МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая программа по формированию и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий

Людмила Иванова
Коррекционно-развивающая программа по формированию и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий

Государственное областное бюджетное учреждение

«Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Филиал №6

Утверждаю:

заведующий филиалом №6

Ф. И. О___ Дата___ Рассмотрено на заседании минипедсовета Центра

Протокол №___

«___»___20 г.

Индивидуально-ориентированная

коррекционно-развивающая программа

«Ощущаю, взаимодействую»

Составитель:

педагог – психолог

Иванова Л. Л.

Чудово

2016г.

Пояснительная записка

Актуальность.

Публикация «Коррекционно-развивающая программа по формированию и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий» размещена в разделах

Артем, 6 лет, занимается у логопеда Центра, в ходе занятий специалист заметил трудности у ребенка: автоматизация звуков, неусидчивость, проблемы внимания. Маме было рекомендовано проконсультироваться у психолога.

По результатам психологического обследования у Артема выявлены следующие особенности:

-темп деятельности, работоспособность снижены;

-вестибулярные ощущения сформированы недостаточно : есть трудности удержания баланса в положении стоя, испытывает трудности при прыжках на одной ноге, трудности в синхронизации движений и при переработке мышечно-суставных ощущений. Проксимальная стабильность недостаточная.

-динамический праксис снижен.

-межполушарное взаимодействие нарушено (признаки смешанности).

Ребенок в ходе обследования быстро истощается, на фоне истощения падает работоспособность, появляются трудности переключения внимания. Мальчик начинает застревать и стимулирует себя с помощью двигательной активности, отвлекается на малейшие звуки или иные сенсорные стимулы.

При выполнении заданий требуется оказание направляющей, организующей видов помощи.

В итоге всего вышеизложенного, необходимо активное участие родителей в занятиях и обучение их приемам и способам, направленных на развитие вестибулярных ощущений, межполушарного взаимодействия и активизации деятельности ребенка.

Научная обоснованность

Теоретической основой программы являются результаты научных исследований Семенович А. В., Ахутиной Т. В. И Семаго М. М.

В возрастной период от 3 до 7-8 лет формируется доминантность полушарий мозга по руке и речи, закрепляются и автоматизируются все основные межполушарные асимметрии, фиксируется право- и левополушарный центры контроля за когнитивными (вербальных и невербальных) и эмоциональными психологическими функциями.

В различных системах характер функциональной ассиметрии может быть неодинаков. Выделяют моторные, сенсорные и ассиметрии по психическим функциям, каждая из них подразделяется на множество видов. К моторной ассиметрии относятся: ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. К сенсорным ассиметриям относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» ассиметриям относятся мозговая организация речевых и других высших психических функций.

Работа с ребенком будет строится по методу замещающего онтогенеза, что подразумевает формирование и коррекцию базовых сенсомоторных (синергических и реципрокных) взаимодействий паттернов поведения, лежащих в основании онтогенеза межполушарных взаимодействий.

Конвергенция глаз, ползание, ходьба и т. д. — отражение на поведенческом уровне системно-динамической организации и пси — контралатеральных (то есть соответственно полушарных и межполушарных) мозговых структурно-функциональных взаимодействий.

Далее мишенями становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный и слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.

Таким образом, программа будет построена по нейропсихологическому подходу — метод замещающего онтогенеза, работа будет строится от простого к более сложному.

Цели и задачи

Цель программы — формирование и коррекция базовых сенсомоторных (синергических и реципрокных) взаимодействий. Развитие межполушарного взаимодействия.

Задачи:

1. Расширить сенсомоторный репертуар (чувствовать свое тело, расширить глазодвигательные функции, развитие устойчивости и раскрепощение суставов, а также ловкости).

2. Обучать способам расслабления (релаксация-визуализация, дыхательные упражнения).

Задачи работы с мамой:

1. формировать мотивацию мамы на активную работу с ребенком дома (разъяснение, показ упражнений и достижений ребенка, поддержка).

Адресность и продолжительность программы

Адресат: ребенок 6 лет с недостаточностью вестибулярных ощущений, межполушарного взаимодействия.

Продолжительность курса: 6 месяцев, 1 раз в неделю по 60 минут (40 минут — работа с ребенком, 20 минут — работа с мамой).

Форма занятий : индивидуальные занятия совместно с родителем.

Планируемые результаты и система оценки достижения.

К концу коррекционноразвивающей работы планируется достичь следующих результатов:

1. ребенок чувствует свое тело, может отслеживать двигающиеся предметы, без дополнительной стимуляции и удерживать баланс тела. Умеет расслаблять и напрягать мышцы. Умеет ловить и бросать мяч, попадать в мишень.

2. Умеет расслабляться и правильно дышать.

Система оценки реализации программы :

1. Нейрологические пробы по Ахутиной Т. А.

2. методика В. М. Когана

Организационный раздел:

1. Система условий реализации программы :

-игровая комната: коврики, спортивный инвентарь, наличие игрушек (машинки, муз. инструменты и т. д.)

-различные канцелярские принадлежности (карандаши, бумага, глина)

2. Структура занятия:

-организационный момент

-разминка, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, растяжки

-двигательные игры и упражнения

-завершающий этап (упражнения на расслабления, подведение итогов занятия)

-консультирование мамы по итогам занятия.

3. Содержательный раздел.

Работа с ребенком состоит из 5 этапов, которые представлены в структуре знятия. На первом этапе, организационном, мы устанавливаем с ребенком взаимодействие, через методы «Я высказывания», «Отражения» и т. д.

Второй этап — разминка, включает в себя различные дыхательные упражнения («Шарик», «Облако» и т. д., а также двигательные упражнения, растяжки под музыку, ритмитизацию, направленные на различные части тела ребенка. В этот этап включены различные глазодвигательные упражнения, которые направлены на межполушарное взаимодействие. Данный этап дает возможность фиксации на своих телесных ощущениях, вестибулярных (чувство устойчивости и ловкости).

На третьем этапе с ребенком проводятся различные двигательные игры и упражнения («Бревнышко», «Животные», различное ползанье, «Качалки», «Мишень» и т. д., которые развивают у мальчика способность чувствовать свое тело, отслеживать двигающиеся предметы и удерживать баланс тела, расслаблять и напрягать мышцы. Налаживать межполушарное взаимодействие.

На завершающем этапе ребенок учиться расслаблению своего тела, вместе со специалистом подводит итоги занятия, делится своими эмоциями.

Для эффективности работы мама присутствует на занятиях и с ней проводится последний этап, на котором объясняются принципы работы с ребенком, она научается тем двигательным упражнениям и играм, которые развивают у него сенсомоторные и межполушарные взаимодействия.

Все занятие проводится по принципу от простого к сложному и все этапы строго соблюдаются.

Литература:

1. Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Лекции.

2. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М. : АРКТИ, 2000.

3. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. – 2-е изд. –М. ,2008г.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. - М. : Генезис, 2007

5. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» М., «Генезис» 2006 г.

6. Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. - М. Просвещение,1990.

Публикации по теме:

Конспект занятия по коррекции и формированию осанки «Олимпийские звезды» 1. Что такое осанка? Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных.

Диагностика и коррекционно-развивающая программа психологической готовности детей с ОНР к школе Диагностика психологической готовности к школе. Субъекты исследования – дети подготовительной группы с ОНР. Задания, которые предлагаются.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Развивающая речевое дыхание игра для ребёнка 4–5 лет с ОНР Цель: выработка длительного целенаправленного выдоха. Оборудование: кусочек ваты, картинка с изображением снегиря, мнемотаблица для заучивания.

Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа Никулина Ивана Ивановича Возраст: 25.07.2011 г. на 2016 – 2017 учебный год.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Теоретический анализ показал, что на сегодняшний день существуют следующие программы, которые обеспечивают развитие внимания: Артюхиной.

Коррекционно-развивающая программа «Слагаемые здоровья» Актуальность проблемы В настоящее время проблема здоровья подрастающего поколения, вызывающая особую озабоченность в государстве и обществе,.

Коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми» ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цель: знакомство с группой; изучение психомоторного развития детей, диагностика дыхания; снятие эмоционального напряжения,.

Коррекционно-развивающая работа по формированию и развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников I полугодие. Числа 1-5. Образование, написание, состав. Игры и упражнения. Игра «День-ночь», «Волшебный мешочек», «Что общего», «Волшебные.

Программа по профилактике и коррекции отклоняющего поведения Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области, «Алапаевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные.

Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения детей 5–7 лет Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы. Срок освоения программы – 2 года. Пояснительная записка Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа по формированию и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 11:24
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД