Папки-передвижки

Логопедическая ритмика в современных условиях работы с детьми с ТНР

Евгения Иванова
Логопедическая ритмика в современных условиях работы с детьми с ТНР

Логопедическая ритмика в современных условиях работы с детьми с ТНР

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Но и формирование двигательных навыков в свою очередь происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, а в особенности ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации движений, общей и мелкой произвольной моторики. Кроме того, с их помощью развиваются правильный речевой слух и речевая память, темп речи, речевое дыхание.

Публикация «Логопедическая ритмика в современных условиях работы с детьми с ТНР» размещена в разделах

Логоритмические занятия являются неотъемлемой частью комплексного воздействия по преодолению различных речевых нарушений при задержке психического развития и системных недоразвитиях речи. Логоритмика включает в себя занятия, основанные на взаимодействии двигательной активности, речи и музыки. Движение помогает понять и запомнить слово. Речь и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что помогает им адаптироваться к условиям окружающей среды, способствует развитию их познавательной активности. Включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению речевого недоразвития различного генеза у младших школьников обеспечивает дополнительные возможности для их успешного развития и обучения.

Музыка, как эффективное организующее средство воздействия, издавна использовалась в терапевтических целях. Например,

В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребенка. Система музыкально-ритмических движений была разработана швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Она широко используется во многих странах, особенно в области дошкольного и начального школьного образования. Применением сочетания ритма, музыки и движения композитор решал задачу "воспитания ритма с помощью ритма" (сначала у музыкантов, а затем, используя специальные упражнения, вырабатывал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. В комплексе упражнений Жак-Далькроз считал музыку руководящим и формирующим принципом. По его словам, это необходимо потому, что нотная система дает возможность точно и четко указывать на бумаге длительность движений, шагов и жестов. Кроме ритма, как вспомогательного средства выражения, музыка обладает также звуком и гармонией, и тело должно передавать все богатство оттенков выражения только посредством ритмических вибраций. Ритмика по системе Жака-Далькроза, основанная на принципе заинтересованности и доступности, широко применяется в работе с детьми, нуждающимися в двигательной и речевой реабилитации.

Дети с ЗПР характеризуются слабо развитой произвольной сферой (способностью сосредотачиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по шаблону и др.). Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения плохо сбалансированы. Многие авторы отмечают, что у детей с ЗПР часто наблюдается недостаточное развитие различных видов движений и моторики: движения плохо скоординированы, неуклюжи и нечетки, снижена четкость и скорость, отсутствует ритм и плавность. Поэтому развитие ритмичности у дошкольников с задержкой психического развития абсолютно необходимо.

Курс логоритмических занятий должен быть направлен прежде всего на развитие психических процессов (внимания, различных видов восприятия, памяти, мышления) и двигательной сферы дошкольников. Дети постепенно учатся преодолевать трудности и проявлять волевые усилия, контролировать свои мышцы, движения, учатся напрягаться и расслабляться, что вырабатывает правильную осанку. Занятия планируются и организуются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе.

Особую важность имеет игровая составляющая, так как она помогает поддерживать внимание и интерес на протяжении всего занятия. Использование речевого материала в стихотворной форме способствует более легкому овладению движением, так как ритм стихотворения помогает поддерживать ритм движений.

Разнообразие приемов логопедической ритмики помогает решать следующие задачи: развитие оптико-пространственных, гностико-праксических, слуховых функций, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекцию эмоционально-волевой сферы и функциональной системы речи.

Оптимальные результаты логоритмических занятий в работе с дошкольниками с задержкой психического развития обеспечиваются при соблюдении следующих требований:

- психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности и с обязательным учетом общего физического развития ребенка;

- проводимое занятие должно быть связано с целями и задачами логопедических занятий;

- в основном должны использоваться простые игровые и двигательные приемы, доступные детям, которые вызывают у детей большой интерес и активизируют их;

- обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития, двигательных навыков каждого ребенка;

- при невозможности для ребенка групповых занятий необходима индивидуальная отработка приемов с последующим введением ребенка в общие занятия.

В настоящее время использование логопедической ритмики рассматривается в литературе как эффективное средство работы с различными нарушениями психомоторных и сенсорных функций у лиц с речевой патологией через систему движений в сочетании с музыкой и речевым сопровождением. Систематическое, последовательное применение приемов логоритмики дает положительную динамику в коррекции психических процессов и речи у дошкольников с задержкой психического развития и помогает облегчить и организовать коррекционную работу при системных недоразвитиях речи.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях» В современном мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Работа с родителями в современных условияхРабота с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУВзаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая ритмика в современных условиях работы с детьми с ТНР
Опубликовано: 20 июля 2022 в 15:45
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД