Ольга Моисеева
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Алёнушка»
Методическая разработка по экологическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
«Друзья природы»
Автор: Моисеева Ольга Ивановна,
воспитатель
I квалификационной категории
г. Тамбов 2022г.
/
/
Публикация «Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ЗПР „Друзья природы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность методической разработки по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Друзья природы»
Почему человек – венец всего живого – приобретя силу и власть над миром природы, всё меньше ценит и уважает её? Сегодня всё чаще замечаешь жестокое обращение к природе. Появляются новые зоны экологического бедствия. Остановить опасность, уберечь от катастрофы природу может только человек. Взрослого человека, погрязшего в заботах и проблемах, трудно переделать. Вся надежда на воспитание у детей, начиная с самого раннего возраста, правильного общения с природой. Судьба планеты в руках воспитателя - дошкольника! Именно у младших детей с их чуткостью, восприимчивостью можно воспитать благоговение перед жизнью, уважение к природе.
Главная идея – организация работы по экологическому воспитанию дошкольников позволит воспитать положительное отношение детей к природе, которое должно иметь активный, деятельный характер; сформировать основы экологической культуры дошкольников.
Цель методической разработки – воспитание положительного отношения детей к природе; формирование основ экологической культуры у старших дошкольников с ЗПР.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о природе и её ценности;
- учить детей правилам поведения в природе и осмысленному следованию этим правилам;
- формировать умения разнообразной деятельности в природе, а именно практической, эстетической, творческой;
- формировать особые умения и навыки бережного отношения к окружающей среде;
- формировать у детей чувство действенной любви к своему родному краю, своей малой родине, опираясь на работу по приобщению к родной природе, по развитию основ экологической культуры.
Новизна методической разработки состоит :
• в активном участии значимых для ребёнка взрослых в различных мероприятиях (мы привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, субботниках);
• в наличии интересного и доступного материала, который побуждает детей к активной деятельности (различные инструменты, земля, песок, семена растений, мох, шишки, коренья);
• в наличии культурных образцов по экологической деятельности (создание мини-лаборатории, своевременность подачи схем, моделей);
• в создании особой атмосферы принятия, поощрения данной деятельности (дневники наблюдений, рисунки, презентации, фотографии);
• в построении работы таким образом, чтобы ребёнок мог увидеть, эмоционально пережить, понять причинно-следственные связи своей деятельности и того результата, который получен;
• в обеспечении максимальной возможности активного контактирования с природой.
Организация: в методической разработке участвовали 13 обучающихся группы №10 компенсирующей направленности для дошкольников с ЗПР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Алёнушка» города Тамбова, воспитатели, родители.
Сроки методической разработки : в течение 2021-2022 учебного года во время совместной деятельности воспитателей, обучающихся и родителей; накопление информационного материала в течение года.
Цель разработки :
Формировать у детей с ЗПР экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Образовательные области:
Социально –коммуникативное развитие, познавательное развитие,
художественно –эстетическое развитие, речевое развитие.
Задачи методической разработки :
•Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
•Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
•Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
•Формировать знания о живой и неживой природе, ее объектах.
Этапы реализации методической разработки :
1 этап– Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Диагностика. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию методической разработки.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации методической разработки
Основной этап
1. Апробация содержания методической разработки “ Друзья природы”.
2. Проведение мероприятий согласно технологической карте.
3. Взаимодействие с родителями, помощь в реализации данной разработки.
Заключительный этап
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Фотомонтаж.
3. Подведение итогов.
4. Презентация разработки.
Принципы реализации разработки :
•Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
•Принцип природа-сообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
•Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и
ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
•Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
•Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
•Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации разработки :
•Экологические занятия.
•Наблюдения и экологические экскурсии.
•Познавательное чтение.
•“Уроки доброты”.
•Опыты и эксперименты.
•Природоохранные акции.
•Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Методы реализации разработки :
1. Словесные: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, развлечения, наблюдения.
2. Наглядные: рассматривание иллюстраций, рассматривание фотографий,
экскурсии.
3. Практические: изготовление поделок, рисование, моделирование ситуаций,
уход за растениями.
4. Поисковый:сбор иллюстраций, фотографий, беседы с родителями
чтение художественной и энциклопедической литературы.
Ресурсное обеспечение разработки :
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты
занятий, сценарии развлечений и т. д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
5. Подборка опытов и экспериментовв соответствии с задачами разработки.
6. Диагностический инструментарий.
Данная методическая разработка может послужить основой для создания каждым воспитателем своей системы практической работы с детьми по воспитанию положительного отношения детей к природе; формированию основ экологической культуры у старших дошкольников, в том числе и с детьми с ОВЗ.
Содержание основного этапа
Технологическая карта (подготовительная группа)
Участники
проекта
Срок Совместно–
партнерская деятельность
взрослого и ребенка
Самостоятельная
деятельность, поддержка
детской инициативы
Дети
Сентябрь Экскурсия к водоему. Наблюдение за дикими утками,кормление уток.
Цель: развивать у детей наблюдательность, бережное отношение к уткам, желание их покормить.
Беседа: «Кто охраняет природу?»
Цель: Познакомить детей с деятельностью
государственных и общественных, а также
детских природоохранных организаций.
Вызвать желание создать в детском саду
подобную организацию.
Показ презентации: «Гринпис?»
Цель: познакомить детей с организацией, чем занимается организация, показать экологические проблемы современного мира, привлечь внимание детей к защите природы.
Д/ игра: «Знаки?»
Цель: закрепить правила поведения в природе, умение обосновать свой ответ.
Наблюдение за огородом и клумбой «Сбор семян»
Цель: развивать наблюдательность, умение видеть изменения в природе с приходом осени, рассмотреть семена цветов, уточнить для чего собирают семена.
Труд:«Соберем урожай»
Цель: развивать желание трудиться на огороде, действовать сообща Рисование: «Утки в пруду»
Цель: развивать умение
отобразить в рисунке
впечатления экскурсии
Рассматривание иллюстраций
журналов: «Юный натуралист»
Цель: Прививать любовь к
природе, желание сохранить
красоту.
Трудовое поручение:
«Разберем собранные семена»
Цель: привлечь детей
действовать вместе, заботится о собранных семенах.
Лепка: «Утки с утятами»
Цель: развивать умение лепить птиц, соблюдая форму и цвет
Родители Поделки из овощей
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук детей, привлечь родителей к
совместной работе с детьми.
Дети
Октябрь Беседа: «Как можно назвать организацию защитников природы в детском саду?»
Цель: Побеседовать о работе «зеленого патруля» в школе, уточнить важность его деятельности. Выслушать высказывания детей по поводу названия организации в детском саду.
Рассматривание формы ЭКО патруля
Цель: уточнить цвет, объяснить почему форма зеленого цвета, уточнить в чем заключается работа ЭКО патруля группы.
Экскурсия-развлечение по экологической тропе в лесу
Цель: познакомить детей с обитателями
экологической тропы, вызвать эмоциональный отклик, желание защищать природу, вспомнить правила поведения в природе, доставить детям радость.
Оформление стенгазеты
Цель: Познакомить общественность детского сада с ЭКО патрулем.
Д/ игра: «Как бы ты поступил?»
Цель: учить видеть плохие поступки людей по отношению к природе, высказывать свое мнение.
Экскурсия в лесопарк Проблемная ситуация:«Откуда в лесопарке мусор?»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, дать понятие о том, что люди бросают мусор и загрязняют лесопарк.
Выступление ЭКО патруля перед ребятами
других групп
Цель: познакомить общественность детского сада с работой ЭКО патруля, через выступления детей.
Рассматривание иллюстраций
журналов и энциклопедий:
«Юный натуралист»,
Цель: развивать любознательность
Настольная игра: «Собери
картинку»
Цель: собирать из частей целое, развитие мышления.
Сбор шишек, веточек, коры
для поделок
Рисование: «Охраняй природу»
Цель: развивать творчество,
фантазию, умение отображать в рисунке охрану природы
Конструирование из
природного материала
Цель: развивать творчество,
Воображение фантазию, умение преображать
природный материал в
задуманный образ
П/ игра: «Звери на болоте»
Цель: закрепить умение
контролировать движения и
действовать по инструкции
Труд: «Позаботимся о
комнатных растениях»
Цель: продолжать учить детей заботится о комнатных
растениях –поливать, рыхлить землю
Родители Мини проекты детей : «Редкие растения Тамбовщины»
Цель: привлечь родителей к совместной работе с детьми
Дети
Ноябрь ООД: «Наша планета и вода»
Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о нашей планете, уточнить что планета состоит из воды. Воспитывать экологическую культуру. Развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитывать бережное отношение к планете.
Чтение экологической сказки :«Колобок»
Цель: продолжать учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, распределить роли.
Д/ игра: «Воздух, земля,вода».
Цель: закрепить знания детей об объектах природы
Просмотр фильма: «Круговорот воды в природе»
Цель: закрепить знания детей о круговороте воды, умение отвечать на вопросы, высказывать свое мнение. Речевую игру «Вода –это.»
Цель:развивать мышление
дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Рисование: «Моя планета»
Цель: развивать творчество,
фантазию, умение отобразить в рисунке планету
Родители Рисование плакатов, рисунков: «Берегите воду!»
Цель: привлечь родителей к совместному рисованию с детьми, развивать у детей фантазию.
Дети
Декабрь Беседа «Деревья в лесу»
Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и
заботливое отношение к ним. Уточнить, к чему приведет- спил елок к празднику и что нужно сделать чтобы не вырубали елки в лесу к празднику.
Ознакомление с художественной литературой
Чтение рассказа В. Бианки «Декабрь»
Цель: закрепить умение слушать, отвечать на вопросы по содержанию.
Вечер загадок (животные, птицы, деревья)
Цель: учить внимательно слушать и отгадывать загадку, делать умозаключения.
«Животные и птицы зимой»
Цель: Воспитывать бережное отношение к животным
и птицам, уточнить как выживают в морозы животные и птицы и как человек может им помочь
Рисование листовок
«Берегите лес!»
Словесная игра: «Опиши, мы
отгадаем»
Цель: учить детей по описанию угадывать название дерева
П/ игра: «Совушка»
Цель: закрепить умение действовать по сигналу, играть по правилам
Лепка: «Животные и птицы»
Цель: развивать творчество,
умение лепить ранее изученным способом
Аппликация:«Зима в лесу»
Цель: развивать творчества,
фантазию, умение пользоваться приемами вырезания, проявлять
аккуратность в работе
П/ игра: «Воробушки и
автомобиль»
Цель: закрепить умение действовать по сигналу.
Родители Природоохранная акция : «Берегите лес!»
Цель: привлечь детей и родителей к раздаче листовок с просьбой не вырубать елки к празднику. Изготовление кормушек для птиц
Цель: прививать заботу о птицах, привлечь родителей к изготовлению кормушек.
Дети
Январь Викторина: «Зимний лес»
Цель: Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о много-
Ярусности смешанного леса; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в умении
различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам; узнавать животных по их внешнему виду (изображению). Развивать память, быстроту реакции, сообразительность,
логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Воспитывать любовь к родной природе.
Природоохранная акция «Повесим кормушки для птиц»
Цель: воспитывать бережное отношение и любовь к птицам, желание в холода их покормить.
Ознакомление с художественной литературой: чтение рассказа Бианке «Синичкин календарь»
Цель: продолжать учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы воспитателя
Д/ игра: «Животные и птицы»
Цель: закрепить название животных и птиц, их детенышей, части тела.
Огород на окне «Посадка чеснока и лука»
Цель: учить детей готовить грунт, аккуратно сажать семена.
Игра с мячом: «Я знаю» Цель: закрепить умение
классифицировать объекты
природы
Рисование: «Зимующие птицы»
Цель: развивать умение
передавать в рисунке образ
птицы
Рассматривание иллюстраций детских книг
Цель: развивать
любознательность
Настольная игра:
Зоологическое лото»
Цель: закрепить название животных, птиц, деревьев играть по правилам
Труд: «Польем огород»
Цель: развивать желание ухаживать за растением, поливать аккуратно
не разбрызгивая воду
Родители Проектная деятельность: «Зимующие птицы»
Цель: привлечь родителей и детей, побуждать использовать для сбора информации различные источники
Дети
Февраль Просмотр презентации: «Зимний лес»
Цель: познакомить детей с зимними явлениями природы (метель, пурга, вьюга, уточнить как выживают в лесу животные и птицы в холода
Беседа: «Из чего делают бумагу?»
Цель: уточнить представление детей из чего делают бумагу, рассказать детям что вырубают лес и из деревьев делают бумагу, воспитывать бережное отношение к деревьям.
Викторина: «Природа и мы»
Цель: уточнить представления детей об объектах окружающей природы.
Ознакомление с художественной литературой:Чтение стихов о птицах «Птичья столовая»
Цель: дать представление о значимости птиц, продолжать учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, воспитывать любовь и заботу к птицам. Раскрашивание иллюстраций: «Животные птицы»
Цель: закрашивать аккуратно, не выходя за края.
Изготовление пано из
пластилина и природного
материала
Цель:развитие
эстетического вкуса, мелкой
моторики рук.
Словесная игра: «Опиши мы
отгадаем»
Цель: закрепить
умение классифицировать
деревья по их признакам
Аппликация способом
обрывания: «Деревья»
Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения.
П/ Игра:«Лиса и зайцы» Цель:
закрепить умение слушать и
подчиняться правилам
Родители Эксперимент «Проращивание апельсиновой косточки».
Цель: развивать интерес детей, наблюдательность, умение фиксировать результат эксперимента.
Дети
Март Выступление Эко патруля перед ребятами средней группы
Цель: привлечь внимание ребят, рассказать о том что природу нужно беречь. Раздача рисунков.
Д/ игра: «Как растет живое?»
Цель: расширять представления детей о живых существах, о их развитии, активизировать речь детей
Беседа: «Весна пришла»
Цель: уточнить представления детей, какие изменения в природе происходят с приходом весны, что снег начинает таять, а под ним мусор.
«Проращивание семян кабачков и тыкв»
Цель: развивать наблюдательность, желание видеть результат
Показ экологической сказки «Колобок»
Цель: привлечь ребят других групп через показ сказки,
что бы они не бросали мусор в лесу, на детской площадке. Конструирование из
бросового материала
«Скворечник»
Цель: закрепить
умение из разных коробок
конструировать скворечник,
украшать его.
Рассматривание иллюстраций книг о животных
Цель: развивать любознательность
желание узнать что то новое
Рисование: «Весна»
Цель: отображать в рисунке краски весны, развивать творческие способности
Труд: «Посадка семян в грунт»
Цель: закрепить умение
высаживать проросшие семена в грунт
Лепка «Ёжик»
Цель: закрепить умение лепить ёжика передавая
его характерные особенности
Родители Изготовление скворечников для птиц
Цель: привлечь родителей к совместной работе с детьми
Дети
Апрель Труд: «Посев семян бархатцев, петуньи, шафранов»
Цель: продолжать учить детей готовить грунт, аккуратно сеять семена.
Просмотр презентации «Перелетные птицы»
Цель: закрепить название перелетных птиц, уточнить как ведут себя птицы с приходом весны.
Мини-проекты детей о перелетных птицах
Цель: привлечь родителей к совместной работе с детьми.
Показ экологической сказки «Дедушкин огород»
Цель :привлечь внимание ребят других групп, помочь понять, что природу нужно беречь –нельзя мусорить, разжигать костры, рубить деревья.
Коллективное рисование плаката: «Берегите природу»
Цель: познакомить детей с искусством плаката, вызвать желание у детей к созданию своего плаката природоохранного содержания, развивать детское творчество.
Рисование: «Огород на
подоконнике»
Цель: закрепить умение рисовать с натуры
Труд:«Поливка рассады» Цель :продолжать заботится о
растениях, поливать ккуратно
Аппликация: «Весна пришла»
Цель: закрепить умение
передавать в работе признаки
весны
П/ игра: «Травинки»
Цель: развивать наблюдательность
умение действовать в
соответствии со словами
Родители Взаимодействие с родителями: предложить родителям оказать посильную помощь
ребенку в выборе тематики и содержания плаката
Дети
Май Выступление «Экологического патруля»
Цель: привлечь внимание детей к защите природы
.
Труд на цветнике: «Высадка бархатцев, шафранов»
Цель: трудиться сообща, украсить участок цветами.
Уборка на территории участка
Цель: развивать трудолюбие, желание позаботиться о чистоте участка.
Экскурсия по экологической тропе на участке
Цель: познакомить детей с обитателями экологической тропы, вызвать эмоциональный отклик, желание защищать природу
Чтение И. Гурина «Как появляется бабочка?»
Цель: познакомить детей с рассказом о бабочке, продолжать внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Труд на огороде:«Высадка рассады кабачков и
тыкв» Цель: закрепить умение действовать сообща, учить высаживать осторожно ;закрепить последовательность высадки растений
.
Уборка на территории
участка
Цель: развивать трудолюбие, желание позаботиться о чистоте участка.
Трудовое поручение:
«Польем цветы»
Цель: развивать
трудолюбие, заботу о цветах.
П/ игра: «Замри –отомри»
Цель: закрепить умение
контролировать движения,
подчиняться инструкции.
Рисование:
«Грачи на березе»
Цель: закрепить умение делать набросок простым карандашом, аккуратно закрашивать не выходя за края.
Настольная игра:
«Сложи картинку»
Цель: закрепить
умение составлять из частей
целое.
Д/ игра: «Знаки»
Цель: закрепить правила поведения в природе.
Трудовое поручение:
«Польем цветник и огород» Цель: продолжать ухаживать за растениями, поливать их
Родители Презентация плакатов и мини-проектов детей.
Цель привлечь внимание родителей и детей к бережному отношению к природе
Итог: Презентация результатов проекта.)
Заключение
Наблюдая, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей, родители пришли к выводу, что наша деятельность по организации проекта не только расширяет кругозор детей, но и развивает, воспитывает их. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, знают, что человек и природа неразрывно связаны, и это меня очень радует.
/ Литература
1. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений/М. : Издательство ГНОМиД, 2002.
2. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию/Детство-пресс, 2007.
4. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
5. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
6. Евдокимова Е. С., Технология проектирования в ДОУ/ Москва 2008.
7. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников/Волгоград : Учитель, 2008.