаривая: «Подую на кораблик». Дети наблюдают, как игрушка уплывает: «Уплыл кораблик!». Повторить несколько раз, дети повторяют.

№2

«Переливание» (обливание ручек) Взрослый зачерпывает воду из тазика чашкой и переливает ее в другую, так чтобы хорошо видна была струя: «Лейся, переливайся водичка!». Дать детям по пластмассовой чашке в каждую руку, попросить повторить, действовать руками ребенка если нужно. Пока дети заняты переливанием, педагог осторожно обливает каждому верхнюю часть ручек, не прерывая действий ребенка: «Да, да, да, у нас в тазике вода, будем деточку купать, будет детка подрастать. Буль, буль, буль, журчит водица, мы умеем чисто мыться!»

№3

Игра «Отожми губку». Педагог опускает в воду сухую поролоновую губку, вынимает и отжимает: «Вот сколько воды!» Повторяет несколько раз. Затем по очереди выполняет с каждым ребенком все действия: опускает, вынимает, выжимает, действует руками ребенка. Далее дети действуют самостоятельно.

Игра «Подуем». Можно использовать бумажные кораблики, ореховые скорлупки, половинки киндерсюрпризов.

№4

Игры «Поймай», «Рыбка» Взрослый кладет в емкость с водой игрушку. «Рыбка плавает!» Прижимает рыбку ко дну. «Где рыбка? Под водой!». Отпустить игрушку: «Вынырнула рыбка. Опять плывет». То же повторяет руками детей или просит повторить действия самостоятельно. Затем в воду бросают несколько пустых киндерсюрпризов (5-6) или полых шариков, дети вылавливают их руками. Ускользающие игрушки не так просто поймать, но очень весело.

№5

Игра «Собери камешки». Взрослый бросает в емкость с водой 5-6 разноцветных камешков и просит детей, по очереди, собрать их в миску (ведерко). По настроению и по желанию детей повторяем несколько раз. Не допускать, чтобы дети брали камешки в рот! Присутствие помощника обязательно!

Публикации по теме:

Система дидактических игр для расширения опыта ориентировки в окружающем мире у детей старшего возраста "Система дидактических игр, способствующих расширению опыта ориентировки в окружающем мире у детей старшего возраста"Игра - это наиболее.

Использование пальчикового театра в коррекционно-развивающая работа с детьми 3–4 лет в условиях ДОУИспользование пальчикового театра в коррекционно-развивающая работа с детьми 3–4 лет в условиях ДОУ Использование пальчикового театра несет в себе безграничные возможности. Реализуя коррекционно-развивающую деятельность в летний период.

Конспект игры — занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи в группе раннего возраста «Чьи перышки?» Конспект игры – занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи в группе раннего возраста «Чьи перышки?» Образовательная.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста «Куриное семейство»Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста «Куриное семейство» Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста. «Куриное семейство». Цели: Образовательные: - расширение активного.

Конспект НОД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи с детьми первой группы раннего возраста на тему «Гости» Тема. «Гости». Программное содержание. Закрепить знания детей о домашних животных: кошке и собаке. Развивать умение подражать речь взрослого.

Конспект НОД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи с детьми первой группы раннего возраста Тема. «Большой - маленький». Программное содержание. Учить различать предметы контрастных размеров (большой, маленький, соотносить слова.

Конспект совместной деятельности по ориентировки в окружающем пространстве «Зима» (первая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №87 компенсирующего вида» Конспект совместной деятельности.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии.

Коррекционно-развивающая работа с детьми-логопатами (из опыта работы) СЛАЙД 1 Наше дошкольное учреждение – для детей с нарушением речи и все шесть групп в нем логопедические. СЛАЙД 2 Дети с речевыми нарушениями.

Примерная индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность в течение дня с ребенком (синдром Дауна, аутизм) Цель: поиск способов взаимодействия и преодоление трудностей общения Задачи: 1) наладить эмоциональный контакт, используя телесные прикосновения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми раннего возраста с ЗПР по расширению ориентировки в окружающем
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 15:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД