МААМ-картинки

Мастер-класс «Дихотомия как метод развития предметно-пространств ориентации дошкольников»

Татьяна Тюряхина
Мастер-класс «Дихотомия как метод развития предметно-пространств ориентации дошкольников»

«Дихотомия как метод развития предметно-пространств ориентации дошкольников»

МКДОУ г. Новосибирск «Детский сад № 21 «Родничок» комбинированного вида»

Мастер-класс на тему:

«Дихотомия как метод развития предметно-пространственной ориентации дошкольников»

Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача педагога – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Для того, чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра». Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс „Дихотомия как метод развития предметно-пространств ориентации дошкольников“» размещена в разделах

Дихотомия - Мыслительный процесс предполагающий отсечение как можно большего количества неактуальной в данный момент информации.

ДИХОТОМИЯ - ЭТО ДЕЛЕНиЕ ОБЪЕМА ПОНЯТИЙ НА ДВЕ ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЧАСТИ.

Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных.

В ОТСМ - ТРИЗ - педагогике выработаны определенные правила обучения детей работе с открытыми задачами. Одно из них сводится к тому, что решатель не перебирает все возможные варианты, а должен уметь отсекать заведомо ненужные признаки объектов.

Дихотомия- технология по формированию у детей навыков сужения поля поиска. Она создана на основе адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г. А. Альтшуллер, 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н. Н. Хоменко, 1994 г.).

Для работы с детьми 3-7 лет данная мыслительная операция представлена в виде разных вариантов игры «Да-нет».

Игры «Да - Нет» решают задачи освоения детьми разных видов пространства, которые можно разделить в зависимости от местонахождения объекта: линейное (одномерное) пространство, плоскостное (двухмерное) пространство, трехмерное (объемное) пространство.

Ключевые понятия местонахождения объектов в пространстве: право-лево, середина, выше-ниже, дальше-ближе, угол, сторона, сзади - впереди и др.

Игры «Да - Нет» на освоение пространства мы подразделяем на следующие виды:

игры «Да - Нет» с использованием линейного пространства (предметные, числовые,

игры «Да - Нет» на плоскости,

игры «Да – Нет» в объемном пространстве

Игра «Да - Нет» с использованием линейного (одномерного) пространства

Цель: найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего количества вопросов.

Задачи:

-развивать внимание, мышление;

-формировать умение самостоятельно расширять знания об объекте;

-учить детей целенаправленному поиску нужной информации;

-научить детей правильно задавать вопросы.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.

Оборудование: сверху вниз выставлены картинки: солнце – кастрюля - ежик –дом –машина - мороженое– елка. (Загадана картинка с изображением солнца)

Ребенок спрашивает:это дом?-Нет,

Это выше дома?-Да (Снова находим середину).

Это кастрюля?-Нет

Это выше кастрюли?-Да

Это солнце?-Да

Освоение числового ряда.

Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряде, при этом достаточно быстро освоить порядковый счет, различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа.

Задачи:

1) Обучение детей работе со зрительно представленным числовым рядом от 0 до 10.

2) Обучение выявлению среднего числа с последующим отсечением половинного множества.

3) Овладение словами, определяющими место данного числа;

4) Обогащение речи словами "до", "после", "между", "перед".

Алгоритм сужения поля поиска в числовом ряду

1) Ведущий представляет числовой ряд, в котором загадано какое-либо число.

2) Вводится основное правило игры: не допускается перечисление чисел данного ряда.

3) Играющие задают вопросы по поиску этого числа в ряду.

4) Ведущим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины обозначенного числового ряда).

Выигрывает тот, кто выйдет на загаданное число, задав наименьшее количество вопросов.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину числового ряда.

Примерные вопросы от детей:

Это пять (выделение середины? – Нет.

Это до пяти? – Нет (бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это цифры от 0 до 4).

Это восемь? – Нет.

Это после восьми? – Нет (бумажная лента складывается таким образом, чтобы остались видны цифры 5, 6 и 7).

Это до 6? – Нет (оставляем цифры 6 и 7).

Детям позволяется угадать, это 6 или 7.

Игры «Да – Нет» на плоскости.

Игра помогает детям ориентироваться на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве. Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости.

Игры «Да – Нет» на плоскости.

Игра помогает детям ориентироваться на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве. Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости.

В результате решения этих задач, накопленная ребенком информация об окружающем мире структурируется. Это позволяет ему развивать интеллект, быстрее адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.

Перед тем, как играть в классификационную «Да-Нет», лучше начать с простых игр, изучая объекты ближнего окружения, природного и рукотворного миров. Играть можно начинать с 3,5 лет.

В зависимости от образовательных задач, тренинги на основе игры «Да-Нет» могут быть использованы в разных предметных областях: математике, грамоте, ознакомлении с окружающим миром, с природой, в музыкальном образовании, обучении основам изобразительной деятельности, ознакомлении с художественной литературой и др.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников «Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников» 2018-19 год Актуальность темы: Дошкольное детство.

Метод экспериментирования как эффективное средство развития познавательных способностей старших дошкольников Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий,.

Кинезиология как метод активного развития дошкольников в работе логопеда Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного.

Мастер-класс для воспитателей «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников» МДОУ «Косолаповский детский сад «Ромашка» Мастер-класс на тему: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного.

Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» подготовил воспитатель Коновалова О. В. Способность.

Мастер-класс «Ментальные карты как метод развития речи дошкольников» Слайд1 Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Головченко Т. Г. воспитатель I кв. категории «Усть-Кудинский детский сад». Обратите внимание.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мастер-класс «Моделирование как средство развития речи у дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Моделирование как средство развития речи у дошкольников». Цель: показать приемы.

Мастер-класс «Речевой тренинг как метод подготовки дошкольников к обучению грамоте» Цель: познакомить педагогов с понятием речевой тренинг, с его структурными блоками и формой проведения. Демонстрация фрагмента тренинга,.

Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 города Вольска, Саратовской области» Ул. Революционная, 29. тел: 7-10-39.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Дихотомия как метод развития предметно-пространств ориентации дошкольников»
Опубликовано: 13 октября 2019 в 17:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД