Получи документы

Логопедическая ритмика в детском саду (3 фото)

Ирина Бендерская
Логопедическая ритмика в детском саду

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска

«Детский сад комбинированного вида №34»

Опыт работы по теме Логопедическая ритмика в детском саду.

Учитель – логопед : Бендерская Ирина Николаевна

Пространство и время наполнены материей,

подчиненной законам вечного ритма.

Эмиль Жак-Далькроз

1. ВВЕДЕНИЕ.

1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ.

Публикация «Логопедическая ритмика в детском саду» размещена в разделах

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека.

В педагогическом аспекте ритмика (от греческого rhytmikjs- относящийся к ритму. Равномерный) – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой.

В начале двадцатого века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькороз. Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики. Ученики должны упражняться в координации своих движений с движениями музыки, поскольку именно в музыке имеется идеальный образец идеального движения. Музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением. Создаются правильные моторные привычки и способности не только производить ритмичные движения, но и представлять, воображать совершенно четко всевозможные временно-пространственные соотношения, которые в любой момент могут быть и выполнены с той же четкостью. В нашей стране система музыкально-ритмического воспитания разрабатывалась Н. Г. Александровой, В. А. Гринер и др.

Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц-антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа. Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента.

Логопедическая ритмика выделилась, как способ речевой коррекции при заикании, афазии. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово.

Логопедическая ритмика связана с общей теорией физического воспитания, общей и дошкольной педагогикой, общей и детской психологией, дефектологией, которые изучают закономерности развития взрослых и детей, влияние двигательных упражнений на психику человека (ребенка, а также законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия в норме и при речевой патологии. Знание возрастных и индивидуальных психологических особенностей человека (представления, память, мышление и др.) позволяет правильно подбирать приемы обучения и воспитания и достигать эффективных результатов в процессе логоритмических занятий. При решении задач логоритмического воспитания используются методы и приемы обучения и воспитания, разработанные педагогикой.

Логоритмика способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально-ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения. На занятиях ритмикой используется бег, прыжки, игровые упражнения, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения.

Коллективность в проведении ритмических занятий обеспечивает формирование подражательных действий, появление ориентировки на общий ритм движений, воспроизведение действий по образцу и моделирование действий по аналогии. Кроме того, это способствует повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений.

Действительно, интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных (чувственное восприятие) и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений – ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных).

Развитие ритмической способности находится в тесной связи с формированием пространственно-временных представлений. Каждое движение, осуществляясь в системе пространственных координат, обеспечивается определенным уровнем развития зрительно-моторной координации и оптико-пространственных связей, т. е. совокупной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Восприятие времени реализуется благодаря совокупной деятельности слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Таким образом, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими структурами. В то же время уровень развития межанализаторной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. В онтогенезе последовательное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формирования.

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом логопедической ритмики являются – особенности моторных и речевых функций лиц с речевыми нарушениями, а также средства Логопедической ритмики.

Цель – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.

1.2 АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ.

В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи. В ходе общего развития к пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. Однако в ряде случаев к началу старшего дошкольного возраста при сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматических средств языка может значительно отличаться от нормы

2. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В арсенале воспитателей и музыкальных руководителей имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики, однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребенком чувство ритма. Например, многие не знают, что проводимая на занятиях динамическая пауза (физминутка) благотворно воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища.

Попытки внедрять различные модели оздоровительных, коррекционно-развивающих программ, новые формы занятий, предлагаемых различными авторами без учета возможностей дошкольного образовательного учреждения и знания контингента занимающихся, не приводят к желаемым результатам. Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. В этой связи разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции средствами логопедической ритмики дошкольников с речевыми нарушениями является актуальной задачей, требующей своего решения.

В процессии работы пополняются и обогащаются пособия, игры, подбираются новые аудио- и видео- материалы по теме, что вносит разнообразие в занятия. В результате учитываются индивидуальные потребности ребенка. Связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения ими образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности логопедической ритмики заключаются в следующем:

- в создании благоприятных условий для тренировки или процесса торможения, или процесса возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы;

- в благотворном влиянии на детей точной дозировкой раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают у них дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;

- в выявлении индивидуального ритма человека и ритма данного коллектива во всем многообразии мимико-двигательных проявлений, в установлении соответствия ритма данного индивида с оптимальным биологическим ритмом детей данного возраста;

- в упорядочении и усовершенствовании протекающих двигательных, ритмических процессов у детей, развитии умения сосредоточения. Этому способствует коллективное выполнение заданий, при котором слабым членам коллектива помогает выполнить ритмическое упражнение подражание другим.

Какие задачи реализуются на логоритмических занятиях?

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

• уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

• развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

• расширение лексического запаса;

• развитие слухового внимания и зрительной памяти;

• совершенствование общей и мелкой моторики;

• выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;

• развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения;

• развитие правильного дыхания.

Опыт показывает, что тесная взаимосвязь в работе педагогов ДОУ повышает эффективность преодоления нарушений моторики и речи дошкольников, способствует овладению правильной, чистой речью, формирует уверенность в себе, развивает мышление, коммуникативные качества, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе.

Музыкально-двигательные средства логопедической ритмики

Ходьба. Ходьба - автоматизированный моторный акт, при котором четко координируются движения рук и ног. Она используется на каждом занятии на протяжении всего курса как вводное упражнение. От занятия к занятию дети осваивают все более сложные виды ходьбы.

Сначала дети осваивают ходьбу и маршировку по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Регуляция мышечного тонуса - это способность напрягать или расслаблять мышцы. Такие упражнения используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.

Упражнения на развитие дыхания. Эти упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха.

Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Эти упражнения, развивая движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позже под речевое сопровождение, движение пальцев соответствует тексту.

Упражнения на развитие чувства темпа. Темп - это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего, отрабатываются два темпа движений - медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.

Упражнения с элементами танцев. Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) и русского народного танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»).

Заключительные упражнения. Эти упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок, выполняем в конце логоритмического занятия. Используем разные виды упражнений: ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общеразвивающие упражнения.

Двигательно-речевые средства логопедической ритмики

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.

Упражнения на развитие фонационного дыхания. Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе произносятся сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихотворений.

Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной) следует согласовывать с движениями рук, ног и туловища. В стихотворении должны быть глагольная лексика, сюжет и действующее лицо. Учитывается возраст детей, их речевые и двигательные возможности.

Упражнения на развитие речевого внимания. Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

Таким образом, логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение теоретических аспектов развития моторной сферы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обнаруживает, что данная проблема представляет большой интерес для физиологов, психологов и педагогов, так как движения всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития. У детей с ОНР речевое развитие протекает замедленно и неравномерно, своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более заметными.

Двигательная сфера старших дошкольников с ОНР характеризуется своеобразием развития, проявляющимся в диспропорции всех компонентов моторики и различных параметров каждого из компонентов. В психическом облике детей с ОНР видны отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами логопедической ритмики. Динамика в развитии психомоторики позволяет адекватно оценивать зону ближайшего развития, а анализ и оценка речевой деятельности ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая логопедическую ритмику. Нормализация речи в сочетании с активной психомоторной, познавательной деятельностью исправляет общее недоразвитие речи за более короткие сроки.

Литература

Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика //Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. /Под ред. Г. В. Волковой. – СПб. ,2005.

Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. – М. ,2006.

Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб. ,2008.

Логопедическая ритмика в детском саду
Фото №1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г Фото №2 Хабаровска Детский сад комбинированного вида Опыт работы по теме
Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Консультация для родителей «Ритмика в ДОУ»Консультация для родителей «Ритмика в ДОУ» Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является.

Консультация для родителей «Сидим дома. Весёлая ритмика для всей семьи»Консультация для родителей «Сидим дома. Весёлая ритмика для всей семьи» Консультация для родителей «Сидим дома. Весёлая ритмика для всей семьи» Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Макетирование в детском садуМакетирование в детском саду Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности.

Тимбилдинг в детском садуТимбилдинг в детском саду Одной из актуальной проблемой современной педагогике является: 1. Проблема готовности ребёнка к различным видам деятельности ; 2. Творческое.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Всем известно,что самой уязвимой категорией участников дорожного движения являются дети. Максимально защитит их от возможной беды.

Выпускной в детском садуВыпускной в детском саду Ведущая (Звучит музыка) Вот от чего –то зал притих, В глазах восторг и грусть немного Пусть зал сейчас запомнит их : Кокетливых и озорных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая ритмика в детском саду
Опубликовано: 16 февраля 2021 в 08:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД