Лучший педагог года

Методическая разработка занятия по истории казачества для детей старшего дошкольного возраста «Воинская слава казака»

Полина Андрюшина
Методическая разработка занятия по истории казачества для детей старшего дошкольного возраста «Воинская слава казака»

1. Тип проекта: творческий.

По содержанию: педагогический, семейный.

По числу участников проекта: подготовительная группа № 8 (дети и их родители).

По времени проведения: продолжительный.

По характеру контактов: в ДОУ.

2. Актуальность проблемы: Немалое внимание уделено аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в Волгоградской области. Большое значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т. д.) совместно с педагогами и родителями. Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества.

Публикация «Методическая разработка занятия по истории казачества для детей старшего дошкольного возраста „Воинская слава казака“» размещена в разделах

3. Цель проекта: создание мини-музея истории казачества для привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края (казаков, уважения и бережного отношения к семейным ценностям.

Задачи проектной деятельности:

отследить эффективность проекта, как формы работы с детьми и родителями;

прививать у детей и их родителей интерес к истории и культуре казаков;

отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей;

4. Предполагаемый результат:

Выявить родителей, связанных с историей казачества.

Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в мини-музей.

Получить передовой педагогический опыт по активизации детей

Распространить лучший опыт родителей через оформление стенда для родителей ДОУ в мини-музее.

Идея: познакомить детей с иллюстрацией портрета атамана Платова Матвея Ивановича, вместе с детьми прочитать о нём литературу. Предложить детям рассказать о том, что они знают о воинах казаках. Объявить конкурс среди детей и их родителей на лучший рассказ о казачестве с использованием семейных реликвий или другого материала об истории и традициях казачества. Выбирается лучший проект и оформляется стенд в мини-музее.

После завершения проекта проводятся тематические занятия. В данной разработке представлено одно из цикла занятий по знакомству с историей казачества «Воинская слава казака».

Методическая разработка занятия по истории казачества для детей подготовительной к школе группы «Воинская слава казака»

Время проведения – 35 минут.

Форма проведения занятия : Посиделки.

Участники занятия : педагоги, дети, родители.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с историей возникновения донского казачества;

учить отличать воинов-казаков по одежде;

ознакомить детей с героями-казаками.

Развивающие:

развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций, бытующих в Волгоградской области;

развивать интерес к коллекционированию и желанию собирать предметы старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т. д.);

формировать интерес к подлинным предметам старины и способности извлекать информацию из различных источников.

Воспитывающие:

воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям и обрядам;

развиватьчувство коллективного творчества.

Материал: Зал оформлен в виде казачьего куреня. В центре куреня грубка (печь, стол с кухонной утварью, лавка.

Атрибуты: иллюстративный материал для показа детям; музейные активы – икона Божьей Матери 18 века, альбом 19 века семьи Братухиных.

Ход занятия

Хозяйка куреня (казачка) : Здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю вас в мой казачий курень – на посиделки. А о чём мы будем с вами говорить, подскажут строки из стихотворения «Покров» поэта, донского казака Николая Николаевича Туговерова.

На фоне музыки Свиридова «Весна и осень» звучит отрывок из стихотворения «Покров», записанный на аудиокассету:

Покидал я родную станицу,

На войну уходя, наконец,

На шипы подковал кобылицу

У моста наш станичный кузнец.

По-иному звенели подковы,

И казачки глядели мне вслед,

И станица казалася новой

Атаманцу семнадцати лет.

Ответы детей.

Хозяйка: Правильно, ребята, мы сегодня поговорим о замечательном, героическом казачьем крае, о наших героях-казаках. (показывает иллюстрации воинов разных стран в полном обмундировании)

– Как вы думаете, есть ли на этих иллюстрациях казак? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Хозяйка (показывает выбранную иллюстрацию с изображением казака в форме) : Да, действительно, это казак! Казаки живут рядом с нами, среди нас; живут семьями. На одной из встреч в мини-музее, где гостями наших посиделок были ваши родители, бабушки и дедушки, мы узнали, что многие из вас казачата. Помните, с какими интересными старинными фотографиями и вещами, которые принадлежали вашим прабабушкам и прадедушкам мы с вами познакомились, многие из них стали экспонатами нашего мини-музея.

Так кто же такие казаки?

Об этом вам сегодня расскажет наш гость – настоящий казак, из хутора Нижнедолговского Нехаевского района Волгоградской области – Неведров Алексей Александрович – папа Даши Неведровой, которая посещает наш детский сад. Они стали победителями нашего конкурса на лучший рассказ об истории и традициях казачества.

Казак Неведров Алексей Александрович (рассказ с использованием иллюстраций, фотографий, предметов старины) : Здравствуйте, ребята. Зовут меня Алексей Александрович, а фамилия – Неведров, что означает дождевой. Родился я и вырос в казачьей семье Неведровых в хуторе Нижнедолговском Нехаевского района Волгоградской области. Мы с вами живём в казачьем крае, вокруг нашего города очень много хуторов, станиц. А это и есть поселения казаков.

В давние времена, 400 лет назад, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди? Да потому, что, где вода – там и жизнь. Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя казаками. Казак – это значит вольный человек, удалой (Приложение).

Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

Казак Неведров Алексей Александрович: Ребята, а что вы знаете о казаках? Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

1 ребёнок. Казак – вольный человек, храбрый воин.

Казак Неведров Алексей Александрович: А какая главная казачья заповедь?

Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»

Ребё нок:

Из-под кочек, из-под пней

Лезет враг оравой.

Гей, казаки, на коней!

И айда за славой!

Тает, тает сизый дым,

Ты прощай, станица!

Мы тебя не постыдим –

Будем лихо биться!

Дети играют песню ДА В САДУ ДЕРЕВО ЦВЕТЁТ

Казак Неведров Алексей Александрович: За родную Русь воевали и охраняли границы Астраханские, Уральские, Волжские, Запорожские и Донские казаки. Вот сколько казаков. Рядом с нашей Волгой-матушкой течёт река Дон. Значит, у нас донские казаки. Помните – вольные казаки селились по берегам рек.

Казачество донское,

Казачество лихое

Основой послужило

Казачьим всем войскам.

Куда бы ни кидали,

Куда б ни выселяли –

Границы охраняли

На зависть всем врагам.

Казак Неведров Алексей Александрович: Так какое же главное призвание казаков?

Дети: Быть военным.

Казак Неведров Алексей Александрович: Да, быть военным. Казак смелый, отважный, храбрый воин : воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь (Приложение).

Казак без коня – что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена

Мой дедушка рассказывал, что мальчики росли смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой. Особенно любили игру «Ваня-казачок».

Хотите поиграть в эту игру?

Девочка:

Под берёзой за рекой

Пашет Ваня молодой,

Пашет чёрную землицу,

Сеет жёлтую пшеницу –

Первым он идет играть.

Дети играют песню ВАНЯ-КАЗАЧОК

Казак : А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?

Дети и Атаман.

Казак Неведров Алексей Александрович: Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Казак Неведров Алексей Александрович (показывает иллюстрацию с портретом Матвея Ивановича Платова) : Назовите имя легендарного атамана.

Дети: Матвей Иванович Платов.

Казак Неведров Алексей Александрович: Матвей Иванович Платов – граф, русский генерал от кавалерии. Сподвижник А. В. Суворова. Войсковой атаман Донского казачьего войска. В Отечественную войну с Наполеоном успешно командовал Донским казачьим корпусом. В Бородинском сражении совершил рейд в тыл противника. За 6 месяцев борьбы с Наполеоном донские казаки истребили и взяли в плен огромное количество французов. Громадное количество серебра, взятого у французов, казаки сдали, как пожертвование в церкви.

Матвей Иванович является основателем столицы казачества – Новочеркасска (Приложение).

Хозяйка: Алексей Александрович, наши дети знакомы с историей рождения и воспитания будущего атамана Матвея Ивановича Платова. В этом году наши дети стали победителями конкурса театрального искусства «И слова живого звучащий родник», где представляли музыкально-литературную композицию «Слава Платову герою».

Группа детей представляет музыкально-литературную композицию

Ребё нок: Представляем музыкально-литературную композицию

Все: «СЛАВА ПЛАТОВУ ГЕРОЮ»

Дед:

Расскажи, Матвей Иваныч,

Про удалых казаков,

Про походы боевые

Наших дедов и отцов.

Казачка :

Ты геройскими делами

Славу дедов и отцов

Воскресил опять меж нами.

Ты – казак из казаков!

Платов:

Честь геройскую любя,

Мчусь я в бой напропалую:

За царя, за Русь святую,

Не жалея сам себя!

Шашка, пика, верный конь,

Рой наездников любимый –

С ними мы неотразимы,

Мчимся в воду и огонь!

Молодая казачка :

В скороходах-сапогах

Ты летишь на бурке-сивке,

Как колдун на облаках.

Свистнешь – лист с дерев валится,

Крикнешь – вмиг перед тобой

Рать удалая родится,

Точно в сказочке какой!

Казачка :

И за то тебе мы, воин,

Песню громкую споём.

Ты герой наш, ты достоин

Называться казаком!

Исполняют песню СЛАВА ПЛАТОВУ ГЕРОЮ

Мальчик:

Вьётся лентой степная дорога

И в цветах утопают станицы,

Казаки от родного порога

Защищать уезжают границы.

Дети играют казачью песню КАК У НАШЕЙ СОТНИ

Казак Неведров Алексей Александрович: А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.

Я хочу оставить на память в музее дорогую мне фотографию моего дедушки-казака, воина Алексея Александровича.

Хозяйка: Спасибо Алексей Александрович, за ваш подарок и интересную встречу.

Хозяйка:

По фотографиям семейным

Знакомимся с историей военной,

С народным бытом тех веков,

С отвагой донских казаков.

– Итак, сегодня к нам пришёл Солодкий Никита с дедушкой.

Это вторые победители нашего проекта – семья казаков Солодких

Они принесли на временное пользование старинные вещи, которые получили от своей бабушки. Посмотрите, вот семейный альбом 19 века и Икона Божьей Матери 18 века.

И сегодня они нам расскажут интересную историю об этих предметах и о своём дедушке Братухине.

Никита: Сегодня я представляю Вам икону Божьей Матери 18 века. Она появилась в семье казака Братухина Василия Титовича в станице Кумовка Волгоградской области. Этой иконой Василия благословила мама. Когда он пошёл воевать в первую мировую войну, она его защитила, и он вернулся с фронта живой и невредимый. А ещё он хорошо пел и любил песни о казаках, о Доне. Послушайте его любимую песню «Как за Доном за рекой»

Исполняет песню «КАК ЗА ДОНОМ ЗА РЕКОЙ»

Дедушка: Эту икону передали в семью Братухина Константина Потаповича. Когда он вырос, началась Великая Отечественная война.

(звучит аудиозапись песни «Священная война»)

Константина тоже благословила мама, когда он пошёл воевать. Всю войну он прошёл и ни разу не был ранен. Вернулся с фронта живым.

А сама икона находилась в горящем Сталинграде и тоже уцелела. Сегодня мы хотим оставить у вас альбом с фотографиями и эту икону, чтобы она оберегала детишек вашего детского сада.

Хозяйка: Спасибо за интересный рассказ, (обращается к детям) : Вам он понравился?

Давайте поблагодарим наших гостей и исполним для них старинную казачью песню «Шашка».

Казачок :

Мы – донские казачата,

Мудрых прадедов внучата.

С острой шашкой и конём

Мы в бою не подведём!

Казачок :

Нам дано такое право

Сохранить былую славу

Наших дедов и отцов –

Дона славных молодцов.

Исполняют песню ШАШКА

Хозяйка: Я знаю, что вы не только сами изучаете историю родного казачьего края, но и делитесь своими знаниями, чтобы все люди любили свою малую Родину. Ваша Фольклорная группа «Аюшки» участвовала и побеждала на фестивалях военной песни «Казачок и «Наш край», а также участвовала в Городском конкурсе активов музейных комплексов г. Волгограда, посвящённом 65-й годовщине победы под Сталинградом и заняла 2-е место, где дети рассказывали о воинской славе наших земляков-казаков.

Мы живём в казачьем крае, где дружно живут люди и других национальностей. Они трудятся и растят своих ребятишек, которых приводят в наш детский сад «Крепыш», где мы живём дружной весёлой семьёй и не забываем об истории нашего родного края.

Но наша встреча подошла к концу. Вам понравились наши посиделки?

Ответы детей.

Хозяйка: А сейчас я приглашаю вас на наше традиционное чаепитие.

По окончании занятия – традиционное чаепитие.

Список используемой литературы:

"Проектная деятельность старших дошкольников / авт. -сост. В. Н. Журавлёва. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. – 202 с. : ил.

Шалыгин В. В., автор-составитель, член Союза журналистов России. Мой край родной казачий. Усть-Медведицкий округ области Войска Донского. – 2-е изд. - Волгоград: Станица-2, 2004 – 368 с.

Литература с этнокультурным казачьим содержанием. Хрестоматия. /Под ред. проф. В. И. Супруна. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2007. – 320 с.

Изучение этнокультурного казачьего компонента литературного образования: Методическое пособие / Сост. Г. М. Вялкова. – Волгоград:, 2007. Издательство ВГИПК РО. – 188с.

Картины былого Тихого Дона Том 1. МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГРАНИЦА», 1992.

Раз, два, три, четыре, пять, мы идё м с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. Для учителя и учащихся / Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. –М. : Просвещение. 1995. – 224 с.

«Детский игровой фольклор Волгоградской области». Репертуарно-методический сборник. ОНПЦ «Культура». Волгоград - 1997, Н. Атанова.

Сластёнова И. В. Селезень утицу догонял: Игровой фольклор Волгоградскоцй области: Репертуарно-методический сборник. Вып. 1/ВГИИК, ВГПУ. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 138 с. : нот.

Люлёшки. Репертуарно-методический сборник для руководителей детских фольклорных ансамблей. Казачьи песни, русские народные песни и игры. Автор-составитель Н. А. Резчикова. Волгоград, 2004 г., -33с.

Публикации по теме:

Методическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возраста Логоритмические песенки помогают детям с речевыми нарушениями преодолеть речевые и сопутствующие нарушения путем развития и коррекции неречевых.

Методическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возраста Собирает лето чемоданы Говорят, июль - макушка лета. Взбиралось-раскачивалось лето долго, а теперь катится, не останавливаясь! Не успеем.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка игры «Космос» для старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос» (для старшего дошкольного возраста) I. Планомерное обогащение опыта детей 1. Рассматривание энциклопедий: - «Почему.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия по истории казачества для детей старшего дошкольного возраста «Воинская слава казака»
Опубликовано: 19 мая 2021 в 20:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД