Коррекционно — развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР

Пальмина Лариса
Коррекционно — развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР

Методическая мастерская «Использование инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО»

Мастер – класс в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных учреждений города Курска.

Работе над мелкой моторикой воспитанников в группе компенсирующей направленности всегда уделялось большое внимание, в том числе и работе с прищепками. Планируя коррекционную работу в этом учебном году в группе для детей с ОНР 5-6 лет, главной своей задачей мы ставили развитие всех компонентов речи посредством развития мелкой моторики. Основными структурными компонентами речи являются звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй и связная речь. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая и установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

Изучая материал по данной теме, в очередной раз приобщилась к системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей Марии Монтессори, которую более 70 лет используют в своей работе педагоги всего мира. В этом году исполняется 65 лет со дня смерти М. Монтессори.

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа.

Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

Главный принцип системы - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

Именно игры с прищепками хорошо развивают щипковой хват, способность перераспределять мышечный тонус. При выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач: развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; развитие пространственной ориентации, развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; развитие конструктивного мышления; стимуляция речевой активности; развитие чувства ритма; формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу, развитие речи.

К основным единицам языка, выделяемым в лингвистике и психолингвистике, относятся: фонема, морфема, слово (лексема, предложение и текст. Работа над которыми и является этапами нашей коррекционной работы.

Итак, приступим.

Давайте поздороваемся

Коррекционно — развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР

У каждого педагога в руке прищепка, с помощью которой он здоровается.

- Здравствуйте, коллеги!

- Здравствуйте, Лариса Викторовна!

Повтори скороговорку «Пчела»

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги пальцев на ударные слоги скороговорки:

Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,

Лы-лы-лы – жало у пчелы.

Прикрепите прищепку на правый рукав. (обозначение правой руки)

Для следующей игры вам необходимо разделиться на две команды: «Знайки» и «Почемучки»

1. Дидактическая игра «Кто больше назовет слов»

Назовите слова, которые начинаются со звука «В».

Инструкция: Поднять руку, назвать слово, прикрепить прищепку на край коробки своей команды.

2. Дидактическая игра «Определи первый (последний) звук в словах».

Каждый участник выбирает картинку, определяет первый звук в названии картинки, прикрепляет прищепку в левый нижний (правый нижний) угол картинки.

Красная прищепка – гласный звук

Синяя прищепка – твёрдый согласный звук

Зелёная прищепка – мягкий согласный звук

3. Дидактическая игра «Собачка»

Цели: развивать фонематическое восприятие; закреплять пространственные представления («право — лево»).

Каждый участник выбирает картинку, в названии которой есть звук «Ш» и

определяет место звука «Ш» в слове (прикрепляет к картинке синюю прищепку, т. к. звук «Ш» всегда твёрдый).

Прищепка, как собачка, ищет место звука в слове.

4. Дидактическая игра «Звуковой анализ слов»

Выложить прищепками по нижнему краю картинки звуковой анализ слова.

Красная прищепка – гласный звук

Синяя прищепка – твердый согласный звук

Зеленая прищепка – мягкий согласный звук

5. Дидактическая игра «Сколько слогов?»

Каждый участник выбирает картинку, определяет количество слогов в названии картинки и прикрепляет картинку прищепкой к рамке напротив соответствующей цифры.

6. Дидактическая игра «Дополни картинку недостающими деталями» (Работа с фигурами)

7. Развитие связной речи

I. РАБОТА СО СЛОВОМ

Расширение объема словаря существительных, прилагательных, наречий, глаголов.

Работа с редко употребляемыми словами (проталина, капель, желторотый).

Развитие словообразования

* Образование уменьшительно – ласкательных существительных.

* Образование притяжательных прилагательных (воробьиный хвост, воробьиные крылья)

* Образование относительных прилагательных (дом соломенный, каменный, деревянный солнечные лучи, солнечные зайчики)

* Образование качественных прилагательных

Солнце зимой – холодное, бледное, белое. Солнце весной – теплое, весеннее, радостное, ласковое, желтое, приветливое. Солнце летом – жгучее, обжигающее, горячее, веселое, яркое.

* Образование сравнительной степени прилагательных

Сильный – сильнее, теплый – теплее, быстрый – быстрее.

Образование прилагательных с ласкательным значением

Цветок белый – цветочек беленький, дерево низкое – деревце низенькое, солнце теплое – солнышко тепленькое.

* Образование наречий от прилагательных

Чистый – чисто, низкий – низко, высокий – высоко

Как журчит ручей? – громко, звонко.

Облака летят высоко.

* Образование родственных слов

* Развитие синонимии

Здание – дом, льется – течет, крошечный - маленький, корм – еда, большой – огромный.

Земля покрыта снегом, как…

Лед блестит, как…

Туман стелется над озером, как…

Дождь течет по лицу, как…

* Развитие синтагматических связей слов

Подбор глаголов к существительным

Туча (что делает) - плывет по небу, налетает, закрывает солнце.

Дождь (что делает) - идет, моросит, брызгает, капает, льет, как из ведра.

Солнце (что делает) - светит, греет, обжигает, ослепляет, освещает землю.

II. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

* Правильное употребление предлогов: за, из-за, над, под, на, около

Дом из красных кирпичей, снеговик из снега, вышла на крыльцо.

III. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИГУР

IV. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ - ДИАЛОГАХ.

Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора». Подобные упражнения целесообразно использовать на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука.

- Ваня - Ванечка, куда ходил?

- В лесочек.

- Что видал?

- Пенечек!

- Под пенечком что?

- Грибок!

Хвать и в кузовок!

- Что ты, кошка, сторожишь?

- Сторожу у норки мышь!

Выйдет мышка невзначай,

Приглашу ее на чай!

- Что ж ты, ёж, такой колючий?

- Это я на всякий случай:

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Закончить свое выступление хочется словами римского поэта Публилия Сира: «РЕЧЬ – образ души».

Публикации по теме:

«Работа в группах компенсирующей направленности с детьми с ОНР» (из опыта работы) Я работаю в 2 группах компенсирующей направленности с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. А отставание речевого развития нередко.

Час двигательного творчества «Секрет здоровья» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 летЧас двигательного творчества «Секрет здоровья» в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии. Задачи: - Совершенствовать.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Развивающая речевое дыхание игра для ребёнка 4–5 лет с ОНР Цель: выработка длительного целенаправленного выдоха. Оборудование: кусочек ваты, картинка с изображением снегиря, мнемотаблица для заучивания.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Домашние животные и их детёныши» Тема: «Домашние животные и их детёныши» Цель: активизация и расширение словаря по теме. Задачи: 1. коррекционно-образовательные: - актуализировать.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Дифференциация.

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста c ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Ефимовский детский сад комбинированного вида» Консультация Организация.

Организация Рппс в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР .

Рабочая программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с ОНР Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию разработанную нами рабочую программу учителя – логопеда для детей с ОНР. Программа рассчитана.

Развлечение «Чудный звон колоколов» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (5–6 лет)Развлечение «Чудный звон колоколов» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (5–6 лет) Составили: воспитатели МОУ детского сада №290 г. Волгограда Белоусова Н. А. и Джакашева Е. В. Пояснительная записка В наших давно отвыкших.

Сценарий Новогоднего праздника для детей с ЗПР в группе компенсирующей направленности 5–7 лет Сценарий новогоднего праздника в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Новый путь в Новый год или что делать, если Дед Мороз.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Коррекционно — развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет с ОНР
Опубликовано: 21 апреля 2017 в 20:52
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Весенний КВН для детей и родителей в подготовительной группе
Весенний КВН в подготовительной группе Команда детей подготовительной группы и команда родителей Цели: развивать познавательный интерес детей; закреплять...
Мастер-класс по изготовлению шапочки для сказки «Колобок» в технике папье-маше
Здравствуйте, сегодня мне бы хотелось поделится с Вами идеей создания шапочки персонажа для театрализованной деятельности в детском саду в технике...
Проект «Здравствуй, музей» для дошкольников
проект «ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЕЙ! » Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное развитие в рамках...
Фотоотчет «День борьбы с туберкулезом» в детском саду
Ежегодно по инициативе Всемирной организации здравоохранения 24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. История проведения этой акции...
Фотоотчет «Огород на окне»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! За окном еще лежит снег, а в каждой группе на подоконниках уже свой огород. Конечно же, мы знаем , что большое значение...