Получи документы

Коррекционно-развивающие технологии по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня в современной логопедической практике

Симоненко Светлана Сергеевна
Коррекционно-развивающие технологии по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня в современной логопедической практике

УДК 376

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Симоненко С. С., воспитатель

МБДОУ «Шахтерский Я/С №7»

г. Шахтерск, Донецкая Народная Республика

Публикация «Коррекционно-развивающие технологии по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня в современной логопедической практике» размещена в разделах

Вступление. Основная задача коррекционно-развивающего обучения в области специального образования – развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Это обусловлено тем, что ее социальная значимость и функция в формировании личности ребенка с речевыми нарушениями очень важна. Непосредственно в связной речи реализуется главная, коммуникативная, функция языка и речи.

Основная часть: В современных психолого-педагогических исследованиях говорится о том, что умения и навыки связной речи при самопроизвольном их развитии в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи не доходят до уровня, необходимого для полноценного обучения ребенка в школе, его социализации в социуме [3].

В. П. Глухов предложил систему обучения детей рассказыванию в несколько стадий, которые предусматривают овладение детьми навыков монологической речи в следующих формах : составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества. Данные формы обучения рассказыванию помогают детям развивать их собственную фантазию, за счет того, что ребенок сам придумывает сюжет рассказа, придумывает начало или конец рассказа, делает выводы и умозаключения [6].

Л. Н. Ефименкова классифицирует приемы работы по развитию речи детей с общим недоразвитием речи и предлагает поделить всю коррекционную работу на три стадии или этапы. На каждом из этапов проводится работа по развитию лексики, фразовой речи, связной речи. Развитие связной речи – основная задача третьего этапа. Работу следует начинать с понятия о слове, связи слов в предложении. Начинать учить дошкольников с ОНР нужно с точного пересказа, потом выборочного и творческого. Далее ребята должны сделать анализ текста. В конце работы над развитием связной речи детей нужно научить составлению логичного рассказа на основе своего личного опыта [1].

Л. Н. Ефименкова [2] рекомендует структуру упражнений по развитию речи, где реализуется постепенный переход от простого нераспространенного предложения к распространенному, после этого уже непосредственно идет составление рассказов, пересказов. Эти задания обладают творческим направлением и помогают развивать в ребенке творческие способности.

Работая над развитием связной речи детей с ОНР Т. А. Ткаченко рекомендовала авторский метод обучения, на занятиях используется наглядный материал и схема рассказа. Задания должны строиться по принципу от простого к сложному, с постепенным убиранием наглядности и планов высказываний. Последовательное использование этого метода, в основном, положительно влияет на развитие связной речи тех детей, которые вообще не умели логично и развернуто составлять рассказ [12].

Детям интересен такой вид деятельности, а, следовательно, они охотно будут заниматься и развивать свою связную речь. Рассказ по схеме или мнемотаблице, поддерживает логичность и последовательность высказывания, а постепенное усложнение этих заданий поможет формированию самостоятельной и рассудительной речи ребят.

Развитие связной речи старших дошкольников включает в себя следующие умения [7] :

пересказать художественный текст;

выстроить описательный, повествовательный и творческий рассказ;

составить изложение - рассуждение;

составить рассказ, руководствуясь личным жизненным опытом.

Для выработки этих умений рекомендуется применнять игровые и здоровьесберегающие технологии, мнемотехника, синквейн, что делает обучение содержательным, увлекательным и развивающим [4].

Одной из таких методик является игровая деятельность для дошкольников с общим недоразвитием речи.

Игра интересна ребенку, и все новое, что он узнает во время игры, станет более понятным и надолго останется в его памяти. К. Д. Интерес ребенка к игре Ушинский объяснял так: «Для ребенка игра — это реальность, которая гораздо интереснее той, которая его окружает. Ему интереснее, потому что понятнее; и для него это яснее, потому что отчасти это его собственное творение.

Коррекционная работа по формированию связной речи у детей с ОНР III уровней среднего дошкольного возраста происходит по следующим направлениям:

1) формирование и развитие импрессивной речи;

2) формирование и развитие экспрессивной речи.

В первую очередь указанные направления необходимо отрабатывать на уровне предложения, а затем – Связного высказывания из нескольких (2-3) предложений.

Таким же образом проводится и работа по формированию Связного контекстного высказывания. С этой целью логопед вместе с детьми рассматривает сюжетные картинки или их серию и задает вопросы для определения понимания связей между элементами ситуации. На этом этапе педагог может произносить начало предложения, а ребенок заканчивает его, добавляя одно-два слова самостоятельно. Например: зимой дети лепят. (снежную бабу). Они радуются зиме, катаются. (на санках). Далее дети самостоятельно составляют небольшой рассказ, опираясь на вопросы логопеда.

Отработка таких упражнений дает возможность перейти к более сложных задач: самостоятельном составлении предложения по рисунку, по опорными словами. Так же и на основе связного текста. Педагог составляет небольшой рассказ, дети добавляют необходимые предложения, опираясь на вопросы педагога. Затем с опорой на вопросы педагога самостоятельно составляют рассказ, за тем составляют рассказ без опоры на вопросы. В таком же плане отрабатывается пересказ прочитанного текста с опорой и без опоры на наглядность. Совершенствование навыка диалогической и монологической речи происходит в процессе предметно-практической деятельности в форме диалога, вопросов, подсказок и без таких на специальных занятиях и вне их в игровой форме.

В старшей группе для детей с III уровнем ОНР требования к их речевым возможностям растут. Детей учат творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием сложившихся представлений и знаний.

В процессе формирования связной речи у детей совершенствуются навыки описательных рассказов, пересказа произведений украинской литературы и народного творчества. Дети учатся составлять различные типы текстов с соблюдением целостности и связности высказывания. Наряду с этим происходит обучение детей творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием сложившихся представлений и знаний.

Вывод: Таким образом, все вышеупомянутые методики надо использовать в коррекционно-развивающей работе при формировании связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В современно теории и практике существует множество методических разработок, но поиск технологий для преодоления нарушения развития связной речи у дошкольников с ОНР III уровня остается актуальной и требует дальнейшего исследования.

Список использованных источников:

1. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. №7. С. 35-38.

2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн. - метод. пособие. СПб. : Детство-пресс, 2003. 144 с.

3. Воробьева В. К., Беляковой Л. И. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией. Недоразвитие и утрата речи. М. : Изд-во МГПИ им. Ленина, 1985. 88 с.

4. Выготский Л. С. Детская речь. М. : Просвещение, 1996. 420 с.

5. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М. : ACT : Астрель, 2005. 351 с.

6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : АРКТИ, 2004. 168 с.

7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников : Дети с общим недоразвитием речи : Кн. для логопеда. М. : Просвещение, 1985. 112 с.

8. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учеб. метод. пособие. М. : Соц. -полит, журн., 1994. 96 с.

9. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М. : МГУ, 1975. 65 с.

10. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития : пособие для учителя. М. : Просвещение, 1985. 176 с.

11. Синцова А. А. Занятия по развитию речи. М. : Чистые пруды, 2006. 359 с.

13. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М. : "Издательство ГНОМ и Д", 2003. 112с.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках»Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках» «Театр на липучках» Сказки Владимира Сутеева Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи по сказке В. Сутеева «Под грибом» в средней логопедической группеКонспект интегрированного занятия по развитию связной речи по сказке В. Сутеева «Под грибом» в средней логопедической группе Конспект интегрированного занятия с детьми средней логопедической группы по связной речи «Волшебное путешествие» по сказке В. Сутеева «Под.

Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий»Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению.

Конспект занятия по развитию связной речи «Где зимуют зайцы?». Подготовительная группа для детей с ОНР Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Знакомство со стихотворением Н. П. Притулиной.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающие технологии по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня в современной логопедической практике
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 10:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающие технологии по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня в современной логопедической практике» (включая файлы) размещена пользователем Симоненко Светлана Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.

17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД