Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов МДОУ «Экологическое воспитание средствами опытно-исследовательской деятельности «Воздух-волшебник»

Светлана Кириченко
Мастер-класс для педагогов МДОУ «Экологическое воспитание средствами опытно-исследовательской деятельности «Воздух-волшебник»

Мастер – класс для педагогов МДОУ.

Тема: «Экологическое воспитание через – опытно – исследовательскую деятельность». «Воздух волшебник»

Автор: Кириченко Светлана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с №4.(сайд№1)

"Расскажи - и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать –

и я пойму".

Публикация «Мастер-класс для педагогов МДОУ „Экологическое воспитание средствами опытно-исследовательской деятельности „Воздух-волшебник“» размещена в разделах

Китайская пословица. (сайд№2)

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.

Задачи: Показать, как можно использовать опыты в экспериментально – исследовательской деятельности детей.

Развивать познавательный интерес, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. .(сайд№3)

Материалы и оборудование: мыльные пузыри, цветная плотная бумага, полиэтиленовый пакет.

Участники мастер-класса : Педагоги ДОУ г. Дивногорска.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировоззрение ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет опытно - исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме опытов и экспериментальных действий.

Занимательные опыты, эксперименты пробуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Для участия в этой деятельности приглашаю пройти 6 человек.

Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детское экспериментирование.

Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия. С активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

По определению Н. Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. (слайд№4)

Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А. И. и Прохоровой Л. Н. .(сайд№5)

Тему для экспериментирования я всегда выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой Лунтика, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала Чиполино можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.

Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности, а помогают мне в этом сказочные герои. Использование различных сказочных героев способствует проведению эксперимента в игровой форме. (слайд 6.)

Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.

Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента. (слайд 7.)

Ведущий пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

И так откуда берутся пузыри и как они получаются и как они летают?

Какой он воздух? Моно ли почувствовать и увидеть воздух?

На вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

1. «Воздух существует

- Существует ли воздух вокруг нас?

- Как можно это определить?

- А определить поможет нам наш эксперимент.

-Предлагаю сложить веер и помахать им.

- Что вы почувствовали?

- Какой вывод можно сделать?

(воздух окружает нас со всех сторон, он везде)

2.«Воздух – невидимка»

Мы определили, что воздух существует, он по - всюду со всех сторон.

- Можно ли почувствовать воздух?

- Как можно это сделать?

- А я предлагаю сделать третий эксперимент.

положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим. Воздух есть везде : и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».

- Какой вывод можно сделать? (воздух невидим, но мы его чувствуем внутри себя)

3.«Воздух не имеет вкуса»

Мы с вами определили, что воздух существует, невидим и мы его можем почувствовать.

– Как вы думаете, имеет ли он вкус?

- Как можно это определить?

- А я предлагаю вам следующий эксперимент.

Вдохните ртом воздух. Что вы почувствовали, какой воздух на вкус? Имеет ли он вкус? Воздух – безвкусный.

- Какой вывод можно сделать?

(воздух не имеет вкуса)

4.«Поймаем воздух»

И так мы с вами уже знаем, что воздух существует, мы его можем почувствовать внутри себя, не имеет вкуса.

- А можем ли мы его увидеть?

- Как мы это можем сделать?

- Предлагаю четвертый эксперимент.

Дайте возьмём полиэтиленовый пакет откроем его и закроем. Что увидели? Пакеты становятся похожи на подушечки. Действительно пакет стал выпуклым, что в нем?

Какой вывод можно сделать?

(Воздух не «невидимка», его можно увидеть, заключив в оболочку).

5. «Поиграем с воздухом»

Мы выяснили, что воздух существует, он не имеет вкуса, он не видим, но если его заключить в оболочку, то можно увидеть.

Предлагаю поиграть с воздухом, возьмите мыльные пузыри и подувайте их. Как вы считаете, поиграв с воздухом, какой он? Почему подлетает? (этим вы докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием.

Вывод: Воздух очень лёгкий.

Так какой мы можем сделать вывод?

В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий. Слайд №18

Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий:

- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;

- необходимо создание мотивации у детей к деятельности

- использование проблемных ситуаций, поля пробности.

- ведение диалога с детьми.

- поощрение выдвижения детьми гипотез.

- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.

и формулировать выводы.

А теперь Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.

2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.

3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.

Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики» Тема:«Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики»Цель:повысить профессиональную компетентность.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Задачи: 1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ. 2. Повысить профессиональную компетентность педагогов.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки» Творческие задания для педагогов ДОУ по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной.

Мастер-класс для педагогов по познавательно исследовательской деятельности Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Сегодня вашему вниманию, я представляя мастер – класс по познавательно исследовательской деятельности.

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство с листом Мебиуса» Цель: Познакомить педагогов с математической технологией «Лента Мебиуса». Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитие.

«Отважный пингвинёнок исследует мир». Мастер-класс для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников». «Отважный пингвинёнок исследует мир» Задачи: 1. Показать, как можно использовать.

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики» Мастер-класс для педагогов Тема: «Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики» Цель:повысить.

Мастер-класс с педагогами МДОУ «Воспитание сказкой» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 27 «ТЕРЕМОК» п. ЗАГОРОДНЫЙ КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Экологическое воспитание детей средствами фольклора Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей – средствами фольклора» Воспитатель:Сустайкина Е. Л Человечество стоит перед лицом экологической.

Экологическое воспитание учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности Экологическое воспитание учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности Ратушная Наталья Юрьевна, заведующая краеведческо-экскурсионным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов МДОУ «Экологическое воспитание средствами опытно-исследовательской деятельности «Воздух-волшебник»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 12:37
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД