МААМ-картинки

Методическая разработка «Дружно шагнем в мир музыки»

Бодрякова Татьяна
Методическая разработка «Дружно шагнем в мир музыки»

Юго- восточное управление министерства образования и науки

Самарской области

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» с. Утевка муниципального района Нефтегорский Самарской области – детский сад

«Чайка» ГБОУ СОШ с. Утевка

Окружной конкурс методических разработок по организации образовательной деятельности в ДОО с учетом требований ФГОС дошкольного образования

Публикация «Методическая разработка „Дружно шагнем в мир музыки“» размещена в разделах

Номинация: «Методическое обеспечение индивидуализации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Тема: «Дружно шагнем в мир музыки»

(из опыта работы по совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей)

Автор:

Бодрякова Татьяна Евгеньевна,

Музыкальный руководитель

Утевка,2016 г

Предисловие.

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов дошкольного учреждения и родителей, их личному участию в некоторых сторонах педагогического процесса, использованию ими методических материалов и педагогических рекомендаций, аудио и видеозаписей, имеющихся в детском саду и призванных помочь родителям в семейном воспитании, работа по музыкальному воспитанию детей в целом становится более успешной.

Наработаны различные формы взаимодействия с семьё й: консультации, родительские собрания, совместное проведение праздников и развлечений. Все они дают определённый эффект. Однако этого не достаточно, поскольку мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребёнка в семье, важно ещё обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома.)

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

• Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

• Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);

• Способствовать общему развитию детей средствами музыки.

• Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Данная проблема, хорошо раскрывается в работе О. П. Радыновой, «Музыкальное воспитание в семье», в элективной программе Л. Н. Комиссаровой «Музыкальное воспитание в семье». Программа знакомит с методами и приёмами организации музыкального воспитания в семье, различными формами работы родителей с детьми, раскрывает роль музыки в гармоничном развитии ребёнка и др.

В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

Описание опыта.

В своей работе я использую различные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников.

Консультации, семинары, анкетирование - проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном воспитании», «Советы: музыкальное воспитание», «Как слушать музыку с ребёнком». На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Чтобы за короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на конкретном материале. Чтобы глубже понять проблемы разногласий, мы в начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:

• уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,

• определить запросы на музыкальное воспитание,

• готовность родителей к сотрудничеству,

• провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.

К сожалению, музыкальная образованность наших родителей оставляет желать лучшего. 100% родителей не считают музыку пустой забавой, но в 31% случаев она не занимает в их жизни значительное место. Однако считают, что музыкой должны заниматься все дети 70% родителей, и 30% что только одаренные дети. Наверное, и эти же 70% родителей поют, танцуют и слушают музыку со своими детьми дома. Вопрос - какую музыку? Популярную и эстрадно-развлекательную музыку слушают 50% родителей, классику 20% и народную музыку слушают всего 4% родителей, остальные10% предпочитают джаз, рок. Исходя из анализа анкет, мы наметили новые формы и методы их участия в учебно-воспитательной работе нашего ДОУ с учетом их личных способностей и умений.

Совместные праздники и развлечения.

Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать традиционные праздники в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми. С этой целью в нашем детском саду проводятся следующие праздники: «День матери», «Моя большая, дружная семья», «День пожилого человека., «День рождения ребёнка в детском саду», «Осенняя ярмарка», «День защитника Отечества», «8 Марта». Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:

• Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

• Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;

• Подготовка отдельных номеров;

• Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита

• Помощь в оформлении помещения

• Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Такая форма проведения праздников повышает уровень педагогической культуры родителей.

Слайдовые презентации.

Современная информационная технология всё плотнее входит в нашу жизнь, поэтому ДОУ, как носитель культуры знаний не может оставаться в стороне. Использование ИКТ технологий педагогами, повышает эффективность образовательного процесса. ИКТ могут помочь музыкальному руководителю, создать единое информационно – развивающее пространство. С этой целью можно создавать слайдовые презентации о проведённых праздника и развлечениях в детском саду, о музыкальных занятиях, о работе музыкального и танцевального кружка. Темы моих презентаций: «Встречаем с папами 23 февраля», «Моя мама лучше всех!», Праздник «Зимушка – зима».

Наглядная информация, выставки и работы ребёнка для родителей.

Самой распространённой формой наглядной агитации, являются информационные стенды, где представлены расписание музыкальных занятий, информация о программах музыкального воспитания используемых в детском саду, перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях.

Папки – передвижки более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду».

Выставки совместных работ педагогов и воспитанников, родителей и детей с рисунками и рассказами: «Моя любимая мама», «Музыкальные инструменты», «Весна».

Родительские собрания (круглые столы, викторины, КВН, мастер классы).

Групповые собрания – целесообразная и действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. В повестку дня группового собрания может быть включено выступление медицинской сестры или другого специалиста, в том числе и музыкального руководителя. Я использую на родительских собраниях традиционные и не традиционные формы. Темы традиционных собраний: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях», «Внедрение информационных компьютерных технологий в работу музыкального руководителя», «Дошкольник и музыка».

Не традиционные родительские собрания в форме викторины: «Угадай мелодию», «Музыкальная гостиная», «Музыкальный калейдоскоп», «Диво дивное, чудо чудное» приобщение детей к истокам народного искусства.

Практическая часть.

Музыкальная гостиная с родителями и детьми

«С музыкой дружить – веселее жить

Ведущий: Здравствуйте уважаемые друзья и дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в музыкальной гостиной. Наша встреча пройдёт в форме весёлого конкурса «С музыкой дружить – веселее жить

Я думаю, что мы получим заряд бодрости и хорошего настроения. Итак, представляем семьи – участники нашего конкурса. А ещё для того, чтобы всё было как в настоящем конкурсе, у нас должно быть жюри. Оно у нас есть. Прошу приветствовать: (представление членов жюри).

У нас в гостях несколько семей. Каждая придумала название своей команды и эмблему.

Разминка.

Предлагаю музыкальную разминку для детей и родителей.

Вспомним название нот, у каждой команды по 2 карточки с изображением нот.

И по мере чтения стиха участники должны поднимать карточки с нотами.

Вот пятиэтажный дом,

Жили-были ноты в нём.

Нота «До» живёт в подвале,

Очень-очень низком,

Вы бывали в нём? Едва ли.

Там гуляют киски.

Нота «До», как на скамейке,

На добавочной линейке.

«До» одной не интересно,

Не с кем спеть и поиграть,

И тогда решила «До»

Ноту «Ре» к себе позвать.

«До» пониже – на скамейке,

«Ре» — под первою линейкой.

Так в подвальчике своём,

И живут они вдвоём.

Их соседка нота «Ми»

Радушная хозяйка,

Всегда приветлива с людьми,

Ты спой нам и сыграй-ка,

И на этаж твой первый,

Заглянем мы наверно.

У «Фа» квартирка странная,

Как будто иностранная,

Она – междуэтажная,

И «Фа» — персона важная.

Нота «Соль» — второй этаж,

Самый главный персонаж,

Открывает дом ключом,

В честь неё был назван он.

Нота «Соль» и ключик «Соль»,

Ты запомнить их изволь.

А над «Соль» её подружка –

Хохотушка, веселушка,

Распевает «тра-ля-ля»,

А зовётся просто «Ля».

«Си» тоже хорошо поёт,

Но домоседкою слывёт.

Её нельзя нам не заметить,

Этаж её по счёту – третий.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

«Что же дальше?» — ты спроси,

А я тебе отвечу,

И между тем замечу:

Заполнен нотами весь дом,

Итак: По порядку быстро мы ноты мы построим звукоряд.

Дети выходят со своими карточками.

Впереди всех нота – ДО!

А за нею на горе – машет ручкой нота – РЕ!

Третья нота из семи – безусловно, нота – МИ

Нарисована графа – а под нею нота - ФА!

В огороде есть фасоль. Здесь же в нотах только - СОЛЬ!

Быстро пальцем, шевеля поиграем ноту – ЛЯ!

У ребят у всех спроси: «Как закончить гамму? – СИ!

Разминка для родителей Нужно придумать слова, где есть название нот

С нотой – ДО (добро, дом, дочка, дорога, дождь, доска, доктор)

С нотой – РЕ (репка, редиска, реклама, решётка)

С нотой – МИ (минута, миска, мимоза, микрофон, мишень, мизинец)

С нотой – ФА (фабрика, фартук, фамилия, фарш, фантик, фарфор)

С нотой – СОЛЬ (фасоль, сольфеджио, соль, антресоль)

С нотой ЛЯ (лягушка, пляска, поляна, слякоть)

С нотой СИ (синица, симфония, сирень, сирена, синьор) на этом наша разминка закончилась. 1. Приступаем к первому заданию. «Доскажи пословицу»

1. Без песен мир…. (тесен)

2. С песней дружить и в бою… (не тужить)

3. Всякая птица свои песни…. (поёт)

4. Песни петь – надо…. (уметь)

5. Хорошему делу – хорошая ….(песня)

6. Песня строить и жить ….(помогает)

7. Песня поможет в труде и …. (в бою)

8. Соловей берёт пением, а человек (умением)

9. Начал песню – пой во весь….(голос)

10. Из песни слова не ….(выкинешь)

Молодцы, вы много знаете пословиц.

Ведущий: Переходим ко второму конкурсу.

2. Второе задание называется «Угадай мелодию»

Сначала вы должны отгадать песню по её мелодии.

3. В третьем конкурсе вам предстоит узнать песню по краткому содержанию.

1. Песня о празднике, который бывает у каждого только раз в году.

(Песенка крокодила Гены)

2. Песня о том, что если быть весёлым и приветливым, то переменится всё вокруг (Улыбка).

3. Песня о том, чему научатся дети, когда закончат детский сад.

(Чему учат в школе).

4. Песня о том, как хорошо путешествовать в весёлой компании.

(Весёлые путешественники).

5. Песня странного, зверька - игрушки (Чебурашка).

6. Песня о хвойном дереве, которое родилось и росло в лесу

(В лесу родилась ёлочка).

7. Песня о голубом транспортном средстве, которое катится навстречу новым приключениям (Голубой вагон).

8. Песня о дереве – символе России. (Во поле берёза стояла)

Справились отлично.

4. Объявляю четвёртый конкурс «Музыкальная пантомима». Предлагаю командам выбрать по две картинки, на которых изображены музыкальные инструменты. Вы будете изображать игру на этих инструментах, а зрители должны отгадать, на чём вы играете. (После ответа зрителям показывают картинку).

5. Объявляется следующий конкурс. Каждой команде нужно спеть по одному куплету из известной песенки (выбирают)

Спели вы отлично, молодцы.

6. Объявляем шестой конкурс «Музыкальные загадки»(зачитываются отдельно для каждой команды).

1. У какого инструмента, 2. Приложил к губам я трубку,

Есть и струны, и педаль? Поднялась по лесу трель,

Что же это? Несомненно, Инструмент тот очень хрупкий,

Это славный наш (рояль). Называется…. (свирель)

3. Треугольная доска, 4. В руки ты её возьмёшь,

А на ней три волоска. То растянешь, то сожмёшь.

Волосок - тонкий, Звонкая, нарядная,

Голосок – звонкий. (балалайка) Русская, двухрядная….(гармонь)

5. Со мной в поход легко идти, 6. Он по виду брат баяну,

Со мною весело в пути, Где веселье, там и он.

Я не крикун, я не буян, Я подсказывать не стану,

Я звонкий, круглый…. (барабан) Это наш…. (аккордеон)

7. На листочке, на страничке, 8. Первые марши играют военные,

То ли точки, то ли птички, Дяденьки дуют в них лишь здоровенные.

Все сидят на лесенке, А вот вторые на крышах стоят,

Все щебечут песенки. (Ноты) Дружно зимою все сильно дымят. (труба)

Ведущий: Итак, объявляем седьмой конкурс «Весёлый оркестр».

Команды готовились дома и принесли с собой сделанные ими инструменты. Жюри будет оценивать не только качество исполнения, но и оригинальность инструментов.

Конкурсанты под любую музыку играют, аккомпанируя себе на самодельных музыкальных инструментах.

Ведущий: Большое спасибо вам за вашу выдумку и талант.

Это был наш последний конкурс. Пока жюри подводит окончательный итог нашего конкурса, я приглашаю всех на весёлый танец.

Все скорее в круг вставайте,

Дружно танец начинайте. Танец «Дружба»

Ведущий: А теперь - внимание: слово жюри.

Подведение итогов. Награждение участников конкурса.

Ведущий: Всем спасибо за вниманье,

За задор, за звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорю всем: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Результаты деятельности:

Систематическая, целенаправленная работа педагогического коллектива с семьями воспитанников, затрагивающая различные аспекты воспитания и развития дошкольников, дала ощутимые положительные результаты.

Такой серьезный подход в процессе систематической совместной деятельности по музыкальному воспитанию с семьей позволил педагогам и родителям приобрести ряд необходимых компетенций:

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым понять мир ощущения детей. Родители, которые выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появляется мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. И, в итоге, повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей, большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.

Список используемой литературы:

1. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй. М. Просвещение, 2006.

2. Давыдова И. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.

3. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. М. Творческий центр, 2010.

4. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.

5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Конспект НОД. Как написать?» 1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре. Первое, с чего начинаем.

Методическая разработка «Битва под Москвой» Данная разработка представлена в рамках «Дня Воинской Славы» Цели: - Познакомить детей с соотечественниками, которые участвовали в обороне.

Методическая разработка «Дерево чудес»Методическая разработка «Дерево чудес» В оследние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.

Методическая разработка «Дом, в котором мы живем» Методические рекомендации "Дом,в котором мы живем" Пояснительная записка С 2012 года вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому.

Методическая разработка «Логопедическая ритмика» Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка «Предшкольная пора»Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.

Методическая разработка родительского собрания Министерство образования Нижегородской области Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Нижегородский институт.

Методическая разработка «Шкатулка рукоделия» .

Методическая разработка занятия по математике Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10; пространственной ориентировки на листе бумаги,увеличении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Дружно шагнем в мир музыки»
Опубликовано: 3 ноября 2016 в 08:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД