Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию

Алевтина Сорокина
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию

«Детское экспериментирование – основа

поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Составила и провела: воспитатель Сорокина Алевтина Юрьевна

Цель мастер-класса : Заинтересовать коллег на проведение познавательно-исследовательской деятельности детей посредством демонстрации некоторых видов опытов и экспериментов с воздушным шариком.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов по экспериментированию» размещена в разделах

- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности через поисково - исследовательскую деятельность.

- Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

- Развивать творческие способности участников мастер-класса.

- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Ход мастер-класса.

I часть. Научная обоснованность.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. Согласно ФГОС ДОУ детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности, потому, как экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку.

По мнению академика Н. Н. Поддъякова в опытно-экспериментальной деятельности ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения

Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это и отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС ДО, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку. А вы потом пригласите своих воспитанников в свою сказку.

«Приключения воздушного шарика»

Вед. Жили-были баба с дедом.

Скучно им на старость лет

И вот как-то за обедом,

Бабке говорит наш дед:

Дед. «А давай-ка мы с тобой,

Чтобы было чем заняться,

Купим шарик золотой»

Вед. Бабка «За». Куда деваться.

Шар доставили им на дом.

Но они большой хотели.

Баба «Так надуть его нам надо».

Вед. Дед и принялся за дело.

Дед. Трудно мне его надуть, голова даже закружилась. Дыхания не хватает.

Баба. Давай, я тебе помогу.

ОПЫТ 1. «Надуваем шарик»

Оборудование: воздушный шарик, сода, чайная ложка, воронка, бутылка с водой, уксус или сок лимона.

Описание: заранее в бутылку налить воды и добавить уксус (Это делает учитель). В воздушный шарик насыпать соду. Натянуть шарик на бутылку. Шарик поднять, сода высыпается в бутылку, шарик начинает надуваться.

Объяснение: пищевая сода, смешанная с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Примечание: предварительно надуть шарик несколько раз, особенно, если шарик из толстой резины.

Стали они жить-поживать

И друг другу помогать.

Однажды бабушка готовила обед, захотела положить приправу. Приправа оказалась с солью, а блюдо она уже посолила. Помогите бабушке отделить соль от приправы.

- Как отделить соль от перца? Ваши предположения.

ОПЫТ 2. «Отдели соль от перца»

Оборудование: приправа с солью, цветной лист бумаги, воздушный шарик, шерстяная тряпочка.

Описание: насыпать приправу на лист цветной бумаги. Потереть шарик о шерстяную ткань и поднести к приправе, не задевая её. Приправа притянется к шарику, соль останется на бумаге.

Объяснение: при трении шарика о ткань из шерсти он наэлектризовывается и приобретает способность притягивать к себе некоторые предметы, словно магнит.

Примечание: лучше использовать крупную соль. Полностью отделить соль от приправы не удалось. Но дети увидели и услышали, как примагничивались частички.

Баба. Очень крепко шарик свой

Я держу рукой.

Не пущу его гулять,

Хоть он и большой!

Вед. Но поднялся ветер вдруг.

Шарик выхватил из рук.

Крикнул шарик нам: «Пока»

И умчался в облака.

Шарик. Над полями и лесами

Летит красивый шарик.

Я здесь счастливый самый,

Но встретился мне зайчик.

Заяц. Шарик, шарик, я тебя лопну. (Вытаскивает из кармана иголку).

- Как вы считаете, ребята, лопнет шарик, если его проткнуть иголкой?

Не растерялся шарик, подставил ему бочок.

ОПЫТ 3. «Игла в шарике»

Оборудование: воздушный шарик, спица

Описание: проткнуть иголкой шарик, шарик не лопнет.

Объяснение: это зависит от места прокола. Проколоть нужно в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика. Когда игла проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается.

Примечание: шарик надуть средней величины.

Шарик. Не страшна мне игла, ведь многое знаю я.

Отправился шарик дальше.

Над полями и лесами

Я лечу под облаками.

В отдыхе я знаю толк,

Но встретился мне волк.

Волк. Шарик, шарик. Я тебя сейчас лопну.

Шарик. Меня заяц хотел иголкой проткнуть, не получилось. И ты не сможешь.

Волк. Я тебя тогда огнём уничтожу. (Достаёт из кармана спички)

-Как вы думаете, если огонь поднести к шарику, он лопнет?

ОПЫТ 4. «Огнеупорный шарик»

Оборудование: воздушный шарик, свечка, спички, бутылка с водой

Описание: внутрь шарика налить немного воды, надуть не очень сильно и завязать. Поджечь свечу (зажигает учитель) и поднести шарик так, чтобы стенки не касались открытого огня. Шарик останется цел.

Объяснение: вода в шарике поглощает тепло, которое выделяет свеча. Поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.

Примечание: опыт проводится на столе. Если шарик из толстой резины, то выдерживает несколько секунд касания с открытым огнем.

Шарик. Не боюсь я огня, есть спасение у меня.

Полетел шарик дальше.

Над полями и лесами

Далеко ещё лететь.

Я счастливый самый,

Но встретился медведь.

Медведь. Шарик, шарик! Я тебя лопну.

Шарик. Заяц меня иголкой протыкал, Волк огнем хотел уничтожить. Ничего у них не вышло. И у тебя не получится.

Медведь рассыпал кнопки и хочет положить на них шарик.

Как вы думаете, сможет Медведь таким образом лопнуть шарик? А если будет давать на шарик?

ОПЫТ 5. «Кнопки»

Оборудование: воздушный шарик, кнопки

Описание: Воздушный шарик легко можно лопнуть, задев о кнопку. Но с большим количеством кнопок нужно приложить усилие, чтобы лопнуть шарик.

Объяснение: Из-за большого количества остриев, с которыми соприкасается шарик, давление на его оболочку оказывается незначительное. На острых гвоздях шарик может выдержать нагрузку в несколько килограммов.

Примечание: лучше использовать шарик из толстой резины.

Шарик. Хороший массаж получился. Спасибо!

Отправился шарик дальше.

Над полями и лесами

Лечу теперь как птица.

Я здесь счастливый самый,

Но встретилась лисица.

Лиса. Какой красивый шарик! Ты один по лесу гуляешь? Иди ко мне поближе (Лиса берётся за верёвочку.)

Шарик. Не обманешь меня, Лисица. Я сказки читал. Всё о тебе знаю. Прощай. Лисица пытается взять шарик, но он улетает.

На крыльцо родное

Без сил уже присел.

Баба с дедом радуются, что шарик вернулся. Шарик обещает больше не покидать их.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Поделки из бумаги»Мастер-класс для педагогов «Поделки из бумаги» Сегодня в нашем детском саду прошел мастер-класс "Поделки из бумаги". Мастер-класс проводил наш педагог. Такую замечательную шляпку можно.

Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций»Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций» Цель: создание эмоционально позитивного психологического климата в группе. Задачи: -развитие способности понимать эмоционально состояние.

Мастер-класс для педагогов «Цветочная гирлянда»Мастер-класс для педагогов «Цветочная гирлянда» Мастер-класс для педагогов «Цветочная гирлянда» Дегтяренко Светлана Оформление участка детского сада имеет огромное значение для эмоционального,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Говорящий мир эмоций» Добрый день уважаемые коллеги! Внимательно рассмотрите аудиторию, коллег сидящих рядом. Сейчас вы примите участие в игровом упражнении «5.

Мастер-класс для педагогов «Пенная монотопия» 1. Теоретическая часть. Не для кого не секрет, что изобразительная деятельность дошкольников играет важную роль в развитии детской личности,.

Мастер-класс для педагогов «Как мы ждали Новый год»Мастер-класс для педагогов «Как мы ждали Новый год» Тема моего самообразования в этом году "Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ". В качестве обобщения опыта я выбрала.

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированиюМастер-класс для родителей по детскому экспериментированию Цель мастер-класса: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами. Вступление: Детство – это.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Мастер-класс по экспериментированию ко Дню химика на МAAMМастер-класс по экспериментированию ко Дню химика на МAAM Мастер -класс по экспериментированию ко дню химика на МааМ. Как сделать Лава-лампу в домашних условиях. При слове химия многие взрослые.

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Опыты с детьми»Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Опыты с детьми» Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Опыты с детьми» Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 19:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД