Лучший педагог года

Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики

Наталья Власова
Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики

В современном обществе все чаще звучит термин «инклюзивное образование». В основе его лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Оно направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности, повысив эффективность обучения и воспитания.

Публикация «Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики» размещена в разделах

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду, реализующему сопровождение детей в инклюзивном образовательном пространстве, Это касается всех направлений деятельности: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.

Целью моей работы в МАДОУ детский сад №25 «Матрешка». является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала детей с особыми образовательными потребностями. Я работаю в логопедической группе с детьми, имеющими диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. Работая над формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей ОНР, можно добиться определённых результатов.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. По моим наблюдениям у детей улучшается состояние артикуляционной моторики, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей.

Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного возраста ребенка. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

«Игры с карандашами». Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Ребенок должен намотать верёвочку на карандаш при этом карандаш не крутится, а веревочка наматывается, в процессе наматывания верёвки автоматизируется поставленные звуки в речи.

«Игры со счетными палочками»

Помимо выкладывания фигур из счётных палочек можно выкладывать буквы и слоги, поднимать ее со стола большим пальцем и мизинцем.

«Игры с прищепками»

Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой.

«Сухой пальчиковый бассейн».

Проведение пальчиковой гимнастики в таком бассейне способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис.

Использование такого тренажера позволяет максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

«Игры с бусинами».

В работе по развитию звуко-слогового анализа использую веревку с бусинами. Ребенок нанизывает столько бусин, сколько слогов в слове.

«Колючий коврик».

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать данный тренажер на логопедических занятиях.

«Су-джок терапия».

При работе с массажными шариками су-джок происходит воздействие на биологически активные точки и стимуляция речевых зон коры головного мозга.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.

Список литературы:

Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. -М. :ТЦ «Сфера», 2003.- 88с.

Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400с. //[Электронныйресурс]/ Режимдоступа:https://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-107.shtml

Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с. ;

Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжё лыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребё нок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. –М. : Центр лечебной педагогики,1999. –Вып. 2 -44–52с. 3.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. / Бондаренко А. К. - 2_е изд., дораб. - М. : Просвящение, 1991.

4. Венгер Л. А. ,Мухина В. С. Детская психология. / Венгер Л. А. ,Мухина В. С. - М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребё нка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М. : Просвещение, 1987.

Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М. : Айрис-пресс,2004.-48с.

Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком. - М. : Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.- 88с.

Жукова Н. С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников : Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;

Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М, 1977.

Максаков А. И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М. : Просвещение, 1983. – с. 32-35;

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М. : Просвещение, 1983.– 144 с. ;

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр игровых упражнений. — М. : Книголюб, 2008.-128с.

Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях : Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М. : Просвещение, 1991.– 208с.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Рецензия на логопедическое занятие с подгруппой детей старшего дошкольного возраста Тема: Звук [ы] Дата: 29.10.2018 Направленность: речевое развитие, коррекция речевого развития Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа) Количество.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики
Опубликовано: 26 января 2020 в 15:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД