Ирина Лепская
Самоанализ работы воспитателя по теме «Моя малая Родина — Кубань»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказывая детям о родном крае, городе, об их собственном доме, я дала представления о том, что это наша малая Родина. Но дом – это не просто строение, это- жилище человека, его родных и близких, самых дорогих ему людей. В родном доме проходит вся бытовая жизнь человека от начала и до конца. Наш родной город совсем маленький, но и в нем есть разные дома: есть «городские» и есть «сельские». Да и сами дети живут в разных домах, в разных условиях, поэтому каждый с интересом слушал товарищей и с особой теплотой и с желанием рассказывал о своем собственном доме. Таким образом, мы вместе с детьми выявили сходства и различия между городом и селом. С огромным интересом дети рассматривали фотографии и эскизы сельских домов украшенных ажурной резьбой по дереву. Резьбой украшали все детали дома – причелины, слуховые окна и балкончики, карнизы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом. Попутно рассказала детям, что из дерева кубанские мастера – резчики выполняли изделия для жилища: мебель, украшения, посуду, шкатулки и вазочки и т. д.
Публикация «Самоанализ работы воспитателя по теме „Моя малая Родина — Кубань“» размещена в разделах
После знакомства с кубанскими строениями, рассказала о празднике «Новоселье», в чем его отличие от других праздников, что принято дарить в этом случае хозяевам дома. И сразу же оживились игры детей, они стали устраивать «новоселье» для кукол и готовить подарки для них: делали мебель из разных коробочек, наклеивали аппликации – коврики, рисовали картины для украшения дома. Когда дети стали делать коврики, я рассказала о кубанских мастерах ковроткачества, об особенностях орнамента и цветового решения, вместе с детьми подобрали материал для дидактической игры «Сплети коврик». Эта игра не только развивает воображение, фантазию, но и воспитывает усидчивость и развивает мелкую моторику пальцев рук. Для украшения кукольных домиков стали делать декоративное панно из различных лоскутков тканей. Познакомила детей с лоскутовой техникой. Объяснила, почему этот вид декоративного искусства пользовался популярностью у нас на Кубани. Дети стали приносить в группу разноцветные лоскутки различных по фактуре тканей. Когда лоскутов набралось много, мы вместе решили сделать декоративное панно – коллаж. Теперь наша совместная работа украшает групповую комнату.
Во время совместной работы над декоративным панно из лоскутков, рассказала детям, что у нас на Кубани в старину любили устраивать посиделки. На них собирались для того, чтобы веселее спорилась работа, чтобы при необходимости помочь друг другу. Объяснила, что на посиделках не только работали - вышивали, вязали, пряли. Совместная работа на посиделках всегда сопровождалась пением, шутками, прибаутками, загадыванием загадок, играми…
Загадки и сейчас пользуются у детей популярностью. Это полезное занятие для детского ума. Они дошли до наших дней из глубокой древности и имеют огромное значение, ведь с помощью загадок проверяется сообразительность и мудрость того или иного героя сказки, человека, ребенка. Загадки, говоря о каком – либо предмете, заставляют задуматься: откуда он появился, из чего и как сделан, для чего и каков он, на что похож… Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира. Тематические загадки охватывают почти все предметы, которыми наполнены дом, хата, двор, то есть все то, что связано с жизнью человека и его хозяйством. Поэтому нетрудно было отыскать подходящие к любой теме загадки и дети всегда старались отыскать ответы на них.
Во время работы над лексической темой «Семья», беседовали с детьми о родственных отношениях. Уточнила кто такие бабушка и дедушка, брат им сестра, дядя и тетя, внук и внучка, племянник и племянница… А чтобы дети лучше усвоили эти понятия, попросила их принести из дома несколько фотографий. Мы собрали их в один альбом и по ним дети рассказывали о своих родных и близких, определяли, кто кем и для кого доводится, закрепляя термины родственных отношений. Так же для закрепления этих понятий проводили игру «Если я твоя племянница, то кто ты мне!» Эта игра вызывает у детей смех, улучшает настроение, так как любой из играющих, может оказаться то бабушкой, то тетей, то братом…
Особое внимание детей обращаю на то, что мы живем на Кубани, а здесь издавна проживает талантливый народ – кубанские казаки. У казаков были свои обычаи и обряды. Так, например, у них мужчины носили серьги: в левом ухе серьга - старший сын, в правом ухе серьга – младший сын, наследник в обоих ушах серьги - единственный сын. Поначалу это вызывало у детей улыбку – мальчики с серьгами, но потом дети поняли, что означали серьги в ушах у кубанских казаков и для чего они их носили. Большое значение в работе по воспитанию у детей гражданской культуры и нравственных побуждений имело знакомство с принципами казачества.