Пальмина Лариса
Коррекционно — развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая мастерская «Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»
Мастер – класс в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных учреждений города Курска.
Работе над мелкой моторикой воспитанников в группе компенсирующей направленности всегда уделялось большое внимание, в том числе и работе с прищепками. Планируя коррекционную работу в этом учебном году в группе для детей с ОНР 5-6 лет, главной своей задачей мы ставили развитие всех компонентов речи посредством развития мелкой моторики. Основными структурными компонентами речи являются звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй и связная речь. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая и установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.
Публикация «Коррекционно — развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Изучая материал по данной теме, в очередной раз приобщилась к системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей Марии Монтессори, которую более 70 лет используют в своей работе педагоги всего мира. В этом году исполняется 65 лет со дня смерти М. Монтессори.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа.
Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.
Главный принцип системы - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.
Именно игры с прищепками хорошо развивают щипковой хват, способность перераспределять мышечный тонус. При выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач: развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; развитие пространственной ориентации, развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; развитие конструктивного мышления; стимуляция речевой активности; развитие чувства ритма; формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу, развитие речи.
К основным единицам языка, выделяемым в лингвистике и психолингвистике, относятся: фонема, морфема, слово (лексема, предложение и текст. Работа над которыми и является этапами нашей коррекционной работы.
Итак, приступим.
Давайте поздороваемся
У каждого педагога в руке прищепка, с помощью которой он здоровается.
- Здравствуйте, коллеги!
- Здравствуйте, Лариса Викторовна!
Повтори скороговорку «Пчела»
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев на ударные слоги скороговорки:
Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,
Лы-лы-лы – жало у пчелы.
Прикрепите прищепку на правый рукав. (обозначение правой руки)
Для следующей игры вам необходимо разделиться на две команды: «Знайки» и «Почемучки»
1. Дидактическая игра «Кто больше назовет слов»
Назовите слова, которые начинаются со звука «В».
Инструкция: Поднять руку, назвать слово, прикрепить прищепку на край коробки своей команды.
2. Дидактическая игра «Определи первый (последний) звук в словах».
Каждый участник выбирает картинку, определяет первый звук в названии картинки, прикрепляет прищепку в левый нижний (правый нижний) угол картинки.
Красная прищепка – гласный звук
Синяя прищепка – твёрдый согласный звук
Зелёная прищепка – мягкий согласный звук
3. Дидактическая игра «Собачка»
Цели: развивать фонематическое восприятие; закреплять пространственные представления («право — лево»).
Каждый участник выбирает картинку, в названии которой есть звук «Ш» и
определяет место звука «Ш» в слове (прикрепляет к картинке синюю прищепку, т. к. звук «Ш» всегда твёрдый).
Прищепка, как собачка, ищет место звука в слове.
4. Дидактическая игра «Звуковой анализ слов»
Выложить прищепками по нижнему краю картинки звуковой анализ слова.
Красная прищепка – гласный звук
Синяя прищепка – твердый согласный звук
Зеленая прищепка – мягкий согласный звук
5. Дидактическая игра «Сколько слогов?»
Каждый участник выбирает картинку, определяет количество слогов в названии картинки и прикрепляет картинку прищепкой к рамке напротив соответствующей цифры.
6. Дидактическая игра «Дополни картинку недостающими деталями» (Работа с фигурами)
7. Развитие связной речи
I. РАБОТА СО СЛОВОМ
Расширение объема словаря существительных, прилагательных, наречий, глаголов.
Работа с редко употребляемыми словами (проталина, капель, желторотый).
Развитие словообразования
* Образование уменьшительно – ласкательных существительных.
* Образование притяжательных прилагательных (воробьиный хвост, воробьиные крылья)
* Образование относительных прилагательных (дом соломенный, каменный, деревянный солнечные лучи, солнечные зайчики)
* Образование качественных прилагательных
Солнце зимой – холодное, бледное, белое. Солнце весной – теплое, весеннее, радостное, ласковое, желтое, приветливое. Солнце летом – жгучее, обжигающее, горячее, веселое, яркое.
* Образование сравнительной степени прилагательных
Сильный – сильнее, теплый – теплее, быстрый – быстрее.
Образование прилагательных с ласкательным значением
Цветок белый – цветочек беленький, дерево низкое – деревце низенькое, солнце теплое – солнышко тепленькое.
* Образование наречий от прилагательных
Чистый – чисто, низкий – низко, высокий – высоко
Как журчит ручей? – громко, звонко.
Облака летят высоко.
* Образование родственных слов
* Развитие синонимии
Здание – дом, льется – течет, крошечный - маленький, корм – еда, большой – огромный.
Земля покрыта снегом, как…
Лед блестит, как…
Туман стелется над озером, как…
Дождь течет по лицу, как…
* Развитие синтагматических связей слов
Подбор глаголов к существительным
Туча (что делает) - плывет по небу, налетает, закрывает солнце.
Дождь (что делает) - идет, моросит, брызгает, капает, льет, как из ведра.
Солнце (что делает) - светит, греет, обжигает, ослепляет, освещает землю.
II. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
* Правильное употребление предлогов: за, из-за, над, под, на, около
Дом из красных кирпичей, снеговик из снега, вышла на крыльцо.
III. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИГУР
IV. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ - ДИАЛОГАХ.
Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора». Подобные упражнения целесообразно использовать на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука.
- Ваня - Ванечка, куда ходил?
- В лесочек.
- Что видал?
- Пенечек!
- Под пенечком что?
- Грибок!
Хвать и в кузовок!
- Что ты, кошка, сторожишь?
- Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай,
Приглашу ее на чай!
- Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
Закончить свое выступление хочется словами римского поэта Публилия Сира: «РЕЧЬ – образ души».