Получи документы

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Звук [Ж]. Буква Ж»

Ольга Игнатьева
Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Звук [Ж]. Буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе для детей с ОНР

«Звук Ж. Буква Ж»

Подготовила и провела

учитель-логопед: Игнатьева О. В.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух. «Речевое развитие»

Публикация «Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР „Звук [Ж], Буква Ж“» размещена в разделах

2. Развивать диалогическую речь в процессе беседы. «Речевое развитие»

3. Развивать монологическую речь при проговаривании стихов. «Речевое развитие»

4. Развивать восприятие художественной литературы, посредством чтение стихов и рассказа о весне. «Художественно-эстетическое развитие»

5. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики. «Физическое развитие».

6. Развивать познавательную деятельность.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Познакомить детей со звуком Ж, его характеристикой с опорой на артикуляционные и акустические признаки. «Познавательное развитие»,

2. Познакомить с буквой Ж. «Познавательное развитие»,

3. Формировать первичное представление об объектах окружающего мира. «Познавательное развитие»

4. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку к овладению грамоте. «Речевое развитие»

5. Обогащать и активизировать словарь детей. «Речевое развитие»

6. Формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы. «Художественно-эстетическое развитие»

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу. «Социально - коммуникативное развитие»

2. Развивать навык общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. «Социально - коммуникативное развитие»

Методы и приемы:

*Практические: Дидактические игры «Повтори, не ошибись», «Подружи буквы», «Загадочный кубик», «Большой - маленький», «Раздели на слоги», «Прочитай по первым буквам», пальчиковая гимнастика «Помоги жуку»

*Наглядные: Рассматривание буквы, картинок, видеофрагмента «Весеннего ручья.»

*Словесные: Рассказ о весне, беседа, рассуждения, чтение загадки, стихотворения о букве и жуке.

Материалы и оборудование: Картинки с изображением жука, ежа, зеркала, карточки для игры «Прочитай по первым буквам», фишки для составления схемы слов, карандаши, проектор.

Формы организации совместной деятельности.

Игровая

Дидактические игры «Повтори, не ошибись», «Подружи буквы», «Загадочный кубик», «Большой - маленький». «Раздели на слоги», «Прочитай по первым буквам»

Коммуникативная

Беседа о звуках. Составление предложений

Познавательно-исследовательская

Исследование (артикуляция звуков, рассматривание буквы.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение загадки, стихотворения о букве, о жуке.

Двигательная

Пальчиковая гимнастика «Помоги жуку»

Логика образовательной деятельности.

Педагог организует приветствие.

Создаёт благоприятный психологический климат.

Настраивает детей на занятие.

Целевые ориентиры

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Организует беседу.

Обращается к детям:

- Ребята, какое сейчас время Отвечают на вопрос.

года? (весна)

Дети рассматривают весенний пейзаж.

Целевые ориентиры

Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы.

И мы с весенним настроением начнём наше занятие.

Весной всё оживает. Вот и к нам сегодня кое-кто залетел. Отгадай те кто?

Логопед загадывает загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

Целевые ориентиры

Различает условную и реальную ситуации.

Предлагает выполнить упражнение на развитие правильного выдоха.

Давайте вместе подуем на жука, чтобы он закружился.

Логопед следит за правильностью выполнения.

Целевые ориентиры

Может контролировать свои движения, управлять ими.

Предлагает взять зеркала и выполнить

артикуляционные упражнения.

Развивает артикуляционную моторику.

«Окошко», «Вкусное варенье», «Чашечка».

Объявляет тему.

- Какой звук слышим в начале слова ЖУК?

- Звук [ж].

- Пожужжим как жуки.

- Ж-ж-ж.

Это любимый звук жука, о нём мы будем сегодня говорить.

Целевые ориентиры

Формируются начальные знания о природном мире.

Может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Знакомит с акустико-артикуляционным образом звука.

Обращает внимание детей на то как они произносят звук. Губы округлены и несколько выпячены вперёд. Зубы сближены. Широкий кончик языка приподнят к краю нёба. Кончик языка дрожит. Голосовые связки вибрируют.

При произнесении звука воздух встречает преграду? Значит он какой?

(Он согласный, звонкий, твёрдый). У звука Ж нет младшего братца. Звук «Ж» обозначается, синим цветом.

Целевые ориентиры

Может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Ребёнок проявляет любознательность.

Ребёнок проявляет самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Организует игру «Повтори не ошибись»Развивает фонематический слух. Закрепляет звук [ж] в словах.

Просит детей прослушать слова и повторить только слово со звуком Ж.

- шапка, жираф, кошка;

- сапоги, плащ, подснежник;

- журавль, мышонок, букашка;

- ручьи, грачи, медвежата.

Целевые ориентиры

Может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Ребёнок проявляет самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Проводит игру «Большой - маленький»

Формирует умение образовывать имена существительные с суффиксом – ОК. Закрепляет звук [ж] в словах.

Предлагает присесть на подушечки по кругу.

Даёт инструкцию: «Я буду катить мяч по очереди каждому из вас и называть большие предметы, а вы возвращайте мне мяч и называйте маленькие предметы.

Например: луг – лужок.»

флаг – флажок; шаг - шажок; снег - снежок; пирог - пирожок; берег- бережок; круг - кружок;

друг - дружок ; утюг - утюжок; сапог - сапожок; творог – творожок.

Целевые ориентиры

У ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Организует игру «Загадочный кубик».

Закрепляет звук в предложениях. Закрепляет умение согласовывать числительные с существительными, умение давать полный ответ. Объясняет инструкцию, передаёт кубик, задаёт детям вопросы.

- Сколько лапок у жука? – У жука шесть лапок.

- Сколько ног у жирафа?

- Сколько глаз у журавля?

- Сколько лап у медвежонка?

- Сколько ушей у жеребёнка?

- Сколько рук у художника?

(жираф, журавль, жук, художник, медвежонок, жеребёнок)

Целевые ориентиры

У ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Обладает элементарными представлениями из области живой природы.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью. Использует речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.

Организует релаксацию.

Формирует умение слушать собеседника.

Просит сесть удобнее, закрыть глазки и послушать звуки природы. Тихо читает текст о весне. «Наступила весна. Тает снег, щебечут птицы, радуясь первому теплу. Сотни маленьких ручейков сливаются в один журчащий ручей. Вода бурлит, пенится. Перекатывается по камушкам и веткам.»

Просит открыть глаза и ответить на вопрос: «Что можно пускать по весенним ручейкам?»

Целевые ориентиры

Ребёнок проявляет любознательность.

Может следовать правилам в разных видах деятельности.

Может использовать свою речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний.

Организует дидактическую игру «Раздели на слоги» Развивает слоговой анализ. Обращает внимание детей на кораблики с необычными парусами. Предлагает взять по одному кораблику, назвать картинку и разделить слово на слоги. (Жаба, ножницы, пиджак, ежи, жук, ножи)

Целевые ориентиры

У ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Ребёнок овладевает исследовательской деятельностью.

Знакомит с буквой Ж.

Формирует связь звука и буквы.

Спрашивает, какой буквой обозначают звук Ж. Показывает букву, читает стихотворение.

Букву Ж увидав,

Наклонился жираф:

Побежала буква вдруг.

Да ведь это просто жук.

Целевые ориентиры

У ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Ребёнок овладевает исследовательской деятельностью.

Организует игру «Подружи слова».

Формирует слоговой синтез. Закрепляет умение читать слоги.

Предлагает найти друзей для буквы Ж. И прочитать получившиеся слоги.

Дети в песке находят магнитные буквы, на магнитной доске составляют слоги и читают их.

Целевые ориентиры

Ребёнок проявляет любознательность.

У ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Организует пальчиковую гимнастику «Помоги жуку»

Развивает мелкую моторику рук.

Просит помочь жуку, подтянуть его к себе, накручивая ниточку, и проговаривая строки:

Жук упал, и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

Дети проговаривают стихотворение, накручивают ниточку на бигуди.

Целевые ориентиры

У ребёнка развита мелкая моторика.

Закрепляет букву Ж. Развивает графомоторные навыки. Предлагает на тарелочках с манной крупой пальчиком написать букву Ж.

Целевые ориентиры

У ребёнка складываются предпосылки грамотности.

У ребёнка развита мелкая моторика.

Организует игру «Прочитай по первым буквам»

Развивает звукобуквенный анализ и синтез.

Предлагает взять карточки с заданием и карандаши, назвать картинки, выделить первый звук в словах, вписать буквы в клеточки.

Просит прочитать слово и выложить звуковую схему фишками.

Дети работают с карточками.

Целевые ориентиры

Может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Рефлексия.

Просит вспомнить понравившиеся задания. Оценивает работу детей. От имени жука дарит детям медальки «Солнышко». Благодарит детей за работу.

Дети вспоминают этапы занятия. Отмечают понравившиеся задания.

Целевые ориентиры

Формируется умение адекватно оценивать свою деятельность.

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.

Используемая литература:

1. «Логопедия в детском саду для занятий с детьми 6-7 лет» Л. Н. Смирнова / Мозаика-Синтез / Москва 2007

2. «Занимательное азбуковедение для дошкольников» Г. П. Попова, В. И. Усачева / Учитель/ Волгоград 2007

3. «Конспекты логопедических занятий второй год обучения» О. Н. Лиманская /ТЦ Сфера/ Москва 2009

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Е» Цель: ознакомление детей с буквой «Е» посредством создания проблемно- игровой ситуации. Задачи: - закреплять знания о гласных и согласных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Звук [Ж]. Буква Ж»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 17:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Звук [Ж]. Буква Ж»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Игнатьева (УИ 240411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД