Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений» (3 фото)

Людмила Линейцева
Мастер-класс «Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов МДОУ № 9 «Берёзка», г. Петровск-Забайкальский

«Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»

Мастер-класс для педагогов МДОУ подготовила: Учитель-логопед Линейцева Людмила Анатольевна.

План-конспект мастер-класса

Тема мастер-класса : «Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»

Публикация «Мастер-класс „Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений“» размещена в разделах

Цель мастер-класса : Создать условия для овладения воспитателями (педагогами) игр и упражнений, направленных на развитие плавного длинного речевого выдоха.

Задачи:

- Познакомить воспитателей (педагогов) с понятием «речевое дыхание».

-Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.

-Вызвать у воспитателей (педагогов) интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для развития длительного плавного выдоха.

Дидактический материал: пособия, направленные на развитие воздушной струи.

Ожидаемые результаты: воспитатели (педагоги) узнают об условиях и правилах проведения дыхательных упражнений; познакомятся с играми и методическими пособиями, направленными на развитие воздушной струи.

Ход мастер-класса :

I. Вводная часть.

1. Роль дыхания в развитии речи.

Уважаемые воспитатели, педагоги! Вы, наверное, обратили внимание на то, что речь наших детей с годами становится хуже. Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Да только правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое.

Многим оно дается с трудом. Дыхательная мускулатура у них еще развита слабо. Иногда ребёнку свойственна быстрая речь, проглатывания окончаний слов и искажение звуков. Помочь ему научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Помочь таким детям в первую очередь, это задача логопеда, но и здесь очень важно, чтобы воспитатели взаимодействовали с логопедами. Ведь от нашей с вами совместной работы будет зависеть насколько быстро ребенок сможет преодолеть трудности произношения. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. В своем мастер-классе я хотела бы показать и рассказать ВАМ как с помощью игр-упражнений развивать речевое дыхание ВСЕМ ДЕТЯМ, независимо если нарушение звукопроизношения.

Сегодня мы поговорим о речевом дыхании.

Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха.

Дыхание бывает : грудное, диафрагмальное, диафрагмально - грудное, верхне - грудное, ключичное.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Другими словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания :

- Вдох более короткий и более глубокий

- Выдох намного длиннее вдоха

- Речевое дыхание – управляемый процесс

Итак, главным источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Давайте посмотрим, какие звуки образуются с помощью носового выдоха. Подставьте ладонь тыльной стороной к носу и произнесите: ММММ,ННН другие звуки произносятся с помощью ротового выдоха. Причем, воздушная струя для разных звуков не одинаковая: для одних звуков плавная, для других толчкообразная. ППППП. При произнесении фрикативных С,Ш,Ж, требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «Р» «РЬ» нужна сильная воздушная струя. Можете произнести эти звуки и сравнить силу воздушной струи. (воспитатели принимают активное участие).

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

2. Особенности речевого дыхания у детей с нарушениями речи

У Детей с нарушениями речи в основном дыхание характеризуется :

• Малым объемом легких;

• Слабой дыхательной мускулатурой;

• Неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха; (В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, конец слова или фразы); или ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой - (вдох) - дем гулять). Произнесите это предложение сами.

• Торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»;

• Слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струй, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания. Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль над правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

Условия проведения:

1. Не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 с;

3. Одежда не должна стеснять движений;

4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;

5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

Правила проведения:

(воспитатели принимают активное участие в выполнении правил).

1. Щёки не надувать.

2. Плечи не поднимать.

3. Глубокий шумный, короткий вдох носом, пауза и плавный экономный выдох через рот (бесшумный).

4. Губы вытягивать вперёд трубочкой.

5. Самое главное следить за длительностью игр, чтобы не появилось головокружение. Такие игры необходимо ограничивать во времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

I I. Основная часть.

1. Как с помощью игр-упражнений развивать речевое дыхание.

Существует 6 игровых приёмов для развития речевого дыхания

1. Игры с музыкальными инструментами.

Игра на дудочке или губной гармошке помогает ребёнку контролировать свой вдох и выдох. Можно также использовать различные свистульки.

2. Мыльные пузыри.

Надувание мыльных пузырей помогает малышу отработать длинный и плавный выдох, также тренирует мышцы губ.

3. Воздушные шарики.

Можно надувать шарики для формирования направленной воздушной струи. А ещё можно играть с надутыми шариками, например, подвесить за верёвочку и дуть на него.

4. Игры с ватой.

С ватой можно придумать много игр для развития речевого дыхания :

- «Расчищаем снег» - сдуваем ватку с какого-либо предмета.

- «Забиваем гол» - задуваем ватный шарик в ворота из конструктора.

- «Фокус» - кладём кусочек ваты на нос и сдуваем его ртом через поднятый вверх язык.

5. «Волшебные фломастеры».

Можно приобрести специальные фломастеры для выдувания. Изображения получаются с помощью брызг выдуваемой краски. К тому же рисование такими фломастерами учит малыша регулировать силу и продолжительность выдоха.

6. Игры с водой.

Наливаем воду в стакан (неполный) и дуем в него через соломинку. Чем сильнее и дольше ребёнок подует, тем сильнее получится «шторм» в стакане.

В процессе этой игры отрабатывается правильность речевого дыхания : вдох – через нос, долгий выдох - через рот.

Можно также налить в таз воды и дуть на бумажные кораблики (можно использовать контейнеры из киндер-сюрприза).

Игры с гласными звуками

«Песенки гласных звуков». Делаем спокойный, глубокий вдох носом, на выдохе поём гласные звуки.

Песенка первая:

Поём протяжно на выдохе два звука — «АУ».

Песенка вторая:

Поём протяжно на выдохе три звука – «АУО».

Песенка третья:

На выдохе протяжно поём четыре звука – «АУОЫ».

Песенка четвё ртая:

На выдохе протяжно поём пять звуков – «АУОЫЭ».

Песенка пятая:

Протяжно на выдохе поём шесть звуков –«АУОЫЭИ».

Игры с согласными звуками

«Шарик». Расставляем ноги на ширину плеч. Необходимо произносить звук «Ф» и одновременно сводить руки перед собой – шар сдувается. Повторить несколько раз.

«Весёлая змейка». Делаем глубокий вдох и на выдохе шипим как змейка – «Ш-Ш-Ш». Произносить звук нужно на одном выдохе. Добирать воздух, во время произнесения, нельзя.

«Покачаем насос». Делаем глубокий вдох носом и на выдохе имитируем как работает насос. Произносим «С-С-С».

«Комарик». Делаем спокойный, глубокий вдох. На выдохе длительно произносим звук «З-з-з»

Стараемся петь звуки как можно дольше пока хватает воздуха на выдохе.

Заключение

Игры на развитие речевого дыхания, очень важная составляющая логопедического процесса. Играя, ребёнку быстрее и интереснее удаётся достичь положительных результатов.

Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык!

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем(2 р)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…засыпают(2 р)

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется. (2 р)

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык!

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Громче, быстрее, энергичнее:

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем…

Потянуться! Улыбнуться.

Всем открыть глаза и встать!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Мастер-класс «Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»
Фото «Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»
Мастер-класс - фото
Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы»Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыханияМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания Для того чтобы сформировать у ребенка правильное дыхание, следует сформировать правильный, плавный выдох. Данное дидактическое пособие позволит.

Мастер-класс «Создание пособия-тренажера на развитие речевого дыхания своими руками»Мастер-класс «Создание пособия-тренажера на развитие речевого дыхания своими руками» Уважаемые коллеги, хочу поделиться своей педагогической находкой. Предлагаю вашему вниманию тренажер на развитие речевого дыхания, сделанную.

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы»Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы» Речь – сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»
Опубликовано: 27 апреля 2021 в 06:54
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Линейцева (УИ 2224190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД