Папки-передвижки

Опыт работы по физическому развитию детей 5–6 лет с ЗПР средствами двигательной игротерапии

Шаврина Регина
Опыт работы по физическому развитию детей 5–6 лет с ЗПР средствами двигательной игротерапии

Методическая разработка опыта работы по физическому развитию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития средствами двигательной игротерапии

В последнее время все чаще отмечается рост числа дошкольников с нарушениями в психическом и соматическом развитии, требующих к себе пристального внимания специалистов. Одну из таких групп составляют дети с задержкой психического развития.

Публикация «Опыт работы по физическому развитию детей 5–6 лет с ЗПР средствами двигательной игротерапии» размещена в разделах

Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для дошкольного возраста Термин «ЗПР» был предложен Сухаревой Г. Е.

Проблему детей с ЗПР рассматривали Т. А Власова, В. В. Лебединский,К. С. Лебединская, И. Ф. Марковская, М. С. Певзнер, и др Экспериментально установлено, что быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР обычно сопровождаются сниженными показателями физического развития и физической подготовленности.

Исходя из выше сказанного, актуальность работы определяется тем фактом, что именно двигательные функции выступают в качестве основных коррелятов развития познавательной активности ребенка. С другой стороны, по мнению большинства авторов (В. И. Лубовского, И. Ф. Марковской, Е. М. Мастюковой и др.) проблемы двигательной сферы занимают одно их центральных мест в картине трудностей развития детей с ЗПР.

Как справедливо отметил Е. С. Черник, работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, имеющие единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

Вышеизложенные факты доказывают целесообразность и актуальность использования здоровьесберегающей коррекционной технологии – двигательной игротерапии (коррегирующие упражнения, коррекционные игры, музыкотерапия, психогимнастика)

Игротерапия рассматривается как средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально- волевой, коммукативной и опорно-двигательной сфер детей дошкольного возраста с ЗПР.

Целесообразность использования игротерапии, обусловлена тем, что игротерапия активизирует формирование произвольностей психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения – перехода ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности, представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в значимую личностную связь со взрослыми – психологом, педагогом, родителями.

Этим обусловлена необходимость методической разработки на Тему : «Проведение физкультурных занятий у детей 5-6 лет с задержкой психического развития средствами двигательной игротерапии».

Цель: сохранение, укрепление и коррекция физического и психического здоровья детей 5-6 лет с задержкой психического развития

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

• обучение основам техники движений, формирование жизненно-необходимых умений и навыков;

• формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;

• воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

• воспитание нравственных и волевых качеств

Наряду с образовательными, оздоровительными, воспитательными, и задачами физического развития, решаются специальные коррекционные задачи:

• коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках упражнениях с предметами и др. ;

• коррекция и развитие координационных способностей;

• коррекция и развитие физической подготовленности;

• коррекция и профилактика соматических нарушений;

развитие познавательной деятельности

В содержание работы включены следующие Этапы работы :

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме работы. Определение теоретико-методологические основания здоровьесберегающего подхода при работе с детьми старшего 5-6 лет с задержкой психического развития.

2. Изучение особенностей развития детей 5-6 лет с ЗПР, организации и проведения коррекционно-оздоровительной работы с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития.

3. Разработка комплекса и содержания физкультурных занятий для детей 5-6 лет с ЗПР на основе двигательной игротерапии, составление учебного плана работы.

4. Проведение физкультурных занятий с детьми 5-6 лет с ЗПР по учебно-тематическому плану.

При разработке комплекса физкультурных занятий развития физических качеств у детей 5-6 лет с ЗПР, мы опирались на концептуальные положения теории и методики физического воспитания, здоровьесберегающих технологий.

В соответствии с ними структуру работы составили цель, задачи, средства, методы педагогического воздействия, принципы а так же формы образовательного процесса, который представлены в подразделе

Цель:Сохранение, укрепление и коррекция физического и психического здоровья детей 5-6 лет с задержкой психического развития

Методы

1. Физического воспитания : игровой, соревновательный, строго

регламентированного упражнения.

2. Общей педагогики: вербального и наглядного воздействия (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, подражание, зрительные ориентиры);

3. Словесные (название упражнения, описание, объяснение, указания, распоряжения, команды, рассказ, беседа, вопросы к детям);

4. Согласования движений с музыкой.

5. Практические (повторение упражнения без изменения и с изменениями, проведение занятий в игровой и соревновательной формах);

6. Игровой.

Средства

-Общеразвивающая, пальчиковая, оздоровительная гимнастика с предметами,

-психогимнастика,

-дыхательная гимнастика,

-физкультминутки,

-ритмическая гимнастика

- сюжетно-ролевой и психокоррекционной направленности,

-логоритмика,

- элементы различных видов спорта,

- подвижные, музыкально-подвижные

-игры и эстафеты.

Формы

Физкультурные занятия (индивидуальные, групповые);

- Динамические паузы на прогулке, Гимнастика после сна;

-Утренняя гимнастика,

Физкультминутки,

-Физкультурные праздники и досуги

-Совместные досуги с родителями

Физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа по физической культуре с детьми ЗПР

Разделы физкультурно-коррекционных занятий Двигательная игротерапия (игры и упражнения)

1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, общеразвивающие упражнения с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.)

2. Развитие общей моторики. Игры с имитационным подражанием ходьбы животных, самомассаж, физкультминутки, упражнения на тренажерах, гимнастических снарядах, Упражнения с речитативами, стихами

3. Развитие двигательной активности Подвижные игры, художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, элементы хореографии и ритмопластики, упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног, игры иупражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, игры с элементами спорта

4. Развитие координационных способностей Логоритмика, игры на ориентировку в пространстве, упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; согласованности движений с дыханием,

Игры на развитие равновесия.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы Психогимнастика, этюды, игры на сплочение в группе, совместные упражнения в парах, игры с элементами пантомимики

Каждый их этих разделов включает игры и многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения.

Одни и те же игры и упражнения могут использоваться на занятиях физического воспитания и лечебной физической культуры, в группе.

Методика проведения физкультурного занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Структура физкультурного занятия с детьми с ЗПР состоит из 3 частей.

Вводная часть занятия включает создание эмоционального настроя, активизации внимания, подготовку организма к основной нагрузке. В данной части занятия используются игры на развитие мелкой и общей моторики.

Основная часть занятия включает формирование и коррекцию двигательных умений, и техники выполнения основных движений, профилактику плоскостопия и нарушения осанки (самая большая по объему и значимости) позволяет осуществлять тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. В основной части занятия проводятся игры и упражнения на развитие двигательной активности и координационные способности. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности. Отличительной особенностью основной части занятия является то, что все упражнения выполняются в режиме предметного действия для повышения степени осознанности двигательных действий, обеспечения более прочного усвоения двигательных навыков.

Содержание заключительной части составили упражнения, обеспечивающие общее и мышечное расслабление. Так как расслабление мышцы является важным компонентом двигательного действия, необходимым условием его качественного выполнения применение данных упражнений имеет важное значение.

Способы организации детей на занятии – фронтальный, индивидуальный.

При проведении занятия, нужно учитывать уровень двигательной активности (дети средней активности, с психомоторной вялостью или возбудимостью, состояние здоровья (группы здоровья по сопутствующим отклонениям в развитии). Специфика работы с детьми с ЗПР состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения, по сравнению с нормально развивающимися детьми.

В первой части физкультурного занятия дозировка бега в среднем темпе составляет 1-1,5 минуты (длительность вводно-подготовительной части - 4-5 мин, 20% от общего времени). Вторая часть включает комплекс ОРУ, состоящий из 6 - 7 упражнений (количество повторов 5-7 раз, 3-4 основных движения и подвижную игру (длительность основной части - 13-16 мин, 65%). В третью часть подбираются упражнения для восстановления сил организма (длительность заключительной части - 3-4 мин, 15%).Учитывая психофизические особенности детей с ЗПР, длительность физкультурных занятий не превышает 25 минут.

Особое внимание следует уделять планированию психической и эмоциональной нагрузок, так как у детей с ЗПР отмечается психоэмоциональный инфантилизм. В связи с этим рекомендуется отходить от классической (традиционной) формы проведения физкультурных занятий, а больше использовать сюжетную иигровую форму, что значительно повысит мотивацию дошкольников с ЗПР к физкультурным занятиям, эмоциональную и умственную активность.

Необходимо отметить, что независимо от особенностей проведения физкультурных занятий с дошкольниками, имеющими ЗПР, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера. Применяемые нагрузки должны быть направлены на укрепление основных функциональных систем организма (кардио-респираторной, опорно-двигательной, нервной).

Важно учитывать, что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого, следует учесть, что на начальных этапах проведения физкультурных занятий движения должны выполняться детьми по подражанию (по показу, далее - по словесной инструкции в сочетании с показом, на последнем этапе - по словесной инструкции. Возможно использование схем-моделей, замещающих инструкции (при переключении от одного вида ходьбы или бега к другому, принятии исходного положения, что способствует развитию внимания, мышления, ориентировки в пространстве.

Формы организации двигательной деятельности

Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:

• традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер,

• тренировочная (повторение и закрепление определенного материала,

игровая (подвижные игры, игры-эстафеты,

сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений,

• с использованием тренажеров (спортивная перекладина, гимнастическая стенка, велотренажер, беговая дорожка, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья и т. п. ,

• по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, тренажеры, скакалки).

• Ритмика (музыкально-подвижные игры, танцы)

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями : утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой.

Список литературы

1. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). // Теория и практика физической культуры. 1998. №1. - С. 2-7.

2. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура : Учебное пособие. - М. : Советский спорт, 2000. – 240 с.

3. Ефименко Н. Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М. : Линка-пресс, 1999. - 256 с.

4. Жаренкова Г. И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции. // Дефектология. 1972. №4. - С. 10-12.

5. Змановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа // Дошкольное воспитание. 1995. №6. - С. 25-28.

6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). - М. : Педагогика, 1973. - 144с.

7. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии : Учебное пособие. / Под ред. Шапковой Л. В. – М: Советский спорт, 2002. - 212с.

8. Крюкова СВ., Слободняк Н. С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999. - 96с. 59. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники И) симптоматики задержки психического развития /

9. Лебединская К. С. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М., 1982. — С. 21.

11. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М. : Владос, 1997. - 304с.

13. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии : Ранняя диагностика и коррекция. - М. : Просвещение, 1992. - 94 с.

Публикации по теме:

Игровое пособие по физическому развитию «Муха-Цокотуха» для детей 3–7 летИгровое пособие по физическому развитию «Муха-Цокотуха» для детей 3–7 лет Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №491 «Лучики» Изготовила: воспитатель Кузнецова.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Конспект интегрированной НОД по физическому развитию «Животные Африки» для детей 6–7 лет Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Мастер-класс по развитию двигательной активности у детей 3–7 лет с использованием дидактического пособия «Паучок Гоша»Мастер-класс по развитию двигательной активности у детей 3–7 лет с использованием дидактического пособия «Паучок Гоша» Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей Задачи: 1. Познакомить участников мастер – класса с опытом работы.

Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возрастаОпыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Попова валентина Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Перед нами, дошкольными работниками.

Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольниковОпыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников Опыт работы по развитию конструктивных способностей дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Опыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельностиОпыт работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Ребенок реагирует на все происходящее эмоциями.

Конспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детейКонспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детей «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ» Цель: Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Удовлетворение естественной потребности детей в движении,.

Перспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группеПерспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группе Перспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группе детского сада. Сентябрь 1 неделя. Беседа «Что такое правильная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по физическому развитию детей 5–6 лет с ЗПР средствами двигательной игротерапии
Опубликовано: 26 июня 2022 в 21:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД