Папки-передвижки

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Развитие связной речи»

Ирина Кривая
Методическая разработка занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Развитие связной речи»

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста на тему

«Развитие связной речи через воспитание любви к Родине»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В. А. Сухомлинский.)

Публикация «Методическая разработка занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста „Развитие связной речи“» размещена в разделах

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л. Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Данная методическая разработка адресована педагогам дошкольного образования. Тема нравственно - патриотического воспитания включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос ребенок, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен в жизни нашей страны все более заметной стала утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Поэтому необходимо еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, ее героическом прошлом; интерес к ее изучению в будущем

Актуальность. Проблема нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых главных задач нашего времени. В настоящее время у детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах барби и вымышленных персонажах, таких как человек-паук, бетман и др. Современные дети мало знают о родном посёлке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

ФГОС определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Новизна и значимость предлагаемой разработки заключается в том, что вместе с основными путями патриотического воспитания, целями и задачами, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов, решается одна из главных задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Материал методической разработки подобран с возрастом детей и рассчитан на хорошее восприятие дошкольниками подготовительной к школе группе. Дети получают представление о стране. в которой мы живем, о красоте русской природы, о талантах русского человека.

Разработка знакомит дошкольников с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

В методическую разработку включено эмоциональное вступление в виде стихотворение «Здравствуйте»,. которое с первых его строк направляет детей к разговору о нашей России, Родине, крае. А также используются стихи, пословицы, поговорки. Дидактическая игра помогает детям подобрать множество красивых слов, которые характеризуют нашу Родину. Дети продолжают знакомиться с достопримечательностью нашей Родины: растительным и животным миром, реками, городами. Особую ценность представляет то, что знакомя детей с историей, государственной символикой а также чудо- мастерами у ребенка формируется тот фундамент на котором будет вырастать более сложное образование- чувство любви к своему Отечеству.

Цель: Расширять представления детей о стране, в которой мы живём. Вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского человека.

Обучающие задачи: Продолжать формировать представления детей о нашей стране. Систематизировать знания детей о символике страны. Закрепить название городов, рек, названия народных промыслов.

Развивающие задачи : Развивать интерес к истории и культуре родной страны. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей. Развивать внимание, память, связную речь, интонационную выразительность речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь и гордость за свою Родину с помощью художественного слова, патриотические чувства к России, к русскому народному творчеству.

Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, миролюбие.

Подготовительная работа: Изучение материала из Лепбука «Изба»

Ход занятия.

Все:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Воспитатель:

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о Родине, стране в которой мы с вами живем. Почитаем прекрасные стихи, которые написали поэты на эту тему.

Звучит спокойная, тихая музыка.

Воспитатель:

Распростерлись в дымке синей

Величавые края,

Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина моя!

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает жизнь… Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!

Ребенок: Родина! А какая она, наша Родина?

Стихи читают дети:

1-й. Цветет над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят,

Какая родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

2-й. Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая

Не сосчитать ее добра!

3-й. Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз,

Какая Родина счастливая,

И это счастье все для нас!

Воспитатель:

- Такими красивыми и понятными словами поэта В. Бокова, вы рассказали, какая наша Родина.

Народ придумал много пословиц и поговорок о Родине. Ребята кто может рассказать?

Дети: «Человек без Родины – что соловей без песни». «Одна у человека мать, одна у него Родина». «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша». «Родина любимая – мать родная».

Воспитатель:

- Конечно, слово Родина, означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.

- Родину еще отчизной, отечеством называют, а дом родной – называют «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.

- Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаковое. Есть родное небо – это то, под которым ты родился и живешь.

Ребенок: стихотворение «Родного неба, милый свет» В. Жуковский.

Родного неба, милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру и скажем какая наша Родина.

Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к слову Родина. (большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, могучая, родная, заботливая, радушная, гостеприимная).

Воспитатель: Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова. А вы знаете, в какой стране вы живете?

Дети: (Россия)

Воспитатель: Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живем.

Ребенок: стихотворение «Россия» Коваль-Волков.

Ты людям явилась впервые

В названии реченьки – Рось

Потом обернуться Россией

Росинке лесной довелось.

Тебя мы у сердца носили

В боях заслоняли собой

Ты больше чем мать,

Ты Россия

И все мы бессмертны тобой.

И нет в мире слова красивей

Оно, словно солнце во мгле

И именем светлым Россия

Все росы горят на земле.

Воспитатель: Наша страна Россия, очень большая, даже можно сказать огромная.

Показ карты Российской Федерации.

Дети:

1-й: Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы!

2-й: Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга!

3-й: И поезд по стране моей

К границе до границы

Не меньше, чем за десять дней,

И то едва домчится!

Вместе: Как огромна и красива

Наша Родина – Россия!

Воспитатель: Конца и края не видно. С одного конца на другой нужно ехать на поезде около недели.

-Разнообразна природа нашей страны, это серая тундра, зеленая тайга, коричневые горы, белый север. Есть в ней моря и реки известные всем.

- Как называют людей, живущих в России?

Дети: Россияне.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по России, а так как наша страна огромная, давайте полетим на самолёте. Занимайте места в салоне самолёта, мы отправляемся.

(Звучит объявление в аэропорту, звук взлетающего самолёта).

Дети проходят в салон самолёта.

Первая станция называется «Знайкина».

Воспитатель: Какие деревья растут в лесах России? Дети (берёза, дуб, ель, сосна, осина,

ива, кедр)

Какие животные живут в лесах России? Дети (медведь, заяц, лиса, волк,

ёж, олень, белка)

Какие ягоды можно собрать в лесах России? Дети (черника, брусника,

голубика, земляника, клюква, смородина, шиповник.)

Назовите города России. Дети (Новосибирск, Волгоград, Санкт-Петербург,

Воронеж, Ростов, Сочи, Владивосток, Омск, Красноярск, Краснодар)

Назовите реки России. Дети (Лена, Волга, Ока, Енисей, Обь, Дон, Кубань)

А теперь мы отправляемся дальше, и поедем мы на поезде.

( Звучит: гудок поезда)

Дети проходят в импровизированный поезд.

Вторая станция называется «Государственная»

Воспитатель: У каждой страны есть главный город – столица, а какой город является столицей России?

Дети: Москва.

Воспитатель: Кто является президентом России?

Дети: В. В. Путин

Воспитатель: А где работает Президент России? (В Москве, в Кремле).

Воспитатель: У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн. К ним надо относиться с уважением.

Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимаются во время побед. Ребята, как мы можем узнать флаг России?

Дети: На флаге России изображены три полосы. Каждая полоса имеет свое значение.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.

Красный цвет – это символ силы. Наша страна сильная, миролюбивая.

Дети выкладывают флаг из полосок.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением герба России.

Воспитатель: Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите? (Ответы детей.) Орёл с двумя головами, у орла раскрытые крылья, на головах короны, в одной лапе орёл держит скипетр, а в другой державу. Каждый элемент герба имеет своё значение. В Российском гербе присутствуют серебряный и золотой цвет. Золотой (жёлтый) обозначает богатство, а серебряный чистоту.

Игра: «сложи герб России» (выполняется методом наложения).

Воспитатель: Гимн – самая главная песня нашей страны, его должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к нему с трепетом и уважением.

Музыку к нашему гимну написал композитор Александров, а слова, хорошо вам известный поэт Сергей Михалков, тот самый, который написал всеми вами любимого Дядю Стёпу.

Послушайте пожалуйста, Гимн России. Я прошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству, к своей Родине.

Звучит Гимн Российской Федерации.

Воспитатель: Следующая станция «Историческая»

Представим, что мы путешествуем на «машине времени», делаем моментальные снимки и помещаем их в альбом: что-то было давно, а что-то недавно.

Дети расставляют картинки в нужной последовательности.

1. Пещера, избушка, особняк, современный многоэтажный дом.

2. Костер, лучина, керосиновая лампа, люстра.

3. Телега, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль.

4. Человек в набедренной повязке, платье 18-19века, современная одежда.

5. Бревно, лавка, старинное кресло, современное кресло.

6. Плот, лодка, парусник, пароход, лайнер.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно справились с заданием.

Воспитатель: Мы отправляемся дальше. Станция называется «Праздничная» и мы пойдем пешком, а по дороге мы поиграем в русскую народную игру «Ручеёк».

Воспитатель: Славиться Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Детей встречает Матрешка.

Матрё шка: Здравствуйте дорогие ребята, я очень рада, что вы приехали к нам на ярмарку. Полюбуйтесь, какой красивый у меня товар, все сделано с любовью руками российских мастеров. А меня вы узнали? Послушайте про меня загадку.

1. Разноцветные подружки любят прятаться друг в дружке. Кто это?

(Матрёшка.)

- Конечно, это всем нам знакомая матрёшка. Это я!

А сейчас я хочу проверить, знаете ли вы, какой у меня товар?

- Послушайте внимательно загадки.

2. Это роспись – просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком. (Гжель.)

Матрё шка: Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.

3. Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

4. Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы узор.

Но отвести не в силах взор. (Дымковская игрушка)

5. Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса:

Конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит,

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают. (Городец)

6. Расписной поднос красивый,

Ярок в нем узор на диво,

В нем вся русская краса,

Красок дивных чудеса. (Жостово)

Матрё шка: Молодцы, ребята, вы знаете все изделия Российских мастеров.

Матрешка: Что ещё относится к русскому народному творчеству?

Дети- (русские народные – песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, потекши, былины, игры, инструменты, танцы, костюмы)

Дети: И сегодня мы пришли в русских народных костюмах и хотим станцевать для Вас хоровод. (дети танцуют хоровод «Во поле берёзка стояла»).

Матрешка: Как замечательно вы танцуете, вы очень меня порадовали. Я хочу вас угостить сахарными петушками.

Дети благодарят Матрешку.

Воспитатель: Наше путешествие почти закончилось. И нам с ребятами хотелось бы закончить его такими прекрасными словами:

Дети:

1-й. Для меня Россия – белые берёзы,

2-й. Для меня Россия – утренние росы,

3-й. Для меня Россия ты всего дороже.

4-й. У моей России длинные косички,

5-й. У моей России светлые реснички,

6-й. У моей России голубые очи.

7-й. На меня Россия ты похожа очень.

8-й. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

9-й. Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

10-й. Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Все: Ведь Россия наша – это мы с друзьями!

Воспитатель:

Пока вы ещё маленькие, вы не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будите любить своих друзей и близких, не будите ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – Россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Давайте все дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»

Список литературы:

1. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.

2. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», С. - Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 г.

3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», Москва, 2008 г.

4. Т. В. Калинина Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008 г.

5. В. Моторин «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11

6. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.

7. М. Ю. Новицкая «Патриотическое воспитание в детском саду». – М. : Линка-пресс, 2003 г.

8. И. В. Петрова, Т. Д. Стульчик «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва, 2008 г.

9. Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет», М. : ТЦ Сфера, 2008 г.

10. Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию [Текст]/Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2008. - №2. - С. 11-14.

11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М. : ТЦ Сфера, 2004 г.

12. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методические рекомендации. Маханева М. Д.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста Ход НОД. Подзываю детей к себе и предлагаю прочитать письмо, которое прислала Русалочка: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости.

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия» «Моя Родина - Россия» Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Закрепить знания детей о государственных.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Автор публикации:
Методическая разработка занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Развитие связной речи»
Опубликовано: 24 января 2020 в 15:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД