МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов по познавательно исследовательской деятельности

Анастасия Кулакова
Мастер-класс для педагогов по познавательно исследовательской деятельности

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Сегодня вашему вниманию, я представляя мастер – класс по познавательно исследовательской деятельности.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Так гласит китайская мудрость

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Публикация «Мастер-класс для педагогов по познавательно исследовательской деятельности» размещена в разделах

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию

Все мы знаем, что на сегодняшний день ФГОС требует от нас педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Начиная с младшего дошкольного возраста, я провожу самые элементарные опыты, чтобы побудить в ребенке тягу к открытиям и исследованиям.

И сейчас я продемонстрирую опыт работы, для этого мне нужны помощники. Первый опыт – это волшебная вода.

«Волшебная вода»

Цель эксперимента, показать, как вода меняет свой цвет, при встрече с разными веществами.

В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «Пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды — он окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту — раствор снова обесцветится.

Далее работу проводим с детьми «почемучками», это дети 4 – 5 лет.

Опыт «Вулкан»

Цель эксперимента: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении — вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).

Смесь для извержения:

сода – 2 столовые ложки,

лимонная кислота -2 столовые ложки,

красная краска -1 чайная ложка (гуашь,

жидкое мыло -1 столовая ложка,

вода – 150 мл. воды.

Для старшего дошкольного возраста, в исследовательской деятельности, можно добавить и художественное слово, так, на примере сказки: «О трех подружках ложках», можно наглядно изучить разные материалы.

«Три подружки»

Жили-были три сестрицы - металлическая, деревянная и пластмассовая. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды подружки заспорили: кто их них самая важная и нужная? Для разрешения своего спора собрались они в поход.

Идут они, а на пути у них встречается препятствие, речка (приготовить таз с водой)

Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)

Давайте проверим - проведем эксперимент. («Легкий – Тяжелый»)

Опустите деревянные, пластмассовые и металлические ложки в воду. Опускаю материалы в таз с водой.

Что произошло? Как вы думаете, почему металлическая ложка сразу утонула? Что произошло с деревянной ложкой? Пластмассовой? Почему они не утонули, плавают?

Вопросами подводим к мысли о том, что дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул.

Как вы думаете, как нашим подружкам - перебраться на другой берег? (ответы детей)

Подвести детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянную ложку положить металлическую - металл не утонет).

Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянная ложка загордилась, ведь она выручила свою подружку. Идут они дальше, а на пути у них следующее препятствие.

Какое препятствие встретилось у подруг на пути? (огонь)

Как вы думаете, смогут ли подружки-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? С пластмассой? (размышления и ответы детей)

Давайте, проверим.

В. «Горит - не горит»

Зажигаем спиртовку, поочередно нагреваем кусочек пластмассы, дерева и металла. Дети наблюдают.

Что произошло? (пластмасса плавится, дерево горит, металл - нагревается).

Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер.

Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самая звонкая. Как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей) Давайте проверим.

«3вучит — не звучит»

У вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)

Возьмите деревянные ложки и постучите ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?

Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.

Подвести детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.

Пошли они дальше. Шли они долго, устали. Увидели подружки дом и решили в нем отдохнуть.

Ребята, из какого материала построен дом?

Можно ли построить дом из металла, пластмассы? Почему?

В. «Теплый - холодный»

Давайте проверим, какой материал самый теплый.

Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете?

Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Подвести детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.

Значит, дома лучше строить из. (дерева)

Вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо.

.

Цель зксперимента: рассказать и показать наглядно, с помощью ложек такие материалы, как железо, дерево, пластмасса, их значение и применение.

Ну и в подготовительной школе группе, опыты, это уже настоящие открытия, где ребенок может сам самостоятельно провести опыт, проводимый раннее воспитателем.

Опыт «Шарики»

• 0,5 л пластиковая бутылка;

• гидрокарбонат натрия;

• уксус;

• чайная ложка;

• воздушный шарик;

• воронка или лейка.

Способ, как надуть шар с помощью соды и уксуса без гелия, требует аккуратности и внимательности. Все необходимо делать быстро и в правильных пропорциях:

1. В подготовленную чистую пластиковую бутылку наливаем 100 мл уксуса.

2. Аккуратно вставляем воронку в отверстие шарика и осторожно высыпаем в его внутреннюю часть пищевую соду в количестве 1 ст. л.

3. Потихоньку надеваем шарик на горлышко бутылки, расправляем его.

4. Наблюдаем реакцию, которая происходит в результате постепенного высыпания из шарика соды в уксус. Под воздействием выделения углекислого газа шарик начинает надуваться.

5. Необходимо угадать момент, когда уже готовый шар следует зафиксировать ниткой.

Свой матер класс, я бы хотела закончить словами Тимерязева:

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Картотека познавательно–исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей для старшего возраста. «Летающие семена» Цель: познакомить детей с ролью.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие капельки» для средней группы Тема: «Путешествие капельки» познавательно-исследовательская деятельность детей. Возрастная группа:5-6 лет Цель: создание социальной ситуации.

Консультация для педагогов «Экологический подход в познавательно-исследовательской деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения «Рабочий.

Консультация для воспитателей «Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду» Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не.

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционным техникам в изобразительной деятельностиМастер-класс для педагогов по нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №119 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство с листом Мебиуса» Цель: Познакомить педагогов с математической технологией «Лента Мебиуса». Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитие.

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ Конспект мастер – класса по познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ. Цель: представить опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Мастер-класс практический «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в ходе режимных моментов» Мастер класс (практический): «Развитие познавательно- исследовательской деятельности в ходе режимных моментов»     Подготовила: воспитатель.

Мастер-класс по изобразительной деятельности для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Приложение 4 МАСТЕР – КЛАСС по изобразительной деятельности для педагогов (часть I) «Нетрадиционные техники рисования» Актуальность выбранной.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду «Цветы для мамы»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду «Цветы для мамы» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов по познавательно исследовательской деятельности
Опубликовано: 26 марта 2018 в 09:51
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД