Шаврина Регина
Опыт работы по физическому развитию детей 5–6 лет с ЗПР средствами двигательной игротерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка опыта работы по физическому развитию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития средствами двигательной игротерапии
В последнее время все чаще отмечается рост числа дошкольников с нарушениями в психическом и соматическом развитии, требующих к себе пристального внимания специалистов. Одну из таких групп составляют дети с задержкой психического развития.
Публикация «Опыт работы по физическому развитию детей 5–6 лет с ЗПР средствами двигательной игротерапии» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для дошкольного возраста Термин «ЗПР» был предложен Сухаревой Г. Е.
Проблему детей с ЗПР рассматривали Т. А Власова, В. В. Лебединский,К. С. Лебединская, И. Ф. Марковская, М. С. Певзнер, и др Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР обычно сопровождаются сниженными показателями физического развития и физической подготовленности.
Исходя из выше сказанного, актуальность работы определяется тем фактом, что именно двигательные функции выступают в качестве основных коррелятов развития познавательной активности ребенка. С другой стороны, по мнению большинства авторов (В. И. Лубовского, И. Ф. Марковской, Е. М. Мастюковой и др.) проблемы двигательной сферы занимают одно их центральных мест в картине трудностей развития детей с ЗПР.
Как справедливо отметил Е. С. Черник, работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, имеющие единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.
Вышеизложенные факты доказывают целесообразность и актуальность использования здоровьесберегающей коррекционной технологии – двигательной игротерапии (коррегирующие упражнения, коррекционные игры, музыкотерапия, психогимнастика)
Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммукативной и опорно-двигательной сфер детей дошкольного возраста с ЗПР.
Целесообразность использования игротерапии, обусловлена тем, что игротерапия активизирует формирование произвольностей психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения – перехода ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности, представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь со взрослыми – психологом, педагогом, родителями.
Этим обусловлена необходимость методической разработки на Тему : «Проведение физкультурных занятий у детей 5-6 лет с задержкой психического развития средствами двигательной игротерапии».
Цель: сохранение, укрепление и коррекция физического и психического здоровья детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
• обучение основам техники движений, формирование жизненно-необходимых умений и навыков;
• формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;
• воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
• воспитание нравственных и волевых качеств
Наряду с образовательными, оздоровительными, воспитательными, и задачами физического развития, решаются специальные коррекционные задачи:
• коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках упражнениях с предметами и др. ;
• коррекция и развитие координационных способностей;
• коррекция и развитие физической подготовленности;
• коррекция и профилактика соматических нарушений;
• развитие познавательной деятельности
В содержание работы включены следующие Этапы работы :
1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме работы. Определение теоретико-методологические основания здоровьесберегающего подхода при работе с детьми старшего 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Изучение особенностей развития детей 5-6 лет с ЗПР, организации и проведения коррекционно-оздоровительной работы с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработка комплекса и содержания физкультурных занятий для детей 5-6 лет с ЗПР на основе двигательной игротерапии, составление учебного плана работы.
4. Проведение физкультурных занятий с детьми 5-6 лет с ЗПР по учебно-тематическому плану.
При разработке комплекса физкультурных занятий развития физических качеств у детей 5-6 лет с ЗПР, мы опирались на концептуальные положения теории и методики физического воспитания, здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с ними структуру работы составили цель, задачи, средства, методы педагогического воздействия, принципы а так же формы образовательного процесса, который представлены в подразделе
Цель:Сохранение, укрепление и коррекция физического и психического здоровья детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Методы
1. Физического воспитания : игровой, соревновательный, строго
регламентированного упражнения.
2. Общей педагогики: вербального и наглядного воздействия (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, подражание, зрительные ориентиры);
3. Словесные (название упражнения, описание, объяснение, указания, распоряжения, команды, рассказ, беседа, вопросы к детям);
4. Согласования движений с музыкой.
5. Практические (повторение упражнения без изменения и с изменениями, проведение занятий в игровой и соревновательной формах);
6. Игровой.
Средства
-Общеразвивающая, пальчиковая, оздоровительная гимнастика с предметами,
-психогимнастика,
-дыхательная гимнастика,
-физкультминутки,
-ритмическая гимнастика
- сюжетно-ролевой и психокоррекционной направленности,
-логоритмика,
- элементы различных видов спорта,
- подвижные, музыкально-подвижные
-игры и эстафеты.
Формы
Физкультурные занятия (индивидуальные, групповые);
- Динамические паузы на прогулке, Гимнастика после сна;
-Утренняя гимнастика,
Физкультминутки,
-Физкультурные праздники и досуги
-Совместные досуги с родителями
Физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа по физической культуре с детьми ЗПР
Разделы физкультурно-коррекционных занятий Двигательная игротерапия (игры и упражнения)
1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, общеразвивающие упражнения с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.)
2. Развитие общей моторики. Игры с имитационным подражанием ходьбы животных, самомассаж, физкультминутки, упражнения на тренажерах, гимнастических снарядах, Упражнения с речитативами, стихами
3. Развитие двигательной активности Подвижные игры, художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики, упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног, игры иупражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, игры с элементами спорта
4. Развитие координационных способностей Логоритмика, игры на ориентировку в пространстве, упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием,
Игры на развитие равновесия.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы Психогимнастика, этюды, игры на сплочение в группе, совместные упражнения в парах, игры с элементами пантомимики
Каждый их этих разделов включает игры и многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения.
Одни и те же игры и упражнения могут использоваться на занятиях физического воспитания и лечебной физической культуры, в группе.
Методика проведения физкультурного занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Структура физкультурного занятия с детьми с ЗПР состоит из 3 частей.
Вводная часть занятия включает создание эмоционального настроя, активизации внимания, подготовку организма к основной нагрузке. В данной части занятия используются игры на развитие мелкой и общей моторики.
Основная часть занятия включает формирование и коррекцию двигательных умений, и техники выполнения основных движений, профилактику плоскостопия и нарушения осанки (самая большая по объему и значимости) позволяет осуществлять тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. В основной части занятия проводятся игры и упражнения на развитие двигательной активности и координационные способности. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности. Отличительной особенностью основной части занятия является то, что все упражнения выполняются в режиме предметного действия для повышения степени осознанности двигательных действий, обеспечения более прочного усвоения двигательных навыков.
Содержание заключительной части составили упражнения, обеспечивающие общее и мышечное расслабление. Так как расслабление мышцы является важным компонентом двигательного действия, необходимым условием его качественного выполнения применение данных упражнений имеет важное значение.
Способы организации детей на занятии – фронтальный, индивидуальный.
При проведении занятия, нужно учитывать уровень двигательной активности (дети средней активности, с психомоторной вялостью или возбудимостью, состояние здоровья (группы здоровья по сопутствующим отклонениям в развитии). Специфика работы с детьми с ЗПР состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения, по сравнению с нормально развивающимися детьми.
В первой части физкультурного занятия дозировка бега в среднем темпе составляет 1-1,5 минуты (длительность вводно-подготовительной части - 4-5 мин, 20% от общего времени). Вторая часть включает комплекс ОРУ, состоящий из 6 - 7 упражнений (количество повторов 5-7 раз, 3-4 основных движения и подвижную игру (длительность основной части - 13-16 мин, 65%). В третью часть подбираются упражнения для восстановления сил организма (длительность заключительной части - 3-4 мин, 15%).Учитывая психофизические особенности детей с ЗПР, длительность физкультурных занятий не превышает 25 минут.
Особое внимание следует уделять планированию психической и эмоциональной нагрузок, так как у детей с ЗПР отмечается психоэмоциональный инфантилизм. В связи с этим рекомендуется отходить от классической (традиционной) формы проведения физкультурных занятий, а больше использовать сюжетную иигровую форму, что значительно повысит мотивацию дошкольников с ЗПР к физкультурным занятиям, эмоциональную и умственную активность.
Необходимо отметить, что независимо от особенностей проведения физкультурных занятий с дошкольниками, имеющими ЗПР, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера. Применяемые нагрузки должны быть направлены на укрепление основных функциональных систем организма (кардио-респираторной, опорно-двигательной, нервной).
Важно учитывать, что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого, следует учесть, что на начальных этапах проведения физкультурных занятий движения должны выполняться детьми по подражанию (по показу, далее - по словесной инструкции в сочетании с показом, на последнем этапе - по словесной инструкции. Возможно использование схем-моделей, замещающих инструкции (при переключении от одного вида ходьбы или бега к другому, принятии исходного положения, что способствует развитию внимания, мышления, ориентировки в пространстве.
Формы организации двигательной деятельности
Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:
• традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер,
• тренировочная (повторение и закрепление определенного материала,
• игровая (подвижные игры, игры-эстафеты,
• сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений,
• с использованием тренажеров (спортивная перекладина, гимнастическая стенка, велотренажер, беговая дорожка, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья и т. п. ,
• по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, тренажеры, скакалки).
• Ритмика (музыкально-подвижные игры, танцы)
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями : утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой.
Список литературы
1. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). // Теория и практика физической культуры. 1998. №1. - С. 2-7.
2. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура : Учебное пособие. - М. : Советский спорт, 2000. – 240 с.
3. Ефименко Н. Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М. : Линка-пресс, 1999. - 256 с.
4. Жаренкова Г. И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции. // Дефектология. 1972. №4. - С. 10-12.
5. Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа // Дошкольное воспитание. 1995. №6. - С. 25-28.
6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). - М. : Педагогика, 1973. - 144с.
7. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : Учебное пособие. / Под ред. Шапковой Л. В. – М: Советский спорт, 2002. - 212с.
8. Крюкова СВ., Слободняк Н. С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999. - 96с. 59. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники И) симптоматики задержки психического развития /
9. Лебединская К. С. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М., 1982. — С. 21.
11. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М. : Владос, 1997. - 304с.
13. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии : Ранняя диагностика и коррекция. - М. : Просвещение, 1992. - 94 с.