Папки-передвижки

Курсовая работа «Организационно-содержательные условия использования наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

Рита Ефанова
Курсовая работа «Организационно-содержательные условия использования наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»

ОРГАНИЗАЦИОНННО – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВВЕДЕНИЕ

В конце XX начале XХI вв. заметно ухудшилась экологическая обстановка, что чревато возникновением глобального экологического кризиса. Ухудшение экологической обстановки в первую очередь произошло из-за деятельности человека, его необдуманного использования природных ресурсов.

Публикация «Курсовая работа „Организационно-содержательные условия использования наблюдений в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают знакомиться с растительным и животным миром, с различными природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе. Уже тогда необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано.

Воспитанию бережного и заботливого отношения к природе (на примере растительного и животного мира) посвящены исследования В. Г. Грецовой, М. К. Ибраимовой, З. П. Плохий, И. А. Комаровой.

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Объект исследования: процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: наблюдение как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цели исследования: спроектировать работу по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием наблюдений.

1.1 Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста

Именно в детстве человек особо внимателен к отношению окружающих его взрослых к реальному миру.

Если внимательно относиться к потребностям ребёнка, то вырастает человек с чувством собственного достоинства, уважающий окружающих, их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия, которые прилагает ребёнок, чтобы научиться быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим. Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Воспитывает малыша не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений.

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды - одна из важнейших. Задача воспитателя детского сада на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому [12].

В настоящее время человечество осознало, наконец, всю сторону экологического кризиса. Важная роль в решении экологических проблем принадлежит системе образования. Это значит, что должно быть всеобщее экологическое образование, целью которого является становление экологической культуры личности ребенка.

«Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе», – толкует экологический словарь. [12]

Иными, словами: экологически образованный человек понимает, что природа – такое же живое существо, как и он сам. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание достаточно новое направление, призванное формировать основы экологической направленности личности, осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, к человеку как живому существу, к своему здоровью и окружающей среде. Ф

Дошкольный период - это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природе. Такое отношение строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к природе, знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды.

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательное отношение к живому, эмоциональная отзывчивость, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботиться о живых существах, создавать условия, необходимые для жизни. [13]

Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах. Все эти знания мы черпаем из художественной литературы, рисунков с изображением животных, но самое главное - из непосредственного общения с животными.

Именно экологические знания дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым; кроме того, у дошкольника формируются основы теоретического мышления. Практика работы показывает : чтобы изучать окружающий мир, наиболее рационален и продуктивен экологический подход.

1.2 Понятие, виды и значение метода наблюдений в развитии детей дошкольного возраста

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов окружающей действительности в природе, в процессе, которого выделяют общие отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определённые выводы.

Наблюдение - это один из основополагающих методов в изучения природы. Н. К. Крупская говорила о том, что необходимо увлекать детей в первую очередь естественно-научными дисциплинами, которые в силу метода познания приводили к методу взаимосвязи и закономерности явлений. Крупская считала, что природа - это первый воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить красоту природы. [30].

Наблюдение рассматривается, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия наблюдения он связывает с содержанием наблюдения, что может и должен видеть ребёнок, какие особенности объекта в природе должен замечать. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Виды наблюдений : наблюдение длительное и кратковременное, сравнительное и повторное, распознающего характера, репродуктивного характера, за изменением и преобразованием объектов, цикличные наблюдения.

Целью длительных наблюдений является знакомство детей с изменениями состояния одного и того же объекта, с процессом его развития.

Данный вид наблюдения является необходимым для развития мыслительной деятельности ребёнка, а именно таких функций мыслительной деятельности как установление причинно-следственных связей, различение, выявление наиболее существенных признаков того или иного явления. Для проведения длительного наблюдения, как правило подбираются объекты, которые находятся в стадии изменения и преобразования (цветов, выращиваемый в уголке природы или в цветнике, строительство дома и т. д.).[11]

Для развития мышления детей также особую ценность представляют и сравнительные наблюдения. Данный вид наблюдения выражается в том, что детям предлагается для сравнения несколько объектов. Для детей среднего дошкольного возраста предлагаются два наблюдаемых в данный момент объекта: например, разные деревья в парке, двух разных птиц.

Для старших дошкольников можно предлагать сравнивать непосредственно наблюдаемый объект, с другим, который в данный момент ребёнок не видит (сравнение по представлению) : например, пруд и река, парк и лес, автобус и троллейбус.

Цикличное наблюдение - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада.

Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении, условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. [8]

Знаменитый отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности[18].

Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определённых знаний как отправных моментов наблюдений.

Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако еще небольшие опыт и знания маленького ребёнка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей.

С другой стороны, в высшем своём проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С. Л. Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребёнок, какие особенности объектов природы замечать. С. Л. Рубинштейн считает, что для ребёнка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребёнка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация, как частей, так и целого. Эти положения имеют решающее значение для экологического воспитания дошкольников - познания ими в процессе наблюдений различных объектов, взаимосвязей в природе, познания специфики живого. [10]

Таким образом, наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. .

1.3 Условия реализации экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования наблюдений

Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические.

В дошкольном учреждении необходимо создание эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОО. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов.

Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание.

В группе должен быть создан природный уголок, в котором должны быть

определённые растения, соответствующие данному возрасту, а так же должно быть оборудование в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности. [24].

Руководство наблюдением складывается из подготовки педагога и детей, проведения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений. Воспитателю необходимо знать особенности организации наблюдения.

Прежде всего, воспитатель определяет место наблюдения, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой, которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности.

Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. При этом, чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, воспитателю необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы, знать и учитывать биологические особенности живых существ.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений. Необходимо продумать и организацию детей (разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем).

Вывод по главе 1

Экологическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического воспитания считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Одним из главных методов в экологическом воспитании детей является наблюдение. С его помощью ребёнок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Для грамотной организации наблюдения, и повышения качества экологического воспитания, необходимо соблюдать этапность как в подготовке к проведению наблюдения, так и в самой деятельности.

2. Исследования уровня экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста проводился на базе МАДОУ МО

Диагностика экологического воспитания составлена с учетом требований, предъявляемых «Программой обучения и воспитания в детском саду» по редакцией М. А. Васильевой, В. В, Гербовой, Т. С. Комаровой. Для диагностики экологического воспитания детей использовалась диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В, Гербовой, Т. С. Комаровой, разработанные Н. Б. Вешинининой которые представлены в виде вопросов, игр, упражнений. За ответы на диагностические задания выставляются баллы:

3 балла – ребенок безошибочно и правильно выполняет диагностическое задание;

2 балла – ребенок затрудняется выполнять диагностические задания, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на дополнительные задания;

1 балл – ребенок не может выполнить диагностическое задание, затрудняется выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно-следственные связи, не может обосновать свой ответ.

После проведения диагностических заданий баллы по каждому направлению суммируются и определяется уровень освоения программы по экологическому воспитанию :

Н - Низкий уровень- ребенок плохо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 8-12 баллов

С - Средний уровень – ребенок хорошо освоил программу, набрал по диагностическим заданиям 10-15 баллов

В - Высокий уровень ребенок освоил программу полностью, набрал по диагностическим заданиям 16-18 баллов

В диагностике участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения диагностики был изучен диагностируемый материал, разработанный С. Н. Николаевой. Данная методика была адаптирована к конкретному эксперименту.

Подобранные диагностические задания (в формате дидактических игр) были направлены на определение:

- уровня знаний о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе;

- уровня знаний о растительности (леса, луга, сада, поля);

- умения объяснить экологические связи в природе.

1. Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?».

Материал: условные обозначения правил поведения в лесу или художественное слово.

Задание.

- Рассмотри карточки с условными обозначениями правил поведения в лесу и расскажи, что означает каждый знак.

Что произойдет (происходит, если нарушать эти правила?

Задать уточняющие вопросы:

1. Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?

2. Как сохранить живые цепочки в природе?

3. Что будет, если исчезнут все цветы?

4. Что будет, если исчезнут все деревья?

5. Что будет, если исчезнут все птицы?

3 - балла - ребенок без затруднений составляет цепь питания, объясняет экологические зависимости; знает правила поведения в лесу; устанавливает связи и взаимодействия человека с природой.

2 - балла - ребенок составляет цепь питания с помощью воспитателя, может объяснить экологические зависимости; хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи уточняющих вопросов.

1- балл - ребенок не имеет представлений об экологических зависимостях, не может составить ни одной цепочки даже при активной помощи взрослого.

2. Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе».

Цель: умение классифицировать обитателей земли, воздуха, воды.

Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, одуванчика, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цветов

Вопросы:

Где в природе есть вода? Чем отличается вода в морях и океанах от вод речной, озерной?

Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?

Как воду сделать чистой? Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вся вода?

Какие свойства воды ты знаешь? (Прозрачность, принимает любую форму, растворяет вещества; может быть жидкой, твердой, паром.)

Что такое воздух? Кто дышит воздухом?

Кто живет в воздухе? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым?

Почему нужно бороться за чистоту воздуха?

Как ты думаешь, что такое почва? Какие бывают почвы? Какое значение для растений, животных и человека она имеет? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам, не вытаптывать траву?

3 балла - ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, безошибочно выполняет задания дидактической игры и устанавливает причинно-следственные связи.

2 балла - отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения.

Безошибочно выполняет задание дидактической игры. С помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинно- следственные связи.

1 балл - ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество, ошибок не устанавливает причинно-следственных связей.

3. Дидактическая игра «Что где растет?».

Цель: умение узнавать и называть о растениях леса, поля,луга

Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля.

Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, василек, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).

4. Дидактическое упражнение «Что ты знаешь о растениях луга, поля?»

Задания:

1. Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно.

2. Назови очень высокие деревья в лесу, деревья средней высоты, низкие деревья, кустарники, низкие растения леса. Какие деревья называют хвойными, а какие лиственными? Назови лекарственные растения.

3. Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? Поле?

3 балла - ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ.

2 балла - имеет достаточные знания о растениях леса, сада. Допускает ошибки при определении растений поля и луга.

1 балл - имеет слабые представления о растениях леса, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту их произрастания.

Высокий уровень - 16-18 баллов; средний уровень - 10-15 баллов; низкий уровень - 6-9 баллов

3 балла – ребенок безошибочно и правильно делает диагностическое задание;

2 балла – ребенок затрудняется выполнять диагностические задания, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на дополнительные задания;

1 балл – ребенок не может выполнить диагностическое задание, затрудняется выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок.

Результаты диагностики экологической воспитанности представлены в формате таблицы. Все результаты проведенных методик фиксировались, а также подвергались анализу и последующей интерпретации (см. Таб. 2.2.1)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическое воспитание представляет собой сложный общественный процесс, зависящий от семьи, от примера старших, от правильной, системы воспитания и обучения детей в детском саду. Именно экологические знания раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым; кроме того, у дошкольника формируются основы теоретического мышления.

Одним из методов экологического воспитания дошкольников является метод наблюдения. Его использование позволяет ребенку совершать самостоятельные умозаключения об особенностях объектов живой и неживой природы, условиях для их существования. Также, благодаря разнообразию видов, воспитателем может быть подобран определенный, для решения узконаправленных задач воспитательно-образовательного характера по экологическому воспитанию старших дошкольников.

Однако, для организации наблюдений со старшими дошкольниками в ДОО необходимо обладать знаниями о методике их проведения, а также о необходимых условиях развивающей предметно-пространственной среды группы и участка. Только при соблюдении всех требований и условий, использование данного методы в формировании экологических знаний может оставаться целесообразным и продуктивным.

Публикации по теме:

«Про белку» — Победа в экологическом конкурсе. (Работа с родителями и социумом)«Про белку» — Победа в экологическом конкурсе. (Работа с родителями и социумом) В рамках Международной экологической акции "Марш парков - 2015" природный парк ХМАО-ЮГРА "Сибирские увалы" объявлял следующие конкурсы:.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Консультация «Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ» Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных этапах развития ребенка с ОВЗ, так же, как и включенность в их обеспечение.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ как новое направление в воспитании дошкольников «Создание условий для ЗОЖ в системе ВОР ДОУ через здоровьесбережение» Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Курсовая работа «Организационно-содержательные условия использования наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 13:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД