Светлана Александровна Спиркина
Методическая разработка игровой образовательной ситуации «Путешествие по сказкам» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НИРО
Методическая разработка
на тему
«Путешествие по сказкам».
Игровая образовательная ситуация во второй младшей группе.
по курсу
«Актуальные проблемы дошкольного образования
в условиях внедрения ФГОС»
Спиркина Светлана Александровна,
Воспитатель, МБДОУ №22
Публикация «Методическая разработка игровой образовательной ситуации „Путешествие по сказкам“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Нижний Новгород 2019
«Путешествие по сказкам».
Игровая образовательная ситуация во второй младшей группе
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
1. Актуальность
Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Необходимость приобщения детей к сказкам бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан проект «Путешествие по сказкам». Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй
2. Постановка проблемы
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность.
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
3. Содержание проекта
• Продолжать учить детей различать и сравнивать три предмета, пользуясь словами "большой", "поменьше", "маленький". Пользуясь словами "много", "один";
• закрепить знания о геометрических фигурах их цвете, величине (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)
• учить понимать смысл загадок и находить отгадку;
• вызывать желание с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок «Теремок», «Три медведя», «Репка»;
• воспитывать умение эмоционально воспринимать содержание сказки.
4. Игровая деятельность :
Д/И "Цвета и формы", "геометрическое лото";
Д/И "Узнай сказку по иллюстрации";
Чтение сказок, общение по их содержанию;
Пазлы по сказкам;
изобразительная деятельность по сказке "Репка" - раскрась героя сказки.
Оборудование:
• кукольный театр "Три медведя"
• фланелеграф с театром "Репка"
• пальчиковый театр "Теремок"
• геометрические фигуры для выкладывания
• для рисования: тонированный лист бумаги с наклеенным силуэтом мышонка, фломастеры
Проблемная ситуация.
Вос-ль: Что-то в группе изменилось?
Что-то в группе приключилось?
Что не так сегодня, дети?
Посмотрите, кто заметил?
Дети: У нас в группе появилась новая книга.
Вос-ль: Правильно дети. Посмотрите, какая она большая с яркими красочными картинками (воспитатель вместе с детьми рассматривают иллюстрации в книге). В этой книге живут интересные сказки. Ребятки, а вы любите сказки (да) Я тоже их очень люблю. А какие сказки вы знаете?
Дети: (перечисляют названия сказок) "Колобок", "Три медведя", "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и семеро козлят".
Вос-ль: Какие вы молодцы, сколько сказок знаете. Посмотрите, а в книге письмо. (рассматриваем конверт, разворачиваем и читаем, что в нём написано)
В гости сказки нас зовут, с нетерпением всех ждут.
Дети, хотите отправиться в путешествие по сказкам? (Да)
Есть у меня волшебная тропинка, по ней то мы и отправимся в наше путешествие (подходим к тропинке). Да только вот беда тропинка наша заколдована, а чтобы её расколдовать необходимо вложить в отверстие на тропинке вот эти геометрические фигуры. (Д/И "Геометрическое лото") (дети накладывают геометрические фигуры)
Вос-ль: Дети, а какие геометрические фигуры нам понадобились? Какого они цвета, размера?
(ответы детей)
Вос-ль: Молодцы, ребятки, справились с этим заданием. Тропинку расколдовали, теперь можем отправляться в наше путешествие. (Шагаем по тропинке)
По тропинке дети шли
Мешочек по пути нашли
А мешочек - то не простой
Он волшебный - вот такой.
Вос-ль: Отгадайте-ка мои загадки. А в мешочке лежат отгадки.
Загадки:
1 Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки
(мышка)
2. Две подружки-хохотушки
Прыгали - скакали
Лапкой- хлоп, другого - хлоп,
Щёки раздували.
Увидали комара.
Закричали: Ква-ква-ква!
(лягушка)
3. Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы
(заяц)
4. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт
(лиса)
5. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный
(волк)
6. Ходит летом косолапо,
А зимой сосёт он лапу.
(медведь)
(По мере отгадывания, детьми загадок достаю персонажей животных настольного театра)
Вос-ль: Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? (Из сказки "Теремок")
Правильно! А как вы догадались? (Есть домик, в нём живут звери)
Вос-ль: А кто в теремочке живёт? ( ответы детей: мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайка - побегайка, лисичка- сестричка, волчок - серый бочок, медведюшка - батюшка)
Вос-ль: Сколько зверей живёт в теремочке? (много) А сколько теремочков? (один) Дети, а как вы думаете, они хорошо живут? (Да хорошо, дружно.)
Ну что ж, ребятки.
С этой сказкой попрощаемся.
И дальше отправляемся.
А чтобы в другую сказку нам попасть нужно, проползти по этому туннелю.
По туннелю не спеша
Друг за другом проползём
Стенок мы не задеваем
Спинки, дети прогибаем
(Подходим к столу, на котором настольный театр "Три медведя")
Вос-ль: А вот и новая сказка. Вы её узнали? (да) "Три медведя"
Сколько медведей? (три)
Посчитайте дети (один медведь, два медведя, три медведя)
А сколько девочек? (одна)
Какой медведь самый большой? (папа Михаил Иванович)
А кто поменьше? (мама Наталья Петровна)
А кто самый маленький? (Мишутка)
А теперь, дети встаём все в кружок и расскажем стишок про трёх медведей.
Физминутка
Три медведя шли домой
Папа был большой, большой
Мама с ним поменьше ростом
А сынок - малютка просто.
Очень маленький он был
С погремушками ходил
Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь
С погремушками ходил.
Вос-ль: С этой сказкой мы простимся
Скорей на стульчики садимся.
Снова в сказку мы попали
А в какую отгадайте.
Круглый бок, жёлтый бок
Сидит в грядке колобок
Врос он в землю крепко
Что же это? (репка)
Вос-ль: Молодцы, отгадали загадку.
Посмотрите, какая у нас красивая репка. А давайте вспомним сказку. (Показ сказки на фланелеграфе). Посадил Дед репку, выросла репка большая - пребольшая. Стал дед репку тянуть, тянет - потянет, вытянуть не может. Кого стал дед звать? (бабку)
Вероничка, как дед бабку звал? Прибежала бабка (Фигуры бабки выкладывается на фланелеграфе)Воспитатель вместе с детьми
Бабка за дедку, дедка за репку
Тянут, потянут, вытянуть не могут
Кого стала бабка звать? (внучку) Как бабка внучку звала?
Прибежали внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут. Вытянуть не могут.
Кого стала внучка звать? (жучку) Как внучка жучку звала? (ответ д.) Прибежала Жучка и говорит: "чтобы вытянуть репку необходимо сделать зарядку! "
Физминутка:
Вот мы репку посадили
И водой её полили.
А теперь её потянем
И из репки кашу сварим.
И будем мы от репки
Здоровые и крепкие
Вос-ль: Молодцы, дети, сделали зарядку. Теперь жучка поможет нам репку тянуть. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за детку, детка за репку. Тянет, потянет, вытянуть не могут.
Кого стала Жучка звать? (кошку) Помогите жучке позвать кошку.
Дети: - Кошка помоги вытащить репку.
Вос-ль: Прибежала кошка. Вместе: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут потянут, вытянуть не могут. Кого стала кошка звать? (мышку)
Дети: Мышка помоги репку вытащить.
Вос-ль: Прибежала мышка и говори: "Нарисуйте моим друзьям мышатам короткие усы да длинные хвосты, тогда помогу" (Дети за столом рисуют)
Вос-ль: Молодцы, дети! Стала мышка помогать репку тянуть. Мышка за кошку, кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут и вытянули репку.
Вос-ль: Когда все вместе да дружно, то можно справиться с самым трудным делом и сложным заданием.
А наше с вами путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в группу.
Подойдите все ко мне
Улыбайтесь детки все
Раз, два, три мы покружились
В группе снова очутились.
Вос-ль: А в каких сказках вы сегодня побывали? (дети перечисляют)
Ребята, вам понравилось наше путешествие? (да) А мне понравилось, как вы сегодня занимались. Все были очень внимательными, смогли отгадать загадки и справиться с самыми сложными заданиями. Молодцы!
Определение темы проекта. Закрепили знания различий и сравнений предметов и продолжили знания о геометрических фигурах, о величине, цвете. Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема о моральной стороне сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновению мотивации к творческой деятельности.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса Т. С. Комарова, М. А. Васильева: От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
2. Русские народные сказки : «Теремок», «Три медведя», «Репка».
3. О. Д. Ушакова Загадки, считалки и скороговорки.