Получи документы

Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Марина Поваляева
Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что дети развиваются в движении. Поэтому они с раннего возраста так любят пальчиковые игры, а также игры на координацию движения и речи.

Анализ литературы по проблеме развития мелкой моторики.

Публикация «Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Многие авторы ссылаются на известные исследования профессора М. М. Кольцовой, которая экспериментальным образом установила зависимость формирования речевых областей от степени развития «тонких» движений пальцев. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений, пальцев рук.

В. П. Сухомлинский справедливо утверждал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие мелкой моторики как бы подготавливает почву для последовательного формирования речи.

И. Т. Топоркова, Н. Л. Кутяева, С. Д. Щербина, С. Е. Гаврилина в книге «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать» (Ярославль 1997 год) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют детям упражнения, доступные их возрасту.

В. В. ,рекомендует в своем пособии «Играем пальчиками и развиваем речь» (СПБ 1996) такие упражнения которые вырабатывают ловкость и умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.

Е. В. Владимирова и Р. Д. Тригер в пособии «Я учусь писать» (М. 1994) предлагают упражнения по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков, обосновываю тем самым подход развитию кисти руки как комплексному так и заблаговременному.

Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и в частности речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Целью данной работы является раскрытие актуальности использования различных методов и приемов для совершенствования мелкой моторики в коррекционно-логопедической работы.

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики.

Пассивная гимнастика.

Простейший метод- массаж (поглаживание пальцев и запястья).

Простейшие упражнения- сгибать и разгибать каждый пальчик ребенка.

Упражнение обеих рук следует проводить 2-3 минуты ежедневно. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений, нужно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Поглаживание проводится медленно и плавно. Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Продолжительность массажа 3-5 минут. Можно использовать классическую музыку.

Массаж и самомассаж с использованием специального мячика с шипами необходимо выполнять движениями по спирали от центра ладони к кончикам пальцев. Массажный мячик должен быть твердым, тогда воздействие будет максимальным.

В комплексе по развитию и совершенствованию «тонких движений» пальцев рук предлагается самомассаж с «ребристым» карандашом (ручкой) и катушкой из под ниток.

Активная гимнастика.

Для развития мелкой моторики используется всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, бусины, пуговицы, спички, счетные палочки.

Если взять, например, шнуровку. Все ее детали имеют множество дырочек и, как правило, до приятных на ощупь материалов, простое прикосновение к ним приносит удовольствие, что развивает тактильную чувствительность и осязание ребенка. Игры- шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, способствуют пониманию понятий вверху, внизу, справа, слева, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что в свою очередь влияет на формирование и становление речи.

Развитие мелкой моторики способствуют игры с мелкими предметами- пуговицами, бусинами, камешками, собирание разрезных картинок и пазлов, выкладывание из семян различных овощей и фруктов, круп, игры с прищепками, бигудями.

Развивающие игры с предметами, направлены на развитие объема движения, переключаемости, точности, удержания позы.

Пальчиковая и сопряженная гимнастика.

Выполнение упражнений, сопровождающихся короткими стихотворными строчками помогают ребенку, чтобы его речь стала более четкой, ритмичной, яркой. Развивается детей, т. к. они учатся запоминать определенное положение рук и последовательность движений. После выполнения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость. Овладев упражнениями пальчиковой гимнастики. Ребенок может и рассказать руками целые истории.

Сопряженную гимнастику рекомендуется проводить во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнастики.

Цель сопряженной гимнастики- привлечение внимания ребенка к ощущениям,которые возникают от движений мышц пальцев и губ; научить управление этими движениями.

Пальчиковый театр.

Пальчиковый театр- используется на логопедических занятиях. Дети одевают персонажей сказок на пальчики и рассказывают с большим увлечением известные истории «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д.

У перчаточной куклы основанием служит перчатка, голову делают из папье- маше или шиты из ткани. Перчаточные куклы используют для различных инсценировок.

Перчаточная кукла часто приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться.

Графические упражнения, рисование, оригами.

Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур.

Существует различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, петлями и т. д.

Обводку графиков лучше начинать внутренней стороны т. к. ребенку легче обводить внутри чем снаружи.

Благотворно на развитие мелкой моторики влияет рисование пальцем. Рисовать можно, проводя пальцем по крупе, лежащей на ярком подносе, а также на листе бумаги, обмакнуть палец или кисть в краску.

Конструирование из бумаги позволяет создать благоприятные условия для развития у детей способности работать руками под контролем сознания, делает их более чувствительными, подвижными и ловкими.

Оригами- искусство складывания фигур из бумаги. Если сложить листочки бумаги точно по линиям аккуратно погладить каждую складку, то можно получить оригинальные фигурки (поросенка, лягушку, журавлика).

Физминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой.

Физминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышение работоспособности, снятие нагрузки, связанной с речью детей.

Проговаривание стихом одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, и наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Сочетание упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наиболее обучающего эффекта.

В ходе физминуток дети «конструируют» из пальцев различные предметы и объекты. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

Особенности развития речи детей 5-6 года жизни.

Речь-инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллекты воспитывающего эмоцию и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фактических и грамматических).

Как известно, период наивысшей речевой активности - пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к 5 годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключением из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления.

Например: дошкольники правильно употребляют существительные с различными суффиксами (медведица-медвежонок, в их рассказах встречаются удивительно точные оценки предметов и явлений (притолстился, вертучий, начинается использование прилагательных (тяжелый - очень тяжелый, полегче - самый легкий, они начинают обозначать оттенки цветов (сиреневый, сиреневатый). Возрастает и число глаголов, дошкольники начинают употреблять синонимы (идет-шагает, вышагивает - плетется). Также в высказываниях детей появляется множество слов, относящиеся к разным частям речи и обозначающим деятельность людей.

По всей видимости, это связано с тем, что период 5-7 лет является возрастом оформления социально - стандартизированной речи.

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков, у одних могут быть задержки в их усвоении, а другое - неправильное оформление (горловое или одноударное р).

Некоторые дети не дифференцируют на слух звуки, а иногда звуки р и л. Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи, могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется планирующая, регулирующая, практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач- это составляющая деятельности общения.

К старшей группе речь взрослых по - прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр, при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки и т. д.

В этом возрасте словарный запас постоянно пополняется т. к. ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем педагогу необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми. Для этого можно использовать специальные дидактические игры и упражнения (вершки - корешки, Что изменилось?

С помощью разнообразных игр дети осваивают и морфологические средства языка. С этой целью необходимо обращать внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории.

Для совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибки в рассказе товарища).

Необходимо учить детей понимать вопросы, и правильно отвечать на них: (как бы ты сделал? Как можно помочь).

Характеризуя предметы, дети шестого года жизни называют цвет, размер, и другие отличительные признаки, что способствует появлению в них речи предложений с однородными членами.

В 6- летнем возрасте детей нужно учить дифференцировать наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие (ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь, звонкие и глухие (в-ф, з-с,ж-ш,б-п) и т. д.

На занятиях нужно использовать специальные игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи.

Для развития речевого дыхания нужно использовать скороговорки. Для этого детям напоминается текст, затем они несколько раз проговаривают его хором в разном темпе.

На занятиях и в повседневной жизни у детей шестого года жизни необходимо совершенствовать диалогическую речь. Диалог - это произвольная контекстная речь, ему надо учить, используя для этого разнообразные игры и упражнения.

Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию: пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием.

Таким образом будет осуществляться целенаправленное приобщение детей к важнейшим сферам человеческой деятельности и культуры.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРИспользование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Введение «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Ральф Эмерсон. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Развитие мелкой моторики при работе с детьми, имеющими речевую патологиюРазвитие мелкой моторики при работе с детьми, имеющими речевую патологию Развитие мелкой моторики при работе с детьми, имеющими речевую патологию Одна из задач, стоящих перед дошкольными учреждениями – это подготовка.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Всем известно, что развитие мелкой моторики рук у детей способствует речевому развитию. Мы в своей работе используем различные тренажеры.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Еремина А. А. Основной целью представленных пособий является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 6 августа 2016 в 14:08
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД