Лучший педагог года

Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек…»

Елена Зимина
Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек…»

Цель мастер-класса : представление педагогам Тазовского района элементов сказкотерапии, используемых в коррекционно образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Оборудование: костюмы героев сказки «Колобок», волшебный мешочек с резиновыми фигурками героев сказки «Колобок», медальоны с изображением глаз и колобка, слова для каждого героя, мяч, картинки диких животных.

Ход мастер-класса

Педагог-психолог :

Публикация «Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов „Сказка ложь, да в ней намек…“» размещена в разделах

По своей природе сказка родственна игре : она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность.

Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.

Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.

Язык сказок сближает людей.

Сказка пробуждает творческие силы человека.

Сказка несет свободу.

Этапы мастер - класса

Педагог-психолог : Вашему вниманию я предлагаю участие в необычной сказке. Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:

1. Знакомство.

2. Ритуал вхождения в сказку.

3. Рассказывание сказки.

4. Сказочная задача.

5. Обобщение приобретенного опыта.

6. Ритуал выхода из сказки.

7. Рефлексия.

Практическая часть мастер - класса

Педагог-психолог : Первое, что мы сделаем, распределим роли участия в мастер-классе с помощью жеребьевки: кому повезет, будут активными участниками; другие внимательными наблюдателями.

(Звучит музыка. Шкатулка с медальонами: у кого медальон с изображением Колобка - тот участник; у кого глаза - тот наблюдатель)

1 этап «Знакомство».

Прежде чем начать работу, мы все познакомимся друг с другом.

Игра «Давайте познакомимся ладошками». Цель: сближение участников, развитие кооперации, мобилизации внимания участников.

Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться: первый участник представляется и вытягивает руку перед собой, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т. д.

Для начала мы должны выбрать героя сказки. Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж, в данном случае героем является колобок.

2 этап «Ритуал вхождения в сказку».

На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев. Какую игрушку вы достанете, тем вы и станете.

Педагог-психолог предает чудесный-мешочек, в котором находятся персонажи сказки, какую игрушку вытаскивает участник - такую роль он выполняет и выбирает себе соответствующий костюм и получает слова.

Вот наши герои готовы, но это не означает что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку мы должны произнести слова и сделать необходимые действия. Повторяйте за мной.

Вокруг себя ты повернись в героя сказки превратись. Вот вы и стали героями русской народной сказки и наше путешествие начинается.

Затем придумываем Зачин - начало сказки. (Жил-был., или в некотором царстве, в некотором государстве)

Уважаемые герои займите свои места.

Спокойная музыка, герои рассаживаются.

3 этап «Рассказывание сказки»

Педагог-психолог берет на себя роль ведущего и рассказывает сказку.

Упражнение «Дед и баба». Цель: развитие невербальной речи.

Педагог-психолог : Жили-были Дед и Баба. И семья эта была особенная: Баба глухая была, ничего не слышала.

Дед: Баба, испеки мне колобка.

Педагог-психолог : А баба то не понимает, что дед говорит. А дед голодный, кушать хочет. Покажите, пожалуйста, как вы сможете объясниться между собой, чтобы смогли понять друг друга.

Герой-дед должен объяснить бабе невербальным языком чего он

хочет. (Самостоятельные действия персонажей)

Учитель-логопед: Молодец дед, а сейчас мы с вами сделаем гимнастики с мячами и расскажем залу, как бабка испекла Колобка. Раздаются мячики участникам мастер-класса.

Координация речи с движениями

Жили-были дед да баба на полянке у реки. И. п. — мяч за спиной. Наклоны головы вправо (5-6 раз)

И любили они очень на сметане колобки. И. п. - руки в стороны, передать мяч из руки в руку впереди себя. (5-6 раз)

Хоть у бабки мало сил -бабка тесто замесила. Мяч впереди, пружинка.

Раскатала колобка. Катать мяч между ладоней.

Вышел ровный, вышел гладкий, но соленый, а не сладкий.

Учитель-логопед, становиться героем - Колобком, одевает маску.

Колобок: Я веселый Колобок, круглый бок, румяный бок.

Я хочу вас пригласить в свою сказку погостить.

Только сказку не простую необычную такую.

Вы согласны? (Да.)

Тогда продолжаем. Пройдите к зеркалам, располагайтесь поудобней и

продолжим путешествие по сказке.

Артикуляционная гимнастика «Колобок»

Похвалилась перед дедом Бабка славным Колобком «Болтушка»

Положила на окошко Остудить его немножко «Лопатка»

Колобок чуть полежал И тропинку увидал «Часики»

Он с окошка быстро скок, Покатился во лесок. «Лошадка»

Музыкальный проигрыш, герои делают круг по залу, останавливаются. Дыхательная фонематическая гимнастика

А в лесочке ветерок травку качает У-у-у - тихо

Деревья раскачивает У-у-у - громко

Листочки шевелит Ш-ш-ш - тихо

Пчелки летают Ж-ж-ж - громко

Педагог - психолог : Замечательно справились, молодцы. Уважаемые герои займите своиместа.

Далее мы даем более подробную характеристику герою. Наделяем его характером, темпераментом.

4 этап «Сказочная задача». На данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.

Педагог-психолог : Следующий эта - четвертый «Сказочная задача» самый насыщенный, так как на этом этапе вы должны проявить свои творческие, речевые способности, а так же проявить смекалку, находчивость, активность:

- сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом;

- описываем реакцию героя на случившееся;

- далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует

решить проблему;

- в итоге Герой (в данном случае Колобок) должен справиться с

ситуацией, найти верное решение.

Катиться по лесу дремучему наш Колобок, навстречу приключениям. Катится, катится, а навстречу ему заяц бежит, весь дрожит, плачет. Колобку интересно стало, кого это заяц боится.

Музыка, выход Зайца (музыка тревожная, герой изображает трусливого зайца).

Колобок: Заяц, чего дрожишь и плачешь?

Заяц: В лесу не только я живу, оказывается и медведь, а он большой и страшный.

Колобок: А где твои родители?

Заяц: Остались дома, а я пошел гулять и испугался медведя.

Колобок: А как же тебя одного родители в лес отпустили?

Заяц: Я сам ушел, я забыл спросить (виновато).

Колобок: Подумаешь, медведя испугался, идем, я тебя домой отведу. Только мне надо разобраться в какой ты семье живешь. Если ты сейчас назовешь семейки животных, то и в свою семью попадешь.

Игра «Весёлая семейка».

Материал: картинки семей диких животных: медвежья, волчья, лисья, заячья.

Вот и нашлась твоя семья, отправляйся ты домой и без разрешения больше не убегай.

Веселая музыка заяц вприпрыжку отправляется на свое место.

Педагог-психолог : А Колобок покатился дальше. Катиться, катиться, а на встречу ему волчок серый-бочок.

Музыка, выход волка.

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок: А я не боюсь, я от тебя смогу спрятаться.

Игра на развитие зрительного внимания и лексико-грамматических категорий.

Колобок уходит за ширму, а на экране интерактивной доски перемещается колобок: на пенек, за дерево в кусты и т. д.

Если ты назовешь, где я нахожусь, значит, ты меня нашёл.

Педагог-психолог : Не умеешь ты прятаться, везде тебя волк нашёл.

Выходит Колобок-герой из-за ширмы.

Волк: Ох и шустрый ты Колобок, развеселил меня. Я передумал, есть тебя. Побегу я лучше домой, поиграю в ту интересную игру.

Звучит музыка, волк отправляется на свое место.

Педагог-психолог : А Колобок покатился дальше. Катиться, катиться, а на встречу ему медведь.

Музыка, выход медведя.

Медведь: Ты зачем сюда явился? Я гостей к себе не звал! Надоела мне малина, но воровать ее не дам! Ты катись своей дорогой, а, то съем тебя сейчас. Неповадно будет многим, в мой малинник нос совать! Медведь наступает на Колобка, колобок смущенно оправдывается.

Колобок: Воровать я не умею, и малины не хочу. Я хочу узнать, от чего ты косолапый такой злой сидишь в своей малине и всех жителей леса пугаешь.

Медведь: Вроде все вокруг знакомо. Но не дома точно я. А как вернуться я не знаю. Вот дожился - заблудился.

Колобок: Я тебе Миша помогу.

Игра «Сказки перепутались»

Отгадай-ка Миша загадку,

не из этой ли ты сказки?

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла! (Три медведя)

Хорошо, но вот это сто процентов про тебя. Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)

Ну а следующая загадка.

Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом. (Колобок)

Ну вот ты и нашел свой дом Миша.

Медведь: Ох, уважил ты меня. Побреду быстрей к себе. Так по дому заскучал.

Звучит музыка, медведь отправляется на свое место.

Педагог-психолог : А Колобок покатился дальше. Катиться, катиться, увидел пенёк, остановился, подремать решил он здесь. Только засыпать он стал, как шаги он услыхал. Открывает он глаза, рядом рыжая лиса.

Музыка, выход лисы.

Увидела колобка, села на пенек и запричитала.

Лиса: Несчастная я., бедная я., одинокая я. ,

Педагог-психолог : Но мы же с вами знаем, что лиса-обманщица. А поможет нам её разоблачить игра «Всё наоборот». Лиса говорит свое обращение, а вы герои противоположное по значению слово.

Лиса: Бедная я -. , несчастная -. , длинная дорога тебе домой колобок -. Ох, бедная я, одинокая (плачет).

Колобок: Так вот почему ты такая несчастная, ты просто одинокая у тебя нет друзей. Давайте все вместе дружить, давайте возьмемся все за руки и станем одним добрым животным.

Игра «Доброе животное». Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры: педагог - психолог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Колобок: Дорогие друзья, я так рад, что вы у меня появились. Но мне пора домой к Деду и Бабе. До свидание, до скорых встреч (угощения).

Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение).

Педагог-психолог : Прибежал домой Колобок, залез на подоконник и стал ждать Бабу с Дедом. Увидели Колобка Дед с Бабой, обрадовались и стали жить - поживать да друзей в гостях принимать.

5 этап «Обобщение приобретенного опыта». Участники отвечают на вопросы педагога-психолога. -

6 Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных

героев в простых людей, вручение сертификатов)

7 Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)

Публикации по теме:

Родительское собрание «Сказка — ложь, да в ней намек, для родителей урок» 2015 год - год Российской литературы! Мы решили посвятить родительское собрание на тему : "Сказка - ложь, да в ней намек для родителей урок".

Консультация «Сказка — ложь, да в ней намек» «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить.

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность «Сказка-ложь, да в ней намек…» в старшей группе Тема НОД: «Сказка-ложь, да в ней намек…» Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно.

Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек» Часть 2 Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек». Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1.

Образовательный проект «Сказка ложь, да в ней намек» Часть 1 Цель: Нравственное воспитание детей на примере сказок. Задачи проекта: 1. Помочь понять детям, что дружба помогает в жизни. 2.

Педагогический проект «Сказка — ложь, да в ней намек…» Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» Актуальность. Развитие речи – это очень важная тема в развитии ребенка. Плохо говорящие.

Информационно-творческий проект для детей среднего возраста «Сказка ложь, да в ней намек, первоклассникам урок…» Информационно-творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек…» Обоснование проекта. Дети часто не умеют излагать свои мысли, стесняются.

Стенгазета «Сказка-ложь, да в ней намек»Стенгазета «Сказка-ложь, да в ней намек» Добрый день, уважаемые коллеги! Хотела бы с Вами поделиться своим небольшим опытом по взаимодействию с родителями. Готовясь к родительскому.

Проект «Сказка ложь, да в ней намек!» Этапы реализации проекта "Сказка ложь, да в ней намек!" Информационно-проектировочный этап На подготовительном этапе я подобрала художественную.

Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» педагог-психолог: Т. А. Бутаева Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по сказкотерапии для педагогов «Сказка ложь, да в ней намек…»
Опубликовано: 28 октября 2015 в 10:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД